РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2021 года рп Арсеньево Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Деркача В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миляевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2- 295/2021 по иску Ивановой Юлии Владимировны, Литвиновой Натальи Викторовны, Демидовой Татьяны Владимировны к администрации муниципального образования Арсеньевский район о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на жилой дом,
установил:
Иванова Ю.В., Литвиновой Н.В. и Демидова (фамилия до брака - Литвинова) Т.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Арсеньевский район о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кв. б/н, в перепланированном состоянии, признании права общей долевой собственности на жилой дом, прекратив право собственности на квартиру.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что им на праве долевой собственности, по 1/3 каждому, принадлежит квартира № б/н, расположенная в одноквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Истцами выполнены работы по перепланировке внутренних помещений указанной квартиры путем демонтажа перегородок. Согласно техническому заключению объект пригоден для дальнейшей эксплуатации по функциональному назначению, он не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, архитектурные и экологические нормы и правила, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Принадлежащая им квартира фактически является жилым домом и эксплуатируется как жилой дом.
Просят суд сохранить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кв. б/н, в перепланированном состоянии; признать за ними право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, прекратив право их совместной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду заявления в которых просили о рассмотрении дела в их отсутствие и указали на полную поддержку заявленных требований.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Арсеньевский район в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил равно как и не представил совей позиции по заявленному иску.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 8, 12 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 16 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартиры, часть квартиры, комната.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, и предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права серии 71-АГ №№, № и № от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о праве на наследство по закону серии №5 от 12 октября 2012 года, Литвиновой Н.В., Ивановой Ю.В. и Литвиновой (в настоящее время Демидовой) Т.В. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира площадью 64,7 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, кв. б/н, по 1/3 доли за каждым.
Согласно техническому заключению № б/н от 26 января 2021 года истцами произведена перепланировка принадлежащей им квартиры, в результате которой был осуществлен демонтаж перегородок по ряду «1`» и оси «А`».
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией объектов капитального строительства является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии сост. 51 Градостроительного Кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В соответствии с п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании перепланировки законной. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, произведшее перепланировку, надлежащие меры в ее легализации, в частности к получению разрешения на работы и/или акта ввода перепланированного объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании перепланировки законной подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками признания такой перепланировки законной являются отсутствие разрешения на ее реализацию и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых, лицо, произведшее эту перепланировку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение перепланировки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью.
Согласно упомянутому выше техническому заключению № б/н от 26 января 2021 года, выполненные работы по перепланировке не снижают несущей способности и эксплуатационной пригодности основных несущих строительных конструкций и их элементов, не влияет на пространственную жесткость и устойчивость здания в целом.
Дальнейшая безаварийная (не создающая угрозы жизни и здоровью проживающих в нем граждан) эксплуатация жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, по своему функциональному назначению после выполненной перепланировки возможна.
Данному заключению суд придает доказательственное значение и кладет в основу настоящего решения, поскольку оно выполнено специалистом, обладающим специальными познаниями, с использованием нормативных документов и специальной литературы.
Таким образом, судом установлено, что параметры перепланировки жилого помещения, не противоречат требованиям, предъявляемым к размерам и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, соответствует параметрам, установленным правилами землепользования и застройки.
Суд, проанализировав доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к выводу о возможности сохранения жилого помещения (квартиры № б/н), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> перепланированном состоянии.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно техническому паспорту от 30 декабря 2020 года, выданному ГУ ТО «Областное БТИ», жилой дом № расположенный по адресу: <адрес>, состоит из одной квартиры (лит.А) и веранды (лит.а). Общая площадь квартиры, включая веранду, составляет 65,7 кв.м.
Квартира состоит из трех жилых комнат, площадью 11,8 кв.м, 13 кв.м и 9,6 кв.м, а также кухни, площадью 15,8 кв.м, коридора, площадью 9,6 кв.м и ванной, площадью 5,9 кв.м. Площадь веранды составляет 14,9 кв.м
Из ситуационного плана следует, что площадь земельного участка по фактическому использованию составляет 1 595 кв.м.
В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В то же время, в соответствии со статьей 15 ЖК Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (часть 2).
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч. 1). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2).
Положения ст.ст. 558 и 673 ГК РФ указывают на жилой дом как недвижимую вещь, которая может быть объектом сделок, если является индивидуально-определенной вещью.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Анализируя приведенные нормы права, суд расценивает данный одноквартирный дом как самостоятельный жилой дом, поскольку помимо единственной квартиры в нем, дом имеет еще и веранду, однако других вспомогательных помещений, либо помещений принадлежащих другими лицам, больше в нем нет, что говорит о едином объекте как жилом доме, а не как об одноквартирном жилом доме. Тем более такое понятие как одноквартирный жилой дом в законодательстве отсутствует.
В этой связи, данный дом является индивидуальным жилым домом, следовательно его постановка на государственный кадастровый учет является осуществимой без нарушения прав других лиц.
В силу вышеизложенного, суд полагает правильным закрепить в собственность за истцами данный жилой дом, вместо принадлежащей им в этом доме квартиры, поскольку это является единым объектом.
При этом, исходя из определения жилого помещения, содержащегося в ст. 16 ЖК РФ, одноквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, утрачивает такой статус и становится жилым домом. Поэтому следует разрешить вопрос о приведении в соответствии статуса указанного строения, таким образом, чтобы считать его жилым домом а не одноквартирным жилым домом.
Судом также установлено, что находящееся в собственности истцов жилое помещение отвечает требованиям, предъявляемым законом к понятию жилого дома, а поэтому заявленный иск и в этой части также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░. ░/░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 65.7 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░: ░░░.░, - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░.░ - ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ 1/3 (░░░░ ░░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░