Гражданское дело № 2-178/23
УИД 24RS0034-01-2023-000099-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 04 мая 2023 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре судебного заседания Говоровой А.В.,
с участием представителя истца КГКУ «УСЗН» в лице Борисовой Т.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
ответчика Шкадронова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-178/23 по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Шкадронова О.А. о взыскании излишне выплаченных денежных сумм и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Манского районного суда от КГКУ «УСЗН» (далее - в том числе или Учреждение или Управление) поступило исковое заявление к Шкадронова О.А. о взыскании излишне выплаченных денежных сумм.
Исковые требования КГКУ «УСЗН» аргументированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Шкадронова О.А. обратилась в ТО Управления по Манскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Правительством Красноярского края издано Постановление от 30 сентября 2013 г. № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее - Постановление от 30 сентября 2013 г. № 507-п или Программа), согласно которому государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма). Постановлением от 30 сентября 2013 г. № 507-п в подп. 3.4.4.10 определено, что мероприятие 2.16 Перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок назначения государственной социальной помощи), приведенном в приложении № 11 к Подпрограмме, и этот Порядок распространяется на отдельные категории граждан, проживающих на территории Красноярского края, к которым, согласно п. 2 Порядка назначения государственной социальной помощи, относятся малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущие семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае». ТО Управления по Манскому району на основании указанного заявления Шкадронова О.А. принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта, в связи с чем со Шкадронова О.А. заключен социальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Контракт) сроком на 06 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому Шкадронова О.А. предоставлена ежемесячная денежная выплата в размере 13 137 руб. 00 коп. для осуществления иных мероприятий, и эта выплата перечислена на расчетный счет Шкадронова О.А., указанный в заявлении. ДД.ММ.ГГГГ, тем не менее, ТО Управления по Манскому району принято решение о прекращении оказания Шкадронова О.А. государственной социальной помощи и расторжении Контракта в одностороннем порядке на основании подп. 4 п. 34 Порядка назначения государственной социальной помощи вследствие невыполнение Шкадронова О.А. мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в абз. 1 п. 33 Порядка назначения государственной социальной помощи. ТО Управления по Манскому району в последующем в адрес Шкадронова О.А. направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении оказания государственной помощи и возврате полученных денежных средств в размере 52 548 руб. 00 коп., однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» от Шкадронова О.А. не поступили.
Основываясь на изложенных обстоятельствах КГКУ «УСЗН», просит суд: «1) взыскать с Шкадронова О.А. излишне выплаченные денежные средства государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 52 548 руб. 00 коп. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управления социальной защиты населения»; 2) взыскать с Шкадронова О.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 776 руб. 44 коп.».
ДД.ММ.ГГГГ судом вынесено определение, на основании которого к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики Красноярского края (далее - Министерство).
Министерство, являясь третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, ознакомившись с исковыми требованиями Управления представило на них свой отзыв, в котором Министерство выражает согласие с заявленными требованиями в полном объеме, ссылаясь на то, что позиция Учреждения, выраженная в решении от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта правомерна, соответствует требованиям Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п (л.д. 52 - 53).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания: 1) представитель истца КГКУ «УСЗН» Борисова О.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям изложенным в иске, обратила внимание суда на то, что Шкадронова О.А. в нарушение Контракта не произвела ремонт в квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; 2) ответчик Шкадронова О.А. с исковыми требованиями Управления не согласилась, указала на то, что обратила внимание суда на то, что: А) при заключении Контракта до нее не была доведена информация о том, что при нарушении обязательств по этому соглашению с нее будут взыскиваться денежные средства в полном объеме, сам Контракт она подписала, не читая, необходимости ремонта квартиры по адресу: <адрес>, не имелось, а полученные денежные средства она (Шкадронова О.А.) потратила на приобретение кухонной плиты и согласна выплатить Управлению 13 137 руб. 00 коп., которые были получены ею по последнему перечислению в 2021 г.; Б) осуществить выплату денежных средств, полученных по Контракту от Управления, в полном объеме она (Шкадронова О.А.) не сможет, поскольку у нее на иждивении находятся двое детей, которые являются малолетними, и соответствующего дохода у нее не имеется; 3) представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, предоставил отзыв, согласно которому просит рассмотреть гражданское дело без его участия (л.д. 53).
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 153, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), проводит в отсутствие неявившихся участников процесса, не пожелавших воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Рассмотрев материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные Министерством требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией РФ в ст. 72 установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» в ст. 33, 24 установлено, что: 1) высший исполнительный орган субъекта РФ в соответствии с компетенцией субъекта РФ и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта РФ в том числе осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан; 2) финансовый орган субъекта РФ является обязательным исполнительным органом субъекта РФ, формируется в соответствии с законодательством субъекта РФ и осуществляет составление и организацию исполнения бюджета субъекта РФ, а также иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) установлено, что: 1) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34); 2) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38); 3) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения (ст. 69); 4) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (ст. 306.4); 5) государственные программы РФ, государственные программы субъекта РФ, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (ст. 179).
Положениями п. 1 ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) определено, что: 1) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности; 2) в соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Правилами ст. ст. 309, 310 ГК РФ установлено, что: 1) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; 2) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Положениями п. 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
ГК РФ в ст. 1109 регламентировано, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным этим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.
Правилами ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 этого Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 507-п утверждена Государственная программа Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее - Программа или Постановление от 30 сентября 2013 г. № 507-п), в соответствии с которой: 1) целями государственной программы являются повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке в Красноярском крае и повышение качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию; 2) социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан; категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края (далее - край); 3) в перечень подпрограмм государственной программы включена подпрограмма «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» (далее - Подпрограмма).
Положениями пп. 5.1.1, 5.1.3, 5.1.4 Программы установлено, что: 1) мероприятия Подпрограммы направлены на выполнение обязательств РФ и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности, меры социальной поддержки отдельным категориям граждан предоставляются, также в денежной форме, в том числе: ежегодные, ежемесячные денежные выплаты, социальные доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты, субсидии гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 2) целью Подпрограммы является выполнение обязательств РФ и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности; 3) реализация Подпрограммы № 1 рассчитана на 2014 - 2024 гг.
Постановлением от 30 сентября 2013 г. № 507-п в п. 3.4.11 предусмотрено, что мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к Подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее - Порядок назначения государственной социальной помощи), в свою очередь, устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь) отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края, право на получение которого имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные ч. 1 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 г. № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Правилами пп. 7, 8, 13, 27, 28, 35, 36, 38 Порядка назначения государственной социальной помощи установлено, что: 1) уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 6 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает иные мероприятия; 2) малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с п. 14 этого Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению иных мероприятий; 3) при реализации мероприятия, указанного в подп. 4 п. 8 Порядка назначения государственной социальной помощи, заявителю предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (но не более 06 месяцев); 4) уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; 5) получатель ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно Приложению № 2 к форме социального контракта; 6) основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в п. 34 Порядка назначения государственной социальной помощи); 7) уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления непредставление получателем ежемесячного отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в соответствии с абз. 1 п. 28 данного Порядка; 8) получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпп. 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 п. 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 02 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений); соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения; 9) денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Правилами п. 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» от 18 июня 2021 г., определено, что территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс.
ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, Шкадронова О.А., зарегистрированная по адресу: <адрес>, обратилась в ТО Управления по Манскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта при следующей, возникшей трудной жизненной ситуации: потеряла работу, доход имеет от временных заработков, и в этом обращении Шкандронова О.А. указала на то, что преодоление трудной жизненной ситуации может быть осуществлено в результате осуществления иных мероприятий (мероприятий в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования) (л.д. 15 - 17).
ТО Управления по Манскому району в лице начальника Фоноберова О.М. вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Шкадронова О.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта, как малоимущей семье, и об этом решении Шкадронова О.А. направлено указанным органом направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой государственная социальная помощь назначается период назначения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 19).
ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «УСЗН» и Шкадронова О.А. заключен социальный контракт № (далее - Контракт), согласно которого: 1) предметом Контракта является сотрудничество между Управлением и Шкадронова О.А. по реализации мероприятия (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Шкадронова О.А. (ее семьи), и последствия которых она (ее семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), указанных в п. 1.2 Контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно Приложению № к Контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - государственная помощь); 2) мероприятия (действия) направленные на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Шкадронова О.А. (ее семьи), и последствия которых она (ее семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно (далее - иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации), в целях удовлетворения текущих потребностей Шкадронова О.А. (ее семьи): приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов; в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни; 2) виды и размер государственной помощи, порядок ее оказания: 2.1) государственная помощь по Контракту назначается в сумме 78 822 руб. 00 коп.; 2.1.1) размер ежемесячной денежной выплаты по мероприятию «иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации» составляет 13 137 руб. 00 коп., продолжительность выплаты 06 месяцев
Шкадронова О.А. в соответствии с п. 4.1 Контракта приняла на себя обязательства: 1) предпринять активные действия по выполнению мероприятий, предусмотренных Контрактом; 2) с целью удовлетворения текущих потребностей приобрести товары первой необходимости, одежду, обувь, лекарственные препараты, товары для ведения личного подсобного хозяйства, пройти лечение, профилактический медицинский осмотр, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также приобрести товары для обеспечения потребности семьи Шкадронова О.А. в товарах и услугах дошкольного и школьного образования, предусмотренные программой социальной адаптации; 3) расходовать государственную помощь, полученную в объеме и на цели, указанные в разделе 2 Контракта; 4) известить КГКУ «УСЗН» об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпп. 3, 8 - 10 п. 3.2.2 Контракта, а также об изменениях являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания Шкадронова О.А. (ее семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем Шкадронова О.А. (ее семье) имуществе на праве собственности в течение 02 недель со дня наступления указанного обстоятельства (изменений), соответствующее извещение представляется Шкадронова О.А. с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в Управление) или направляется в электронной форме на официальный адрес электронной почты КГКУ «УСЗН»; 5) предоставить по запросу Управления информацию об условиях жизни Шкадронова О.А. (ее семьи), в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; 6) представлять в Управление ежемесячно до 15 числа месяца, следующего отчетным, отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом и программой социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (пpи наличии документов), по форме согласно Приложению № 2 к Контракту лично, посредством почтового отправления, либо направления в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или краевого портала государственных и муниципальных услуг; 7) добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные Шкадронова О.А. вследствие ее злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания назначенной ей (ее семье) государственной помощи), в течение 30 дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи
Контрактом в п. 4.2 предусмотрено, что Шкадронова О.А. имеет право: 1) на оказание содействия от Управления по вопросам взаимодействия с органами местного самоуправления, организациями социального обслуживания и иными организациями в целях реализации Шкадронова О.А. мероприятий, предусмотренных Программой социальной адаптации; 2) на продление срока действия Контракта и Программы социальной адаптации (не более чем на половину срока, установленного п. 5.1 Контракта) при наличии уважительных причин, препятствующих выполнению Шкадронова О.А. обязательств, предусмотренных Контрактом, указанных в п. 3.2.1 этого Контракта, подтвержденных соответствующими документами.
КГКУ «УСЗН» и Шкадронова О.А. при заключении Договора согласовали условия, согласно которым: 1) Контракт заключается на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и вступает в силу со дня подписания его сторонами; 2) за нарушение обязательств, взятых на себя в соответствии с Контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством; 7) денежные средства, излишне выплаченные Шкадронова О.А. (ее семье) на основании Контракта вследствие ее злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания ей (ее семье) государственной помощи), возмещаются ею добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ (л.д. 20 - 22).
Приложением № 1 к Контракту предусмотрен план мероприятий состоит из: 1) оказание медицинских услуг (кодирование) до ДД.ММ.ГГГГ; 2) приобрести продукты питания до ДД.ММ.ГГГГ; 3) приобретение топлива до ДД.ММ.ГГГГ; 4) пройти диспансеризацию до ДД.ММ.ГГГГ; 5) погасить задолженность по ЖКУ до ДД.ММ.ГГГГ; 5) приобрести предметы первой необходимости до ДД.ММ.ГГГГ; 6) приобрести предметы первой необходимости до ДД.ММ.ГГГГ; 7) сделать ремонт жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ; 8) приобрести продукты питания до ДД.ММ.ГГГГ; 9) приобрести одежду, обувь для детей до ДД.ММ.ГГГГ; 10) оплатить коммунальные услуги до ДД.ММ.ГГГГ; 11) приобрести одежду, обувь для семьи, предметы первой необходимости, продукты питания до ДД.ММ.ГГГГ; 12) предоставление отчета о выполнении мероприятий ежемесячно (л.д. 23 - 24).
ТО Управления по Манскому району, тем не менее, предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Шкадронова О.А. перечислены меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 52 548 руб. 00 коп., а именно: в сентябре 2021 г. ГПС по социальному контракту в размере 13 137 руб. 00 коп.; в октябре 2021 г. ГПС по социальному контракту в размере 13 137 руб. 00 коп.; в ноябре 2021 г. ГПС по социальному контракту в размере 13 137 руб. 00 коп.; в декабре 2021 г. ГПС по социальному контракту в размере 13 137 руб. 00 коп. (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ Шкадронова О.А. предоставила в ТО Управления по Манскому району отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации, за период с 03 сентября по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Шкадронова О.А. выполнены следующие мероприятия: 1) оказание медицинских услуг (кодирование) на сумму 2 800 руб. 00 коп.; 2) приобретение продуктов питания на сумму 9 315 руб. 00 коп.; 3) оплата транспортных расходов на сумму 877 руб. 40 коп., что также подтверждается чеками (квитанциями) и договорами на оказание платных медицинских услуг (л.д. 25 - 30).
Шкадронова О.А. ДД.ММ.ГГГГ представила в ТО Управления по Манскому району отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации, за период с 03 октября по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Шкадронова О.А. выполнены следующие мероприятия: 1) приобретение топлива (дров) на общую сумму 13 000 руб. 00 коп.; 2) прошла диспансеризацию, что подтверждается справкой (л.д. 31 - 32).
ДД.ММ.ГГГГ Шкадронова О.А. представила в ТО Управления по Манскому району отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации, за период с 03 ноября по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Шкадронова О.А. выполнены следующие мероприятия: 1) оплата за коммунальные услуги в размере 3 000 руб. 00 коп.; 2) приобретение предметов первой необходимости на сумму 3 168 руб. 00 коп.; 3) приобретение дров на сумму 7 000 руб. 00 коп., что также подтверждается чеками (квитанциями) (л.д. 33 - 34).
Шкадронова О.А. в территориальное отделение по Манскому району Красноярского края КГКУ «УСЗН» предоставлен отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (без подписи и даты и без отметки об его принятии КГКУ «УСЗН», его территориальными органами), согласно которому Шкадронова О.А. выполнены следующие мероприятия приобретение продуктов питания в полном объеме и приобретение кухонной плиты, лишь предоставлены чеки об оплате проезда, частичного приобретения продуктов питания (л.д. 35 - 38).
ДД.ММ.ГГГГ ТО Управления по Манскому району: 1) вынесено решение, в соответствии с которым решено с ДД.ММ.ГГГГ прекратить оказание социальной помощи и досрочно расторгнуть Контракт, в связи с невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных Контрактом); 2) направлено уведомление в адрес Шкадронова О.А. о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта, в связи с невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, в полном объеме в установленные сроки (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, подтвержденных соответствующими документами), и о необходимости возвращения денежных средств, излишне выплаченных вследствие злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо для продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи), добровольно в течение 30 дней со дня получения настоящего уведомления (л.д. 39, 40).
ТО Управления по Манскому району в последующем: 2) ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шкадронова О.А. направлено уведомление о необходимости возврата денежных средств в краевой бюджет в течение 30 дней с момента получения уведомления, при этом, указано, что переплата за сентябрь-декабрь 2021 г. составила 52 548 руб. 00 коп., и это уведомление получено Шкадронова О.А. ДД.ММ.ГГГГ; 1) ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шкадронова О.А. направлено повторное уведомление о необходимости возврата денежных средств в краевой бюджет в течении 30 дней с момента получения уведомления, при этом, указано, что переплата за сентябрь-декабрь 2021 г., составила 52 548 руб. 00 коп., и это уведомление получено Шкадронова О.А. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41 - 42, 43, 44, 45).
Шкадронова О.А. доказательств, подтверждающих возврат КГКУ «УСЗН» предусмотренной Программой социальной выплаты на сумму 52 548 руб. 00 коп., не представила, равно как и не предоставила сведений об уважительной причине невыполнения мероприятий, предусмотренных Контрактом и Программой социальной адаптации, в полном объеме, в том числе обосновывающих невозможность осуществления ремонта в квартире, расположенной по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ по объективным причинам, а соответственно при таких данных, учитывая характер трат, произведенных Шкадронова О.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд признает, что Шкадронова О.А. свои обязательства по Контракту надлежащим образом не исполнила, использовала полученные денежные средства не по целевому назначению, предусмотренному Программой социальной адаптации на декабрь 2021 г., которая является приложением № 1 к Контракту.
Нарушение Шкадронова О.А. своих обязательств по Контракту, условий Подпрограммы и Порядка назначения государственной социальной помощи, в свою очередь, позволяет суду на основании ст. ст. 309, 310, 1102 ГК РФ взыскать с Шкадронова О.А. в пользу КГКУ УСЗН» денежную сумму в размере 52 548 руб. 00 коп., перечисленную Шкадронова О.А. в качестве государственной социальной помощи, предусмотренной Программой и Подпрограммой в соответствии с Постановлением от 30 сентября 2013 г. № 507-п.
Контракт, как считает суд, был заключен со Шкадронова О.А. в целях реализации мероприятия (действий, направленных на преодоление обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности Шкадронова О.А. (ее семьи), и последствия которых она (ее семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно), однако эти мероприятия в полном объеме не достигнуты в отношении Шкадронова О.А., в связи с чем полученные Шкадронова О.А. денежные средства подлежат возврату в полном объеме.
Шкадронова О.А., согласно представленным материалам, была ознакомлена с Контрактом в полном объеме, в том числе была уведомлена об условиях получения денежных средств, а также с Программой социальной адаптации, а также с порядком возврата денежных средств вследствие нарушений условий предоставления государственной социальной помощи, самостоятельно согласовала с КГКУ «УСЗН» перечень мероприятий, для выполнения которых ей предоставляются денежные средства, в связи с чем суд не принимает во внимание утверждение Шкадронова О.А. о том, что до нее не была доведена в полном объеме информация об условиях заключения Контракта и о порядке возврата получаемых по Контакту денежных средств.
ГПК РФ в ч. 1 ст. 98 определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96.
КГКУ «УСЗН» при обращении в суд уплатило государственную пошлину в размере 1 776 руб. 44 коп., исходя из цены иска 52 548 руб. 00 коп., а поскольку исковые требования КГКУ «УСЗН» удовлетворяются судом в полном объеме, то суд дополнительно взыскивает с Шкадронова О.А. в пользу Управления уплаченную государственную пошлину в размере 1 776 руб. 44 коп.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения», имеющего ИНН 2466276463, ОГРН 1142468053683, к Шкадронова О.А., имеющей паспорт гражданина РФ (серия №, №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) - удовлетворить полностью.
Взыскать с Шкадронова О.А. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управления социальной защиты населения» сумму излишне выплаченных денежных средств, представленных в качестве государственной социальной помощи на основе социального контракта, в размере 52 548 руб. 00 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 776 руб. 44 коп., а всего ко взысканию 54 324 руб. 44 коп.
Решение может быть обжаловано участниками процесса, прокурором в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы или представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 04 мая 2023 г.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов