Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-753/2023 ~ М-675/2023 от 18.10.2023

Дело № 2-753/2023

УИД 16RS0009-01-2023-000832-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2023 года Бавлинский городской суд Республики Татарстан

под председательством судьи Саитова М.И.

при секретаре Сафиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к индивидуальному предпринимателю Гибадуллиной З.Н. о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан) в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Гибадуллиной З.Н. (далее ИП Гибадуллина З.Н.) о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров, в обоснование иска указав, что в отношении ИП Гибадуллиной З.Н. на основании статьи 74 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» территориальным отделом в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила ). В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований установлены факты повторной продажи у одного продавца по адресу: <адрес>, с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 09 минут ИП Гибадуллина З.Н. вывела из оборота товар (обувь детская) с кодом идентификации . Однако, ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 53 минуты ИП Гибадуллина З.Н. допустила повторное выведение из оборота товара с указанным кодом идентификации путем розничной продажи, адрес расчета: <адрес>. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ /н. В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ИП Гибадуллиной З.Н. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В последующем в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований были установлены факты повторных продаж товаров, маркированных средствами идентификации, допущенные ИП Гибадуллиной З.Н. Таким образом, фактически в действия ИП Гибадуллиной З.Н. ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения, что указывает на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что в свою очередь свидетельствует о нарушении пункта 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , пунктов 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . На основании изложенного, истец просит признать действия ИП Гибадуллиной З.Н., выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по повторной продаже товаров, маркированных средствами идентификации в отношении неопределенного круга лиц, возложить на ИП Гибадуллину З.Н. обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно: не допускать ввод в оборот обувную продукцию с повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации).

Представитель истца Управление Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ИП Гибадуллина З.Н. в судебное заседание не явилась, заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствии, исковые требования признала.

Суд изучив материалы дела, ознакомившись с доводами истца, заявлением ответчика, приходит к следующему.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей «потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Честный знак - национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).

Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 указанной статьи, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Согласно пунктам 5, 16 статьи 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из пункта 9 Положения о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 года №515 (далее Правила №515) участниками оборота товаров являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе производители этих товаров, которые осуществляют представление оператору сведений о вводе в оборот, и (или) обороте, и (или) выводе из оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

По пункту 26 Правил №515 участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.

Исходя из пункта 2 Правил №515 вывод товара из оборота - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товара, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; «код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Согласно пункту 10 Правил №515, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Обязательная маркировка обувных товаров установлена распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 года № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» с целью снижения оборота контрафактной продукции.

Согласно пункту 2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 года №860 (далее Правила № 860), «вывод обувных товаров из оборота» означает реализация (продажа) или иная передача маркированных обувных товаров физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на обувные товары, в том числе розничная реализация (продажа), безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация; под «кодом идентификации» понимается последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга для целей идентификации обувных товаров, в том числе в потребительской упаковке; «маркировка обувных товаров средствами идентификации» - нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации обувных товаров на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров.

В силу пункта 3 Правил №860 обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров, в процессе оборота обувных товаров - при утрате средств идентификации обувных товаров или их повреждении, делающем невозможной идентификацию обувных товаров, либо при вводе в оборот обувных товаров, ранее выведенных из оборота, в том числе принятых от физических лиц в рамках договора комиссии, либо при вводе в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации.

При этом информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации обувных товаров (пункт 43 Правил № 860).

Пунктом 74 Правил № 860 закреплено, что участники оборота обувных товаров, осуществляющие продажу обувных товаров с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте обувных товаров, если операция осуществляется между участниками оборота обувных товаров, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, о выводе из оборота обувных товаров с использованием контрольно-кассовой техники или о возврате в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации, за исключением участников оборота обувных товаров, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Участники оборота обувных товаров, осуществляющие продажу маркированных обувных товаров или возврат в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота обувных товаров или о возврате в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации посредством контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота обувных товаров или о возврате в оборот обувных товаров с неповрежденным средством идентификации посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.

Исходя из пунктов 81 - 85 Правил № 860 в случае возврата обувных товаров, ранее выведенных из оборота путем продажи по образцам или дистанционным способом, на склад хранения участника оборота обувных товаров участник оборота обувных товаров представляет соответствующие сведения в информационную систему мониторинга и при необходимости осуществляет перемаркировку обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов. В случае возврата обувных товаров потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей участник оборота обувных товаров представляет соответствующие сведения в информационную систему мониторинга в соответствии с пунктами 76 - 79 настоящих Правил и при необходимости осуществляет перемаркировку обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов.

Поскольку код идентификации является уникальным для каждого экземпляра товара, повторное нанесение одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара недопустимо, как и повторное его сканирование и вывод из оборота. Повторные продажи могут возникать, в частности в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Поступление в ГИС МТ информации о повторной продаже одного и того же экземпляра товара свидетельствует, что ответчик реализует товары с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

Судом установлено, что ИП Гибадуллина З.Н. является действующим индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В отношении ИП Гибадуллиной З.Н. на основании статьи 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://gov.crpt.ru «Честный знак» было проведено мероприятие-наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных пунктом 10 Правил маркировки товаров подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 года №515, пунктами 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 года №860.

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных работ требований были выявлены неоднократные отклонения при реализации ИП Гибадуллиной З.Н. обувной продукции по адресу: <адрес>, а именно ДД.ММ.ГГГГ ИП Гибадуллина З.Н. вывела из оборота товар (обувь детская) с кодом идентификации .

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 53 минуты ИП Гибадуллина З.Н. допустила повторное выведение из оборота товара с вышеуказанным кодом идентификации путем розничной продажи.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ /н.

ДД.ММ.ГГГГ ИП Гибадуллиной З.Н. было выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований за , в котором предложено обеспечить соблюдение не допускать ввод в оборот обувную продукцию с повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации).

Вышеуказанные факты нарушают пункт 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 года №515; пункты 81, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 года №860.

В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ИП Гибадуллиной З.Н. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Однако ИП Гибадуллина З.Н. продолжает нарушать обязательные требования, предусмотренные пунктом 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 года №515; пунктами 81,85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 года №860, что свидетельствует о нежелании хозяйствующим субъектом добровольно устранять нарушения. Фактически, в действиях ИП Гибадуллиной З.Н. ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения.

Все отклонения, фиксируемые ГИС МТ «Честный знак», указывают на повторную продажу одного и того же товара с одним и тем же кодом идентификации без возврата товара в оборот, что может свидетельствовать как о нарушении Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, выразившимся в невнесении информации о возврате товара, так и о неоднократном копировании кодов идентификации, то есть реализации немаркированного товара, что также является нарушением действующего законодательства.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализация товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.

Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по продаже товаров с повторно сформированным кодом маркировки являются противоправными.

Поскольку действия ответчика по несоблюдению обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, признаны противоправными, суд, разрешая вопрос о прекращении соответствующих действий, исходит из того, что отсутствие маркировки на каждом из товаров существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, создает угрозу для здоровья неопределенного круга потребителей в связи с чем, требования истца по выводу из оборота товаров легкой промышленности с повторно сформированными кодами маркировки, обязав прекратить противоправные действия, также подлежат удовлетворению, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств того, что до настоящего времени ею пресечены и прекращены нарушения прав неопределенного круга лиц потребителей при продаже товаров без маркировки средствами идентификации.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 12, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан к индивидуальному предпринимателю Гибадуллиной З.Н. о признании действий противоправными, прекращении нарушения обязательных требований к маркировке товаров удовлетворить.

Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Гибадуллиной З.Н. (ИНН ), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по повторной продаже товаров, маркированных средствами идентификации в отношении неопределенного круга потребителей.

Возложить на индивидуального предпринимателя Гибадуллину З.Н. (ИНН ) обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно не допускать ввод в оборот обувную продукцию с повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации).

Взыскать с индивидуального предпринимателя Гибадуллиной З.Н. (ИНН ) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Бавлинский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: М.И. Саитов.

2-753/2023 ~ М-675/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан
Ответчики
ИП Гибадуллина Зимфира Нурлыгараевна
Суд
Бавлинский городской суд Республики Татарстан
Судья
Саитов Марат Ибрагимович
Дело на странице суда
bavlinsky--tat.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2023Передача материалов судье
18.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Подготовка дела (собеседование)
17.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2023Дело оформлено
10.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее