Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3809/2022 ~ М-1929/2022 от 28.04.2022

Дело № 2-3809/2022

УИД 39RS0001-01-2022-002773-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2022 года                         г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Нартя Е.А.,

при секретаре Ладугиной Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новиковой М.А. к Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области о признании отказа в присвоении звания «ветеран труда» незаконным, обязании присвоить звание «Ветеран труда»,

У С Т А Н О В И Л:

Новикова М.А. (истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным отказа в присвоении ей звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было в этом отказано по тем основаниям, что представленная медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», которой она была награждена на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №221 от 14 апреля 2016 года, признана не соответствующей требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а именно в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации данная медаль не является ведомственным знаком отличия. Кроме того, 11.01.2017 она повторно обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако письмом № 742 от 01.02.2017 ей было отказано в приеме документов. Ссылаясь на то, что позиция ответчика не основана на нормах действующего законодательства, имеющаяся награда является ведомственным знаком отличия, она обратилась в суд с вышеперечисленными исковыми требованиями.

В судебном заседании истец Новикова М.А. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Алпатова А.В. возражала против заявленных требований. Просила в иске отказать.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, с ходатайством об отложении дела не обращался.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Новикова М.А., ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №221 от 14.04.2016 была награждена медалью «За трудовую доблесть».

02.11.2016 она обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако письмом №7220-КО от 11.11.2016 ей было отказано в приеме документов по тем основаниям, что представленная медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть», которой она была награждена на основании приказа Министра обороны Российской Федерации №221 от 14 апреля 2016 года, признана не соответствующей требованиям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», а именно в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации данная медаль не является ведомственным знаком отличия.

Кроме того, 24.01.2018 истец повторно обратилась в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако приказом Министерства социальной политики от 14.03.2018 № 117 в присвоении звания «ветеран труда» ей было отказано.

Не согласившись с таким решением, истец обратилась с настоящим исковым заявлением в суд.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").

В соответствии с п. 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно указанному порядку для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» заявитель должен в числе прочих документов предоставить в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (далее - Центр) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и другие документы, в том числе документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что Центр в течение 10 календарных дней с даты получения документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящих порядка и условий, осуществляет их проверку.

    Согласно п. 8 Порядка Центр ежемесячно в срок до первого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство социальной политики Калининградской области с сопроводительным письмом списки заявителей в электронном виде и на бумажных носителях с приложением копий документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 3 и в подпунктах 2, 3 пункта 4 настоящих порядка и условий.

В силу положений п.п. 9-11 Порядка решение о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» принимается Министерством социальной политики Калининградской области в течение 15 рабочих дней со дня получения списка и документов, указанных в пункте 8 настоящих порядка и условий. Центр в течение 10 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания направляет заявителю уведомление о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания с указанием порядка обжалования принятого решения. Центр в течение 15 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» производит оформление «Удостоверения ветерана» установленного образца. Аналогичный порядок существовал и на момент повторного обращения истца в Центр 24.01.2018.

Таким образом, действующее законодательство Калининградской области возлагает на Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность обеспечить принятие и подготовку в установленные сроки и надлежащем порядке документов для издания Министерством социальной политики Калининградской области соответствующего приказа, а также выдачу удостоверения «Ветеран труда». На Министерство социальной политики Калининградской области возлагается обязанность принятия решения об отказе в присвоении звания, либо о присвоении звания «Ветеран труда», путем издания приказа о присвоении лицу указанного звания.

Согласно вышеприведенным положениям ст. 7 Федерального Закона «О ветеранах», Порядку и условиями присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года №129, ветеранами труда могут являться и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде.

Из материалов дела усматривается, что Новикова М.А. имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет, а также приказом Министерства обороны Российской Федерации от 14.04.2016 № 221 награждена медалью Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть».

    Суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отнесения медали «За трудовую доблесть» Министерства обороны Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение истцу звания «Ветеран труда», исходя из следующего.

    Так, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №636 от 21 мая 2012 года относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, в связи с чем при решении вопроса о том, относится ли тот или иной знак отличия к числу знаков, награждение которыми дает право на присвоение звания "Ветеран труда", следует руководствоваться соответствующими ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации.

    На момент награждения истца действовало Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации №30 от 22 января 2008 года «О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации», в соответствии с которым ведомственными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

    Таким образом, статусом ведомственных знаков отличия Министерства обороны Российской Федерации, награждение которыми дает награжденному право на присвоение звания «Ветеран труда», обладают знаки отличия, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

    Приказом Министра обороны Российской Федерации №310 от 05 июня 2000 года учреждена медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» и Положение о медали, которым предусмотрено, что награждение медалью производится приказом Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации. Медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» является ведомственным знаком отличия; данной медалью награждаются лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за отличия в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную, безупречную работу; за высокие достижения в производственной и научно-исследовательской деятельности, за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров.

    В последующем, приказом Министра обороны Российской Федерации №220 от 05 апреля 2014 года вышеприведенный приказ Министра обороны РФ №310 от 05 июня 2000 года признан утратившим силу, при этом данным нормативно-правовым актом вновь учреждена медаль Министерства обороны Российской Федерации «За трудовую доблесть» и утверждено Положение о такой медали. Согласно Положению об указанной награде, с учетом изменений, внесенных приказом Министра обороны Российской Федерации №692 от 27 октября 2016 года, награждение ею производится за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в Вооруженных силах Российской Федерации личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, данная награда отнесена к ведомственным знакам отличия Министерства обороны Российской Федерации.

Тем самым, приказом Министерства обороны Российской Федерации №220 от 05 апреля 2014 года с последующим изменением затронуты по существу лишь условия и порядок награждения медалью «За трудовую доблесть», принадлежность к ведомственному знаку отличия которой изначально была установлена приказом Министерства обороны Российской Федерации от 05 июня 2000 года № 310.

    При таком положении, с учетом приведенных выше норм материального права, регулирующих спорное правоотношение, правовая позиция ответчика по вопросу применения ведомственных актов Министерства обороны Российской Федерации при установлении наличия либо отсутствия оснований для присвоения звания «Ветеран труда», в частности невозможности применения приказа №220 от 05 апреля 2014 года, не может быть признана обоснованной и обеспечивающей принцип правовой определенности, гарантирующей реализацию приобретенных прав.

Следует также отметить, что награждение медалью производится приказом Министра обороны Российской Федерации в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 4 Положения "О медали Министерства обороны Российской Федерации "За трудовую доблесть").

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" Министром обороны Российской Федерации 14 декабря 2017 года издан приказ N 777 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации", вступивший в силу 30 января 2018 года.

Пунктом 3 названного приказа в качестве ведомственного знака отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда", установлена медаль "За трудовую доблесть". Этим же приказом признан утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 22 января 2008 года N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации".

Пунктом 1 Положения о медали "За трудовую доблесть" (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 декабря 2017 года N 777) установлено, что медалью "За трудовую доблесть" награждаются лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу; за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу. Награждение медалью производится при наличии стажа (общей продолжительности) государственной гражданской службы (работы) в Министерстве обороны Российской Федерации (Вооруженных Силах Российской Федерации) не менее 15 лет.

Из изложенного следует, что медаль "За трудовую доблесть" на момент награждения ею истца и на момент обращения истца с заявлениями о присвоении звания "Ветеран труда" была ведомственной наградой за многолетний добросовестный труд в отрасли обороны, то есть являлась ведомственным знаком отличия в труде.

С 14 декабря 2017 года Министерством обороны Российской Федерации в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 был определен новый правовой статус медали "За трудовую доблесть", а именно установлено, что медаль "За трудовую доблесть" является ведомственным знаком отличия Министерства обороны Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".

Кроме этого, в приказе Министра обороны Российской Федерации от 14 декабря 2017 года N 777 и Положение о медали "За трудовую доблесть" в редакции данного приказа отсутствует норма о том, что правом на присвоение звания "Ветеран труда" обладают только лица, которые были награждены медалью "За трудовую доблесть" после 30 января 2018 года (даты вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 декабря 2017 года N 777).

Таким образом, довод ответчика о том, что претендовать на присвоение звания «Ветеран труда» имеют право граждане, награжденные медалью «За трудовую доблесть» после 18.01.2018 года не может быть признан обоснованным.

Из приведенных положений федерального законодательства следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение гражданином определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Юридически значимыми для правильного разрешения настоящего спора являются обстоятельства, связанные с продолжительностью на момент награждения медалью истца трудового (страхового) стажа работы, при наличии которого в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" истцу может быть присвоено звание "Ветеран труда" и наличие медали "За трудовую доблесть".

Учитывая, что продолжительность трудового (страхового) стажа работы истца составляла более 20 лет, а медаль "За трудовую доблесть" на момент награждения и на момент обращения истца была ведомственной наградой за многолетний добросовестный труд в отрасли обороны, то есть являлась ведомственным знаком отличия в труде, приказ Министерства социальной политики Калининградской области №117 от 14.03.2018 об отказе в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является незаконным, равно как и решение Центра об отказе в приеме документов. В этой связи на Министерство социальной политики Калининградской области подлежит возложить обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В качестве подлежащих взысканию судебных расходов истцом заявлено 300 рублей – государственная пошлина за подачу искового заявления в суд.

Суд относит данные расходы к судебным и, поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, то и данные расходы также подлежат возмещению истцу в полном объеме Министерством социальной политики Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Новиковой М.А. – удовлетворить.

Признать незаконным приказ Министерства социальной политики Калининградской области №117 от 14.03.2018 об отказе в присвоении Новиковой Марине Александровне звания «Ветеран труда».

Обязать Министерство социальной политики Калининградской области присвоить Новиковой М.А. звание «Ветеран труда».

Взыскать с Министерства социальной политики Калининградской области в пользу Новиковой Марины Александровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 октября 2022 года.

    

Судья                                          Е.А. Нартя

2-3809/2022 ~ М-1929/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новикова Марина Александровна
Ответчики
Министерство социальной политики Калининградской области
ОГКУ КО "Центр социальной поддержки населения"
Другие
Алпатова Анастасия Викторовна
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Нартя Е.А.
Дело на сайте суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
28.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.07.2022Предварительное судебное заседание
27.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.11.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.12.2022Судебное заседание
16.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее