Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3279/2021 ~ М-3770/2021 от 21.09.2021

УИД 31RS 0022-01-2021-006482-35

№2-3279/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2021 года                                                     г. Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи Москвитиной Н.И.,

при секретаре Висанбиевой Е.А.,

с участием представителя истца Лисицкого И.В.,

представителя ответчика Левашовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семиволова А.И. к Управлению социальной защиты населения Белгородской области о возмещении морального вреда,

установил:

Семиволов А.И. обратился в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 20.10.2020 года в удовлетворении иска Семиволова А.И. к Управлению социальной защиты населения Белгородской области о признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности выдать удостоверение было отказано. Апелляционным определением Белгородского областного суда от 02.02.2021 г. принято новое решение, которым Семиволов А.И. признан участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Возложена обязанность выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В результате незаконных действий Управления социальной защиты населения Белгородской области, вызванных отказом в признании его участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС истцу причинен моральный вред, поскольку он был лишен возможности получать меры социальной поддержки государства.

С учетом уточнения исковых требований, Семиволов А.И. просит взыскать с Управления социальной защиты населения Белгородской области в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, заявив об отсутствии предусмотренных законом оснований для взыскания компенсации морального вреда.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом 02.10.2018 года Семиволов А.И. обратился в Управление социальной защиты населения Белгородской области с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В выдаче удостоверения было отказано по причине отсутствия документов, подтверждающих выполнение работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30-ти км. зоне).

В дальнейшем Семиволов А.И. обратился в суд с иском, в котором просил признать его участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложить на Управление социальной защиты населения Белгородской области обязанность выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 20.10.2020 года в удовлетворении иска Семиволова А.И. к Управлению социальной защиты населения Белгородской области о признании участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности выдать удостоверение отказано.

Апелляционным определением Белгородского областного суда от 02.02.2021 года принято новое решение, которым Семиволов А.И. признан участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложена обязанность выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Требования истца о компенсации морального вреда мотивированы незаконностью действий Управления социальной защиты населения Белгородской области, повлекших лишение возможности получения мер социальной поддержки государства в виде компенсационных выплат в денежном выражении.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является компенсация морального вреда.

В силу п.п.1, 2 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

К нематериальным благам гражданина относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, честь, доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и другие (ст.150 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2 ст.1064 ГК РФ).

Статья 1069 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из приведенных норм права, а также разъяснений, содержащихся в п.п.1, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что обязательными условиями наступления ответственности государства за причинение вреда в соответствии со ст.1069 ГК РФ являются: противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Согласно ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Понятие морального вреда более подробно раскрывается в п.2 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10, в соответствии с которым под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Предметом спора в рассматриваемом случае является компенсация морального вреда за отсутствие возможности получать меры социальной поддержки в виде денежной компенсации, повлекшего нарушение имущественных прав истца.

Между тем, действующим законодательством не предусмотрено взыскание компенсации морального вреда в результате нарушения имущественного права, в связи с чем, оснований для применения положений ст.1100 ГК РФ, предусматривающей компенсацию морального вреда независимо от вины причинителя вреда, не имеется.

Ответственность по ст.1069 ГК РФ наступает на общих основаниях, предусмотренных ст.1064 ГК РФ.

По смыслу ст.1064 ГК РФ возникновение обязательства по возмещению вреда предполагает установление наличия состава гражданско-правового деликта, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами (действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями) и вину причинителя вреда.

При этом бремя доказывания факта причинения вреда действиями (бездействиями) ответчика возлагается законом на потерпевшего. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий влечет невозможность наступления данного вида ответственности.

Вместе с тем, необходимая совокупность элементов, предусмотренных ст.1069 ГК РФ, порождающей обязательства по возмещению вреда судом не установлена.

В рассматриваемом случае возмещение морального вреда может иметь место только, если в результате незаконных действий должностного лица ответчика истцу были причинены нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Таких обстоятельств по делу не установлено, доказательств, подтверждающих противоправность действий (бездействия) ответчика либо его должностных лиц, истцом не представлено.

Действия должностных лиц ответчика в связи с невыплатой еистцу денежной компенсации в установленном порядке не обжаловались и незаконными не признавались.

Факт нарушения ответчиком личных неимущественных прав или нематериальных благ истца не доказан. Данных, свидетельствующих о том, что непризнание Семиволова А.И. участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказ в выдаче удостоверения, при обстоятельствах изменения самого Порядка выдачи удостоверений, содействие в оформлении и направлении официальных запросов в Республику Казахстан, предоставление в последующем всех мер социальной поддержки, нарушены какие-либо неимущественные права (нематериальные блага) истца, также не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии, предусмотренной гражданским законодательством, необходимой для возложения обязанности по компенсации морального вреда совокупности условий, в связи с чем оснований для применения к сложившимся правоотношениям положений ст.ст.151, 1069 ГК РФ, не имеется.

Таким образом, учитывая, что неимущественные права истца в рассматриваемом случае не нарушены, а возможность возмещения морального вреда вследствие предполагаемого нарушения имущественных прав (права на получение ежемесячного материального обеспечения) законом не предусмотрена, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░                                                                             ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3279/2021 ~ М-3770/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Семиволов АНатолий Иванович
Ответчики
УСЗН Белгородской области
Суд
Свердловский районный суд г. Белгорода
Судья
Москвитина Наталия Ивановна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--blg.sudrf.ru
21.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2021Передача материалов судье
24.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Подготовка дела (собеседование)
13.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2023Дело оформлено
07.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее