Дело № 2-4007/2023
УИД 63RS0044-01-2023-001690-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Замулиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбуновой В.В.,
с участием представителя истца Акбулатова А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4007/2023 по иску Государственной жилищной инспекции Самарской области к ТСЖ «Уют-76» о понуждении исполнить предписание,
установил:
Государственная жилищная инспекция Самарской области обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с исковым заявлением к ТСЖ «Уют-76» о понуждении исполнить предписание, в обоснование требований указав, что 27.01.2022 в инспекцию поступило коллективное обращение собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, о ненадлежащем исполнении обязательств по управлению домом ТСЖ «Уют-76», в том числе отсутствии информации в системе ГИС ЖКХ. В рамках рассмотрения данного обращения истцом проведена проверка в части раскрытия информации в ГИС ЖКХ со стороны ответчика, в результате которой установлено, что ТСЖ «Уют-76» осуществляло управление указанным многоквартирным домом в период с 08.07.2010 по 31.12.2020 и с 01.11.2021 по 31.03.2022. Информация об отчетах по управлению домом за все периоды управления в ГИС ЖКХ отсутствует. В соответствии с п. 16 Раздела 10 Приказа №74/114/пр товарищество должно ежегодно размещать в системе ГИС ЖКХ годовой отчет о деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе информацию о смете доходов и расходов, отчет о выполнении данной сметы. Данные сведения размещаются ежегодно в течение 1 квартала текущего года за предыдущий год, в котором товарищество осуществляло деятельность по управлению. Отсутствие ежегодных смет является нарушением ч. 3 ст. 148 ЖК РФ. По результатам проведения надзорного мероприятия в отношении ТСЖ «Уют-76» было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в части раскрытия информации в ГИС ЖКХ № <данные изъяты> от 15.02.2022 со сроком исполнения 01.06.2022, а именно предписывалось разместить информацию по управлению многоквартирным домом № по <адрес> в соответствии с п.п. 1, 2, 3, 5, 7, 8, 16 Раздела 10 Приказа №/<адрес> предписание не обжаловалось, однако до настоящего времени не исполнено. С учетом уточнения просит суд обязать ТСЖ «УЮТ-76» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписание № <данные изъяты> от 15.02.2022 в части исполнения п.16 Раздела 10 Приказа № 74/114/пр, а именно разместить в ГИС ЖКХ информацию о годовом отчете о деятельности товарищества по управлению многоквартирным домом, в том числе информацию о смете доходов и расходов товарищества, отчет о выполнении данной сметы за периоды с 08.07.2010 по 31.12.2020, с 01.11.2021 по 31.03.2022.
Заочным решением суда от 20.06.2023 заявленные требования ГЖИ Самарской области были удовлетворены.
Определением суда от 17.07.2023 по ходатайству ответчика заочное решение суда было отменено, производство по делу возобновлено.
В ходе рассмотрения дела заявленные требования были истцом уточнены в части указания периодов работы ТСЖ «УЮТ-76», за которые необходимо разместить в ГИС ЖКХ информацию о годовом отчете о деятельности товарищества по управлению многоквартирным домом, в том числе информацию о смете доходов и расходов товарищества, отчет о выполнении данной сметы, а именно: за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, а также за период с 01.11.2021 по 31.03.2022, то есть с момента начала работы ГИС ЖКХ.
В судебном заседании представитель истца Акбулатов А.Р., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что по состоянию на 12.09.2023 ТСЖ «УЮТ-76» размещена запись «Отчет за период с 01.01.2019 по 31.12.2019» со статусом «Информация размещена», однако в разделе «Реестр отчетов товарищества, кооператива» отсутствуют заполненные строки об остатках средств на счете товарищества на начало и конец отчетного периода, о поступлении и использовании средств, о годовой бухгалтерской отчетности и пр. В подразделе «Документы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности» 07.09.2023 размещен документ в формате Word, имеющий название «Смета. docx», однако фактически данный документ не размещен, открываемый файл представляет собой чистый лист с надписью «Смета». Какая-либо иная информация об отчетах ТСЖ «УЮТ-76» в ГИС ЖКХ не размещена, что свидетельствует о неисполнении до настоящего времени предписания ГЖИ Самарской области. Также пояснил, что на обращение представителя ТСЖ «УЮТ-76» от 10.08.2023 о разъяснении порядка размещения информации в ГИС ЖКХ заявителю был дан ответ 05.09.2023.
В судебное заседание представитель ответчика ТСЖ «Уют-76» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, уважительность причин неявки не сообщил, представил отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении требований, поскольку истцом пропущен срок исковой давности. Ранее в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что ТСЖ утрачен логин и пароль для входа в ГИС ЖКХ, кроме того, работа с указанной системой и размещение информации в ней вызывает у сотрудников ТСЖ определенную сложность ввиду отсутствия необходимых навыков, в связи чем ТСЖ обратилось с заявлением в ГЖИ Самарской области о разъяснении порядка размещения информации в ГИС ЖКХ.
В соответствии ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований
Согласно п. 2 Положения о Государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 № 150 (далее - Положение), одной из основных задач Государственной жилищной инспекции является осуществление контроля (надзора) за соблюдением порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Государственная жилищная инспекция Самарской области в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Кроме того, Государственная жилищная инспекция Самарской области осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных ей предписаниях и представлениях.
Обязательность предписаний Государственной жилищной инспекции Самарской области следует из прямого указания ст. 25 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Положения о Государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области № 150 от 10.04.2013.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона предоставляет доказательства обоснованности своих требований и возражений.
Судом установлено, что в период с 08.07.2010 по 31.12.2020 и с 01.11.2021 по 31.03.2022 ТСЖ «Уют-76» осуществляло управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
27.01.2022 в Государственную жилищную инспекцию Самарской области от собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> поступило обращение за вх. №-Ц по вопросу отсутствия необходимой информации о деятельности товарищества в системе ГИС ЖКХ (л.д. 40-46).
По указанному обращению, инспекцией 15.02.2022 были проведены надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в результате которых установлено, что в соответствии с п.п. 1, 2, 3, 5, 7, 8, 16 Раздела 10 Приказа № 74/114/пр в ГИС ЖКХ товариществом собственников жилья «Уют-76» не размещена информация по дому № по <адрес>, что является нарушением требований ст. 6 ФЗ-209 Закона о ГИС ЖКХ и Приказа № 74/114/пр, следовательно, должностным лицом ТСЖ «Уют-76» совершенно административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ (л.д. 13-17).
В связи с чем, в адрес ТСЖ «Уют-76» вынесено предписание от 15.02.2022 №<данные изъяты> с требованием в срок до 01.06.2022 разместить в ГИС ЖКХ информацию по дому № по <адрес> в <адрес> в соответствии с п.п. 1, 2, 3, 5, 7, 8, 16 Раздела 10 Приказа № 74/114/пр. Указанное предписание не обжаловалось (л.д. 12).
09.03.2022 были составлены протоколы № <данные изъяты> и № <данные изъяты>/1 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ в отношении председателя правления ТСЖ «Уют-76» ФИО3 и управляющего ФИО4 в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей (л.д. 23-25, 33-35).
19.04.2022 мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> судебного района <адрес> вынесены постановления по делу об административном правонарушении № и №, согласно которым должностное лицо – управляющий ТСЖ «Уют-76» ФИО4 и председатель правления ФИО3 признаны винновыми в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 13.19.2 КоАП РФ. Мировым судьей было установлено, что указанными лицами не размещена в системе ГИС ЖКХ информация о состоянии расчетов управляющей организации за содержание жилых помещений с собственниками и пользователями помещений МКД за декабрь 2021 и январь 2022 в установленные законом сроки (л.д. 19-21, 29-31).
В настоящее время предписание от 15.02.2022 № <данные изъяты> ответчиком не исполнено, в системе ГИС ЖКХ не размещена необходимая информация о деятельности ТСЖ «Уют-76», что подтверждается скриншотом сайта от 12.09.2023.
В соответствии с ч. 3 ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входит составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения
Статьей 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" закреплен перечень информации, подлежащей размещению в системе ГИС ЖКХ.
Пунктом 16 раздела 10 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что информация об отчетности товарищества и кооператива подлежит размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором товарищество и кооператив осуществляли деятельность по управлению многоквартирным домом.
Из искового заявления следует, что согласно разъяснению службы технической поддержки ГИС ЖКХ, в случае, если ТСЖ не осуществляет управление многоквартирным домом, но не ликвидировано, до момента его ликвидации оно имеет техническую возможность разместить в системе информацию исключительно об отчетах по управлению многоквартирным домом за истекшие периоды в соответствии с п. 16 Раздела 10 Приказа №74/114/пр.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ТСЖ «Уют-76» является действующим юридическим лицом.
В соответствии с ч.2 ст. 95 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Пунктом 1 и 4 части 2 ст. 90 Закона №248-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
Согласно п.6 ч.12 ст.20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратится в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.
На основании вышеизложенного установлена законность выданного предписания ГЖИ, а также неустранение ответчиком выявленных нарушений. Каких-либо оснований для освобождения ответчика от исполнения предписания не имеется. Необходимая информация о деятельности ТСЖ «Уют-76» в системе ГИС ЖКХ не размещена.
Учитывая, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений нарушает права потребителей, а также то, что длительное неисполнение предписаний Государственной жилищной инспекции Самарской области нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ГЖИ Самарской области об обязании ТСЖ «Уют-76» разместить в ГИС ЖКХ годовые отчеты о деятельности товарищества по управлению многоквартирным домом, в том числе информацию о сметах доходов и расходов ТСЖ «УЮТ-76», отчеты о выполнения данных смет – за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, а также за период с 01.11.2021 по 31.03.2022.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196, 197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).
В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).
Согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п. 17 указанного постановления в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Факт наличия нарушений законодательства со стороны ТСЖ «Уют-76» в части неразмещения информации в ГИС ЖКХ зафиксирован актом о результатах выполнения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, ИП от 15.02.2022. В этот же день было вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений со сроком исполнения 01.06.2022, которое ТСЖ «УЮТ-76» обжаловано не было, следовательно, трехгодичный срок исковой давности начинает течь с 02.06.2022, то есть с даты, когда ГЖИ Самарской области узнало о неисполнении товариществом указанного предписания.
Истец обратился в суд с исковым заявлением посредством почтового отправления 16.03.2023, что подтверждается штампом на почтовом конверте (л.д. 53), то есть в установленный законом срок исковой давности.
Таким образом, ходатайство ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности не подлежит удовлетворению. Ссылка представителя ТСЖ «УЮТ-76» в заявлении на нормы Кодекса административного судопроизводства судом признается несостоятельной, поскольку данный спор подлежит рассмотрению и рассматривается в порядке ГПК РФ.
Иные доводы ответчика, в том числе об отсутствии навыков работы с ГИС ЖКХ и утрате логина и пароля для входа в данную систему, основанием для освобождения от выполнения законодательно установленного требования о размещении в ГИС ЖКХ информации о деятельности ТСЖ (в данном случае функционирующего с 2010 года) являться не могут.
Довод представителя ответчика о невручении ТСЖ «УЮТ-76» <данные изъяты> от 15.02.2022 также судом отклоняется, поскольку 17.02.2022 данное предписание было в адрес ТСЖ заказным письмом (л.д.38), которое получено ТСЖ не было и возвращено отправителю по истечению срока хранения в почтовой отделении связи. Кроме того, настоящее гражданское дело находится в производстве суда с 22.03.2023, о чем представителю ответчика было достоверно известно, до момента обращения в суд истцом в адрес ТСЖ была направлена копия иска (л.д.11), данное почтовое отправление получено, однако первые попытки исполнить предписание и разместить информацию в ГИС ЖКХ предприняты ТСЖ лишь в сентябре 2023 года, что свидетельствует о ненадлежащем отношении указанного юридического лица к выполнению возложенных на него законом обязанностей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований ГЖИ Самарской области в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Самарской области удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников жилья «УЮТ-76» (<данные изъяты>) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области № <данные изъяты> от 15.02.2022 в части исполнения п.16 Раздела 10 Приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", а именно:
разместить в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства годовые отчеты о деятельности Товарищества собственников жилья «УЮТ-76» по управлению многоквартирным домом, в том числе информацию о сметах доходов и расходов ТСЖ «УЮТ-76», отчеты о выполнения данных смет - за период с 01.01.2017 по 31.12.2020, с 01.11.2021 по 31.03.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 сентября 2023 года.
Председательствующий судья п/п Е.В. Замулина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>