Судебный акт #1 (Определение) по делу № 10-7/2023 от 10.10.2023

Мировой судья С.С.Т.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Тээли                                                       25 октября 2023 года

Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего С.С.С., с участием государственного обвинителя - прокурора <адрес> Республики Тыва К.Р.Г., законного представителя малолетних потерпевших К.Ч.Б. по доверенности,

подсудимой М.А.Н.,

защитника – адвоката Д.У.Д.,

при секретаре Ч.Т.О., переводчика С.А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционное представление государственного обвинителя К.Р.Г. на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Тыва, и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Тыва от 29 июня 2023 года, которым уголовное дело в отношении М.А.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Тувинской АССР, гражданки РФ, с высшим образованием, работающей медсестрой хирургического кабинета ГБУЗ РТ «<адрес> ЦКБ», замужней, военнообязанной, проживающей в <адрес> Республики Тыва,

обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст.115, ст.156 УК РФ,

возвращено прокурору на основании п.6 ч.1 ст.237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом,

установил:

М.А.Н. органами дознания обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст.115, ст.156 УК РФ.

Мировым судьей судебного участка <адрес> Республики Тыва, и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Тыва уголовное дело в отношении М.А.Н. возвращено прокурору на основании п.6 ч.1 ст.237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом, поскольку по эпизоду обвинения по ст.156 УК РФ в качестве потерпевшего привлечен только малолетний М.Ч.Х., не привлечены в качестве потерпевших другие малолетние дети М.А.Х. и М.Д.Х., в отношении которых М.А.Н. также ненадлежащим образом исполняла обязанности по их воспитанию и жестоко обращалась с ними, то есть фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном акте и установленные в ходе судебного следствия свидетельствуют о наличии оснований для включения в обвинение дополнительные, не вменные обвиняемой факты, увеличивающие фактический объем обвинения, хотя и не изменяющие юридической оценки содеянного, что исключает возможность постановления судом законного и справедливого итогового решения на основе данного обвинительного акта.

В апелляционном представлении государственный обвинитель К.Р.Г., выражая несогласие с постановлением, просит отменить его незаконное и необоснованное, направить уголовное дело на новое рассмотрение в ином составе. В обоснование представления указывает, что за причинение телесных повреждений малолетней М.А.Х. органом дознания М.А.Н. предъявлено обвинение по п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ, при этом в этой части в ее действиях признаков преступления, предусмотренного ст.156 УК РФ не усматривается, поскольку имел только один случай. Она же, М.А.Н., в один из дней мая 2022 года из-за того, что малолетний М.Ч.Х. не смог загнать ягнят, бросила в область головы последнего деревянный стул, причинив ему телесные повреждения на голове, после чего сама зашила рану на лбу М.Ч.Х., не обратившись в больницу. Продолжая преступные свои преступные действия, 22.09.2022 около 23 часа М.А.Н. нанесла деревянной толкушкой несколько ударов по телу несовершеннолетнего сына М.Ч.Х., причинив повреждение, не причинившее вред здоровью. Совершая регулярные противоправные деяния по отношению к своему ребенку М.Ч.Х., жестоко обращаясь с ним, М.А.Н. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст.156 УК РФ. Таким образом, действия М.А.Н. органом дознания правильно квалифицированы по п. «в» ч.2 ст.115, ст.156 УК РФ. Для квалификации по ст.156 УК РФ - неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в сочетании с жестоким обращением с ним должно представлять систему таких действий (бездействия). Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление. Кроме того, 20.09.2022 М.А.Н. несла деревянной толкушкой телесные повреждения еще и малолетнему М.Д.Х., иных доказательств совершения М.А.Н. противоправных действий в виде жестокого обращения к нему органом дознания не добыто. В связи с чем, в действиях М.А.Н. признаков преступления, предусмотренного ст.156 УК РФ по отношению к М.Д.Х. не усматривается, поскольку имел место один случай. Таким образом, выводы суда о том, что по эпизоду предъявленного обвинения по ст.156 УК РФ в качестве потерпевшего привлечен только малолетний М.Ч.Х., не привлечены в качестве потерпевших малолетние М.А.Х. и М.Д.Х., в отношении которых М.А.Н. также ненадлежащим образом исполняла обязанности по их воспитанию и жестоко обращалась с ними, не состоятельны, тем самым отсутствуют основания для включения в обвинение дополнительных, не вмененных обвиняемой фактов, увеличивающих фактический объем обвинения, хотя и не изменяющие юридической оценки содеянного.

Выслушав участников процесса, изучив материалы уголовного дела, проверив доводы апелляционного представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления.

Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N 55 "О судебном приговоре" суд вправе изменить обвинение лишь при условии, если действия подсудимого вменялись ему в вину, не содержат признаков более тяжкого преступления и существенно не отличаются по фактическим обстоятельствам от поддержанного государственным обвинителем обвинения, а изменение обвинения не ухудшает положения подсудимого и не нарушает его права на защиту. Одновременно с этим в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если в ходе судебного разбирательства установлены фактические обстоятельства, указывающие на наличие оснований для квалификации действий обвиняемого как более тяжкого преступления.

Судом апелляционной инстанции установлено, что принимая решение о возвращении уголовного дела прокурору, мировой судья строго руководствовался требованиями уголовно-процессуального закона и пришел к мотивированному выводу о наличии оснований, препятствующих постановлению по делу приговора или вынесения иного решения на основе обвинительного заключения по данному уголовному делу.

Так, из материалов уголовного дела следует, что М.А.Н. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ, то есть в умышленном причинении легкого вреда здоровью малолетней М.А.Х., вызвавшего кратковременное расстройство здоровья, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия. Как следует из фабулы предъявленного обвинения, М.А.Н., применяя деревянную толкушку в качестве предмета, используемого в качестве оружия, умышленно нанесла ею несколько ударов по телу малолетней приёмной дочери М.А.Х. из-за того, что последняя не справляется с домашним заданием, причинив малолетней повреждение в виде ушибленной раны волосистой части головы в теменной области, которая расценивается как повреждение, причинившее легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства здоровья; кровоподтеки на левой ушной раковине в противозавитке, спинке носа, правой боковой поверхности шеи, левого плеча, правого плеча, правого предплечья, левого предплечья, на задней поверхности туловища, ягодичной области слева, справа, средней и нижней трети левого бедра, правой и левой голени, ссадины: правого угла нижней челюсти, правой боковой поверхности шеи, поясничной области слева, которые расцениваются как повреждения, как в отдельности, так и в совокупности не причинившие вред здоровью.

Кроме того, М.А.Н. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст.156 УК РФ - в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Согласно фабуле обвинения, М.А.Н. в один из дней мая 2022 года из-за того, что малолетний М.Ч.Х. не смог загнать ягнят, бросила в область головы последнего деревянный стул, причинив ему телесные повреждения на голове, после чего сама зашила рану на лбу М.Ч.Х., не обратившись в больницу. Продолжая преступные свои преступные действия, 22.09.2022г. около 23 часа М.А.Н. нанесла деревянной толкушкой несколько ударов по телу несовершеннолетнего сына М.Ч.Х., причинив повреждение, не причинившее вред здоровью. Совершая регулярные противоправные деяния по отношению к своему ребенку М.Ч.Х., жестоко обращаясь с ним.

Статья 156 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Исходя из положений закона, ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего означает смешанное бездействие, при котором обязанности по воспитанию выполняются плохо, формально, не в полном объеме, в применении запрещенных законом способов и методов воспитания, злоупотреблении правами по воспитанию несовершеннолетнего, эксплуатации несовершеннолетнего, в формировании асоциальной направленности личности несовершеннолетнего; уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствие заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду.

По смыслу закона, жестокое обращение - это система поведения виновного по отношению к потерпевшему, характеризующегося причинением ребенку мучений и страданий в связи с применением к нему физического или психического насилия, издевательства над потерпевшим, что может проявляться в нанесении побоев, лишение тепла и т.д.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

С учетом изложенного для квалификации по ст. 156 УК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в сочетании с жестоким обращением с ним должно представлять систему таких действий (бездействий).

Как указано в постановлении мирового судьи, из оглашенных показаний малолетних М.А.Х., М.Ч.Х. и М.Д.Х. следует, что 20 сентября 2022 года около 23 часов из-за того, что они не справляются домашними заданиями М.А.Н. начала кричать на них и, применяя деревянную скалку причинила всем троим телесные повреждения.

Таким образом, мировой судья пришел к выводу, что по эпизоду по ст.156 УК РФ в качестве потерпевшего признан только малолетний М.Ч.Х., не привлечены в качестве потерпевших другие малолетние дети М.А.Х. и М.Д.Х., в отношении которых М.А.Н. также ненадлежащим образом исполняла обязанности по их воспитанию и жестоко обращалась с ними, то есть фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном акте и установленные в ходе судебного следствия свидетельствуют о наличии оснований для включения в обвинение дополнительные, не вменные обвиняемой факты, увеличивающие фактический объем обвинения, хотя и не изменяющие юридической оценки содеянного, что исключает возможность постановления судом законного и справедливого итогового решения на основе данного обвинительного акта.

Согласно материалам уголовного дела у малолетнего М.Д.Х. на теле имелись кровоподтеки: крыло подвздошной области справа, теменной области справа, ушиб мягких тканей крыла подвздошной кости справа и слева, которые расцениваются как в отдельности, так и в совокупности, не причинившие вред здоровью. Указанные телесные повреждения малолетнему причинены его матерью М.А.Н..

Согласно ответа прокурора <адрес> К.Р.Г., уголовные дела в отношении М.А.Н. по ст.156 УК РФ по факту причинения телесных повреждений малолетнему М.Д.Х. не возбуждались, отказов в возбуждении уголовного дела также не имеется.

Государственный обвинитель в судебном заседании также пояснил, что другие уголовные дела и дела об административном правонарушении по факту причинения малолетним М.А.Х. и М.Д.Х. противоправных действий в отношении М.А.Н. не возбуждались и не рассматривались. По результатам выделенного 24 января 2023 года в отдельное производство материала составлен протокол об административном правонарушении от 23 февраля 2023 года по ст.6.1.1 КоАП РФ в отношении М.А.Н., однако, решения по данному протоколу по сегодняшний день не имеется.

Кроме того, из оглашенных в судебном заседании показаний законного представителя потерпевших К.Ч.Б. и свидетеля Х.А.Д., которые они подтвердили, следует, что при опросе М.Ч.Х., М.Д.Х., М.А.Х. поясняли, что ранее их мать М.А.Н. неоднократно, периодически избивала их деревянной скалкой, также и деревянным стульчиком. Кроме того, они говорили, что их мама М.А.Н. сказала им, чтобы они об избиении никому не говорили и что сейчас они боятся мамы.

Указанные обстоятельства также свидетельствуют о наличии оснований для включения в обвинение дополнительные, не вменные обвиняемой факты, увеличивающие фактический объем обвинения.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией и.о мирового судьи, полагает, что при расследовании уголовного дела в отношении М.А.Н. были допущены нарушения, которые не могут быть устранены в судебном заседании, что препятствуют постановлению судом приговора или вынесению иного решения.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством формулирование обвинения - один из элементов уголовного преследования и обязанность его исполнения возложена на органы предварительного следствия и дознания, в то время как суд в соответствии с ч. 3 ст. 15 УПК РФ не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Доводы государственного обвинителя о том, что за причинение телесных повреждений малолетней М.А.Х. органом дознания М.А.Н. предъявлено обвинение по п. «в» ч.2 ст.115 УК РФ, при этом в этой части в ее действиях признаков преступления, предусмотренного ст.156 УК РФ не усматривается, поскольку имел только один случай, не состоятелен, как основанный на неправильном толковании уголовного закона, и опровергаются оглашенными показаниями свидетелей в суде первой инстанции.

Доводы государственного обвинителя о том, что в действиях М.А.Н. признаков преступления, предусмотренного ст.156 УК РФ по отношению к М.Д.Х. не усматривается, поскольку имело место один случай, также несостоятельны по вышеуказанным основаниям.

При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к правильному и мотивированному выводу о необходимости возвращения прокурору уголовного дела в отношении М.А.Н. для устранения препятствий его рассмотрения судом, поскольку фактические обстоятельства, изложенные в обвинительном акте, свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий обвиняемой, как более тяжкого преступления. Сомнений в выводах суда не имеется.

Выявленные нарушения закона не могут быть устранены в судебном заседании и являются препятствием для рассмотрения судом уголовного дела по существу и принятия законного, обоснованного и справедливого решения.

Обжалуемое постановление мирового судьи соответствует положениям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, является законными, обоснованными и мотивированным, оснований для его изменения, отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 389.20, 389.28 УПК РФ,

постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Тыва, и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Тыва С.С.Т. от 29 июня 2023 года о возвращении уголовного дела в отношении М.А.Н., обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст.115, ст.156 УК РФ прокурору <адрес> Республики Тыва для устранения препятствий рассмотрения судом, оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в судебную коллегию по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции через судебный участок мирового судьи <адрес> Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, то есть с 25 октября 2023 года. Подсудимая вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий                                                                       С.С.С.

10-7/2023

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесено другое ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Истцы
Кужугет Р.Г
Другие
Монгуш Айлана Николаевна
Дамба Урана Дырдаевна
Суд
Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва
Судья
Сымчаан Сай-Суу Сергеевна
Статьи

ст.115 ч.2 п.в

ст.156 УК РФ

Дело на странице суда
bai-taiginskiy--tva.sudrf.ru
10.10.2023Регистрация поступившего в суд дела
10.10.2023Передача материалов дела судье
13.10.2023Вынесено постановление о назначении судебного заседания
25.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Дело оформлено
26.10.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее