Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1151/2022 ~ М-400/2022 от 14.02.2022

Дело № 2-1151/2022 КОПИЯ

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2022 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Ждановой К.В.,

с участием помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора Шлегерис Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к ответчику Головченко Т.А. о признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании отсутствующим права на земельный участок, исключении сведений о земельном участке, возложении обязанности по обеспечению свободного доступа к водному объекту,

УСТАНОВИЛ:

    Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в защиту прав Российской Федерации и неопределённого круга лиц к ответчику Головченко Т.А. с исковым заявлением:

о признании недействительными результатов межевания и образование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), расположенного по адресу: <данные изъяты>, в части его наложения на береговую полосу Воткинского водохранилища площадью 613,8 кв.м. по координатам: <данные изъяты>;

о признании отсутствующим права собственности на земельный участок (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>, в части его наложения на береговую полосу Воткинского водохранилища площадью 613,8 кв.м. по указанным координатам;

об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений об описании местоположения земельного участка (кадастровый ) в указанных координатах;

о возложении обязанности по обеспечению свободного доступа к водному объекту – Воткинскому водохранилищу и его береговой полосе неограниченного круга лиц.

В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что в соответствии с актом на право пользования землёй от 29 июня 1976 года исполнительного комитета Пермского районного Совета депутатов трудящихся Пермскому дорожному ремонтно – строительному управлению на праве постоянного пользования предоставлено единое землепользование площадью 1,5 га на землях подсобного хозяйства «Ипподром» под садоводческое товарищество «<данные изъяты>». Отвод данного земельного участка осуществлён на основании решения Пермского областного исполкома от 01 мая 1976 года № 101, принятого на основании акта выбора земельного участка под коллективные сады Пермскому дорожному ремонтно – строительному управлению на землях подсобного хозяйства «Ипподром» от 16 сентября 1975 года. Постановлением администрации Пермского района Пермской области от 23 декабря 1994 № 927-2 «О закреплении земельных участков в собственности СНТ «<данные изъяты>» земельные участки, находящиеся в пользовании у членов товарищества, закреплены в собственность; членам садового товарищества выданы свидетельства на право собственности на землю. Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер ), расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Головченко Т.А.; право собственности на земельный участок зарегистрировано 20 мая 2010 года. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, и имеет разрешенный вид использования: для садоводства. В 2014 году при формировании и уточнении границ указанного земельного участка его площадь была увеличена за счёт земель общего пользования, а также самовольно занят земельный участок площадью 354 кв.м. путём огораживания и возведения построек. Согласование существующих границ земельного участка не производилось с органами местного самоуправления. По информации Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов выполнены работы по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос отдельных частей Воткинского водохранилища, в том числе в отношении территории, где расположен земельный участок, принадлежащий ответчику. При выполнении указанных работ фактически определена береговая линия (граница водного объекта; водохранилища, которая совпадает с границей водоохранной зоны и границей прибрежной защитной полосы со стороны водоема. Анализ приложенной к данной информации карты (плана) «Зоны с особыми условиями использования территории. Часть водоохранной зоны Воткинского водохранилища» позволяет сделать вывод о нахождении части принадлежащего Головченко Т.А. земельного участка в 20-метровой береговой полосе водного объекта. В ходе проведенных проверок проведены замеры земельного участка с кадастровым номером , по результатам которых установлено, что часть названного земельного участка площадью 159 кв.м располагается в 20-метровой береговой полосе Воткинского водохранилища. Осмотр территории СНТ «<данные изъяты>» показал, что территория СНТ «<данные изъяты>» огорожена общим забором. Со стороны водного объекта ограждение отсутствует. Спорный земельный участок огорожен. Согласно сведениям Публичной кадастровой карты весь земельный массив, на котором расположено СНТ «<данные изъяты>», находится в водоохранной зоне Воткинского водохранилища, сведения о границах которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 января 2015 года на основании приказа Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 07 июля 2014 года № 164. В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 27, пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, Воткинское водохранилище и его береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, запрет на приобретение в собственность которых установлен действующим законодательством, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности. Нахождение в частной собственности береговой полосы водного объекта влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, препятствует передвижению и пребыванию граждан около водного объекта, осуществлению рыболовства и причаливанию плавучих средств. Запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы установлен пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации. На момент закрепления земельных участков в собственность членов СНТ «<данные изъяты>» в 1994 году порядок использования земель водного фонда определялся законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Так, в силу статей 3, 4 Водного кодекса РСФСР реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы водные источники, воды каналов, прудов и др. составляют Единый государственный водный фонд. В соответствии с Конституцией СССР Конституцией РСФСР, действовавших в период отвода земель для организации садового товарищества «<данные изъяты>», воды являются государственной собственностью – общим достоянием всего советского народа. Аналогичные положения закреплялись в статьях 3, 4 Основ водного законодательства СССР. Статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации также установлено ограничение по владению землями в границах береговых полос. При таких обстоятельствах береговая полоса на момент образования земельного участка в существующих границах не могла находиться в частной собственности, поскольку земельный участок имеет наложение с береговой полосой. Формирование и образование земельного участка из земель, являющихся береговой полосой и относящихся к государственной собственности Российской Федерации и запрещенных к приватизации, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества и регистрация за ответчиком права собственности является неправомерным. Таким образом, по результатам проверки выявлен факт нахождения спорного участка в границах береговой полосы Воткинского водохранилища, размещение на таком земельном участке построек (бани, дровяника, и вагончика). Указанный водный объект и его береговая полоса отнесены законом к объектам общего пользования, приватизация которых запрещена. Нахождение в частной собственности Головченко Т.А. части земельного участка площадью 613,8 кв.м, в границах которого находится береговая полоса, размещение на таком земельном участке построек, использование ответчиком береговой полосы водного объекта общего пользования нарушает интересы Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на равный доступ к земельным участкам общего пользования, к природным ресурсам.

В судебном заседании помощник Пермского межрайонного природоохранного прокурора Шлегерис Е.В. просила об удовлетворении предъявленных требований на основании доводов, изложенных в иске, в порядке заочного производства.

Ответчик Головченко Т.А. не явилась в судебное заседание, извещалась о времени и месте судебного разбирательства по известному адресу места жительства: <адрес>. Место жительства ответчика зарегистрировано по указанному адресу, что следует из сообщения отдела адресно – справочной работы Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России по Пермскому краю. Судебное извещение, направленное по данному адресу, не вручено ответчику, возвращено в суд организацией почтовой связи по истечении срока хранения почтового отправления.

По смыслу статей 35 и 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.

На основании статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.

На основании статей 117 и 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации судебное извещение о рассмотрении настоящего дела, отправленное судом и поступившее в адрес ответчика по месту его регистрации, считается доставленным ответчику по надлежащему адресу, в связи с чем, риск последствий неполучения юридически значимого сообщения несёт сам ответчик. При таком положении суд считает ответчика извещённым о времени и месте судебного разбирательства.

Ответчик не сообщила об уважительных причинах неявки в судебное заседание и не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Руководствуясь статьями 6.1, 154, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика, на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, в порядке заочного производства.

Третьи лица администрация Пермского муниципального района Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов не направили представителей в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

Третье лицо кадастровый инженер Луценко С.А. не явилась в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства.

Суд, выслушав объяснения помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В силу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

На основании части 1 и пунктов 5 и 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В силу частей 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учёте земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Из статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует:

местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8);

площадью земельного участка, определенной с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (часть 9);

при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 – 20, 25 – 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно статье 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) (часть 1). Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (часть 2). Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев (часть 5). Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами (часть 7).

Согласно статье 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера – индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

Из статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» следует:

результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1);

местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ;

если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (часть 3);

если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (часть 4).

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях, при этом действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Из акта от 16 сентября 1975 года следует, что осуществлён выбор земельного участка площадью 1,5 га под коллективные сады Пермскому дорожному ремонтно – строительному управлению на землях подсобного хозяйства «Ипподром» (л.д.31).

Согласно акту на право пользования землёй от 29 июня 1976 года исполнительного комитета Пермского районного Совета депутатов трудящихся земельный участок площадью 1,5 га предоставлен Пермскому дорожному ремонтно- строительному управлению на праве постоянного пользования в постоянное пользование на землях подсобного хозяйства «Ипподром» под коллективный сад (л.д.25-28).

В соответствии с планом земель, отведённых Пермскому дорожному ремонтно- строительному управлению по коллективный сад на землях подсобного хозяйства «Ипподром», соответствующий земельный участок расположен вдоль водного объекта – залива реки Кама.

Постановлением Администрации Пермского района Пермской области от 23 декабря 1994 № 927-2 земельные участки, находящиеся в пользовании у членов садоводческого товарищества «<данные изъяты>» при Пермском дорожном ремонтно- строительном управлении, закреплены в собственность (л.д.36).

Из кадастрового дела объекта недвижимости, свидетельства о праве на наследство по закону, договора дарения следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), находящийся в Садоводческом товариществе «<данные изъяты>», предоставлен в собственность ФИО2 для садоводства на основании постановления Администрации Пермского района Пермской области от 23 декабря 1994 № 927-2; на основании договора купли – продажи от 27 апреля 2000 года собственником данного земельного участка стал ФИО3; на основании заявления правообладателя и межевого плана кадастрового инженера Луценко С.А. от 2016 года установлены границы земельного участка (кадастровый ) и его площадь, равная <данные изъяты> кв.м.; при проведении межевания земельного участка границы земельного участка не согласовывались со смежными землепользователями; в порядке универсального правопреемства право собственности на земельный участок перешло к наследникам ФИО3 в равных долях (по ? доле); на основании договора дарения право собственности на земельный участок полностью перешло к Головченко Т.А. (л.д.89-111, 120-122).

Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), имеющий вид разрешённого использования: для садоводства, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Головченко Т.А.; право собственности зарегистрировано 05 сентября 2019 года, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; право собственности на земельный участок имеет обременения (ограничения) в виде части прибрежной защитной полосы Воткинского водохранилища и части водоохранной зоны Воткинского водохранилища, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.12-24, 112-118).

Из землеустроительного дела от 2013 года следует, что картометрическим методом произведено описание границ объекта землеустройства – Зона с особыми условиями использования территории. Часть водоохранной зоны Воткинского водохранилища (л.д.52-55).

Согласно сообщению Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурс на основании Правил использования водных ресурсов Камского и Воткинского водохранилищ на реке Каме, утвержденных приказом Федерального агентства водных ресурсов от 07 ноября 2016 года № 225, нормальный подпорный уровень Воткинского водохранилища составляет 89,0 м БС (в Балтийской системе высот).

В соответствии с актом обследования земельного участка от 07 февраля 2019 года и сообщением Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 08 февраля 2019 года согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок (кадастровый ) расположен в прибрежной защитной полосе, совмещенной с водоохранной зоной Воткинского водохранилища; земельный участок частично огорожен забором, на земельном участке находятся строения (л.д.74-76).

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 07 июня 2019 года, схеме земельный участок (кадастровый ) частично огорожен забором с южной и западной сторон, на земельном участке с юго-западной стороны расположено жилое строение, с южной стороны – деревянные столбы; с восточной стороны земельного участка расположено ещё одно жилое строение и ограждение. Жилое строение, находящееся с восточной стороны земельного участка, размещено на землях, право собственности на которые не разграничено; жилое строение площадью 52 кв.м. расположенное в границах земельного участка, находится в границах 20 метровой зоны водного объекта (л.д.39-43).

В соответствии с сообщением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 26 июля 2019 года территория земельного участка (кадастровый ) частично находится в границах береговой полосы водного объекта – Воткинского водохранилища; доступ к береговой полосе водного объекта ограничен (л.д.61).

Из постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 23 августа 2019 года следует, что южная часть земельного участка (кадастровый ), примыкающая к водному объекту – Воткинское водохранилище (река Кама), занята жилым строением площадью 52 кв.м. и столбиками; данное строение, и столбики, находящееся в границах земельного участка, расположены в пределах двадцатиметровой зоны водного объекта (в границах береговой полосы водного объекта); строение и столбики ограничивают доступ в береговую полосу водного объекта – Воткинское водохранилище (река Кама) (л.д.62-67).

Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 21 апреля 2020 года и от 01 октября 2020 года, схематическим чертежам и описанию координат площади наложения земельный участок (кадастровый ) частично расположен в границах полигона водоохранной зоны (реестровый номер зоны – 59.ДД.ММ.ГГГГ); площадь наложения границ земельного участка с границами 20 метровой береговой полосы, исчисляемой от границы водоохранной зоны Воткинского водохранилища, составляет 613,8 кв.м. и определяется координатами точек: <данные изъяты> (л.д.69-73).

Оценивая полученные доказательства, суд полагает, что часть земельного участка площадью 613,8 кв.м., принадлежащего ответчику на праве собственности, расположена в границах 20 метровой береговой полосы водного объекта – Воткинского водохранилища; на такой части земельного участка (кадастровый ) расположены постройки ответчика.

Ответчик Головченко Т.А. не представила доказательства иного.

Образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу пункта 8 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии со статьёй 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Согласно частям 1 – 3, 6, 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливание плавучих средств.

Береговая линия (граница водного объекта) для пруда, водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды (пункт 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Аналогичные правила содержались в законодательстве, действовавшем ранее.

В соответствии со статьёй 4 Водного кодекса РСФСР 1972 года в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик все воды (водные объекты) в РСФСР входят в состав единого государственного водного фонда. Единый государственный водный фонд включает, в том числе реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов.

В силу статьи 7 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

Согласно статье 20 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.

На основании статьи 34 Водного кодекса Российской Федерации 1995 года в Российской Федерации устанавливается федеральная собственность на водные объекты.

Статьей 91 Водного кодекса РСФСР 1972 года в целях охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения предусматривалась возможность установления водоохранных зон (полос). Порядок установления использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989 года № 91 утверждено Положение о водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в Российской Федерации, пунктом 1 которого устанавливалась, что водоохранной зоной является территория, прилегающая к акваториям рек, озер и водохранилищ, на которой устанавливается специальный режим в целях предотвращения загрязнения, засорения, истощения вод и заиления водных объектов. Водоохранная зона создается как составная часть природоохранных мер, а также мероприятий по улучшению гидрологического режима и технического состояния, благоустройству рек, озер, водохранилищ и их прибрежных территорий. В состав водоохранной зоны включаются поймы рек, надпойменные террасы, бровки и крутые склоны коренных берегов, а также балки и овраги, непосредственно впадающие в речную долину или озерную котловину. В пределах водоохранных зон по берегам рек, озер и водохранилищ выделяются прибрежные полосы, представляющие собой территорию строгого ограничения хозяйственной деятельности

Так, Положением установлена минимальная ширина водоохранных зон для рек протяженностью свыше 500 км, к каковым относиться река Кама, - 500 м; минимальная ширина прибрежных полос 55-100 м.

Позднее постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 было утверждено Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, в котором закреплена ширина водоохраной зоны реки протяженностью более 500 километров - 500 м., прибрежные полосы – 55-100 м.

Постановление Совета Министров РСФСР от 17 марта 1989 года № 91 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 не предусматривали использование земель прибрежных полос, водоохранных зон для целей садоводства; в том числе данными актами установлен запрет на распашку земель, применение удобрений и т.п.

Оценивая полученные доказательства и положения закона, суд полагает, что на момент закрепления земельных участков в собственность членам садоводческого товарищества «Сосны» в 1994 году порядок использования земель водного фонда определялся законодательством РСФСР, в силу которого береговая полоса водного объекта не могла предоставляться и находиться в частной собственности.

Такое ограничение на предоставление в собственность земель водного фонда сохранилось в законодательстве Российской Федерации.

Соответственно, учитывая, что часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), образованная в результате межевания в 2016 году, равная 613,8 кв.м., располагается в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, в силу положений закона такая часть земельного участка не может находиться в частной собственности.

Следовательно, нахождение части земельного участка (кадастровый ) площадью 613,8 кв.м., фактически состоящей из береговой полосы водного объекта, отнесённой законом к объектам общего пользования (включающей в себя береговую полосу водного объекта), в частной собственности, в том числе такое образование земельного участка, противоречит действовавшему и действующему закону, то есть нарушает интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц на равный доступ к земельным участкам общего пользования.

Принимая во внимание, что формирование и образование части земельного участка (кадастровый ) произошло из земель, являющихся береговой полосой и относящихся к государственной собственности Российской Федерации и запрещенных к приватизации (передаче в частную собственность), то есть неправомерно, суд считает, что имеются правовые основания для признания недействительными результатов межевания и образование земельного участка (кадастровый ) в части наложения его границ на береговую полосу Воткинского водохранилища площадью 613,8 кв.м. в соответствующих координатах, признания отсутствующим право собственности ответчика на указанный земельный участок в части его наложения на границы береговой полосы Воткинского водохранилища площадью 613,8 кв.м. по соответствующим координатам и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке (кадастровый ) в части наложения его границ на земли водного фонда (земли общего пользования).

Учитывая, что в силу закона каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, на земельном участке (кадастровый ) находятся постройки ответчика, в том числе забор, ответчик Головченко Т.А., являющаяся собственником этого земельного участка, образованного в части из земель водного фонда (земель общего пользования), обязана не создавать препятствий к свободному доступу к водному объекту – водохранилищу, в том числе к береговой полосе водного объекта, любому гражданину, то есть неограниченному кругу лиц.

Ответчик Головченко Т.А. не представила доказательства отсутствия препятствий и наличия свободного доступа к береговой полосе водного объекта – водохранилища и к водному объекту – водохранилищу через площадь земельного участка (кадастровый ), равную 613,8 кв.м., неправомерно включённую в состав указанного земельного участка.

При таком положении суд считает, что имеются правые основания для возложения на ответчика обязанности по обеспечению свободного доступа неограниченному кругу лиц к береговой полосе водного объекта – водохранилища и к водному объекту – водохранилищу.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания и образование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>, в части наложения его границ на береговую полосу Воткинского водохранилища площадью 613,8 кв.м. по следующим координатам: <данные изъяты>.

Признать отсутствующим право собственности Головченко Т.А. на земельный участок (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>, в части наложения его границ на береговую полосу Воткинского водохранилища площадью 613,8 кв.м. по следующим координатам: <данные изъяты>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об описании местоположения земельного участка (кадастровый ) по координатах характерных (поворотных) точек: <данные изъяты>

Данное решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Едином государственном реестре недвижимости (кадастровый ).

Возложить на ответчика Головченко Т.А. обязанность по обеспечению свободного доступа неограниченному кругу лиц к береговой полосе водного объекта – Воткинского водохранилища и к водному объекту – Воткинскому водохранилищу в вышеуказанных границах земельного участка.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в Пермский районный суд Пермского края заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 16 июня 2022года.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

Копия верна:

Судья Н.В. Гладких

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-1151/2022

Пермского районного суда Пермского края.

УИД: 59RS0008-01-2022-000569-81

2-1151/2022 ~ М-400/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Головченко Татьяна Алексеевна
Другие
кадастровый инженер Луценко Светлана Альфредовна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Пермский отдел
Администрация Пермского муниципального района
Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Гладких Надежда Васильевна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
14.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2022Передача материалов судье
21.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
24.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
16.01.2023Дело оформлено
17.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее