Дело № 2а-1309/2024
73RS0001-01-2024-000984-53
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Анциферовой Н.Л.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительства, недействительным разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительства, недействительным разрешения на строительство.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска в ходе проверки исполнения градостроительного законодательства, а также законодательства об охране объектов культурного наследия при возведении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> выявлены нарушения федерального законодательства.
В ходе проверки с привлечением специалистов управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области, управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области выявлены нарушения: Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; Свода правил 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» при строительстве многоквартирного жилого дома по адресу: г. <адрес> а именно:
- ООО «Элитстрой» не обеспечен подъезд пожарных автомобилей к возводимому многоквартирному дому по всей длине фасада здания, при том, что фактически в квартирах, расположенных в осях Л-П, не предусмотрены наружные открытые лестницы, связывающие балконы смежных этажей между собой (балконы отсутствуют) - нарушены ч. 1 ст. 90 Федерального закона № 123-ФЗ и п. 8.1.1 СП 4.13130.2013;
- тупиковый подъезд не заканчивается площадкой для разворота пожарных автомобилей размером не менее чем 15 х 15м - нарушены ч. 1 ст. 90 Федерального закона № 123-ФЗ и п. 8.1.11 СП 4.13130.2013;
- для подземной стоянки автомобилей расстояние от въезда-выезда до жилого дома по адресу: г. <адрес> составляет менее чем 15x15м - нарушена ст. 52 Закона № 123-ФЗ, п. 4.13 СП 113.13330.2016;
- фактически стена возводимого здания, примыкающая к жилому дому по <адрес> расположена на одном уровне по ширине и по высоте относительно стены указанного здания, что не соответствует противопожарной безопасности 1 типа - нарушены ст. 37 и ч. 1 ст. 69 Федерального закона № 123-Ф3 и п. 4.3 СП 4.13130.2013, табл. 1, п.4.11;
- устройство для открывания окон (в наружной стене лестничной клетки в подъезде № 1) располагается на высоте более 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки (фактически более 2,5 м) - нарушены ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ и пп. «б» п.5.4.16 СП 2.13130.2020;
- ширина лестничных площадок в лестничной клетке в подъезде №1 составляет менее 1,35 м (фактически 1,1 м) - нарушены ч. 1 и 2 ст. 53, ч.19 ст. 88, ч.1 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ и п.4.4.2 СП 1.13130.2020;
- эвакуационный выход в осях 9-10/Д-И, ведущий из подземной стоянки автомобилей, предусмотренный проектной документацией (лист 1 раздела 3 проектной документации (65/21-АР)) заложен кирпичной кладкой;
- люк выхода на кровлю имеет размеры менее 0,6х0,8м (фактически люк имеет размеры 0,67х0,67м) - нарушены части 1 и 2 ст. 90 Федерального закона № 123-ФЗ и п.7.2 и п.7.7 СП 4.13130.2013.
Кроме того, проверкой установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 20.07.2009 № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» земельный участок с кадастровым номером №, на котором ООО «Элитстрой» осуществляется возведение многоквартирного жилого дома, расположен в зоне ЗРЗ Ф-2 (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия федерального значения (музейный комплекс усадебной застройки)).
В нарушение требований пункта 4.1 зоны ЗРЗ Ф-2 постановления № 256-П конструкция крыши возводимого жилого дома не соответствует установленным правилам, а именно: конструкция крыши плоская по всей площади многоквартирного жилого дома с имитацией ската путем отделки наружных стен 3-го этажа кровельным материалом - профилированным листом.
При этом пунктом 4.1 постановления № 256-П для зоны ЗРЗ Ф-2 запрещено использование вышеуказанного строительного материала без проведения предварительной историко-культурной экспертизы, которая в данном случае не проводилась.
Кроме того, пунктом 3.3 постановления № 256-П для зоны ЗРЗ Ф-2 установлена предельная высота зданий до его карниза - 9 м, до конька скатной крыши - 12 м. В нарушение указанного требования в проектной документации высота проектируемого многоквартирного жилого дома превышает допустимую высотность для зоны охраны ЗРЗ Р-2 на 2,2 м.
Также в нарушение пункта 3.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 64) согласно проектной документации между подземным этажом возводимого многоквартирного жилого дома, в котором согласно проектной документации запроектирован подземный паркинг, и первым наземным этажом (жилые помещения) отсутствует этаж с нежилым помещениями.
Кроме того, в нарушение требований СП 42.13330.2016. Свод правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, в проектной документации на возведение многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № не учтены отступы от границ смежного землепользования, что по факту повлекло возведение объекта в непосредственной близости от границ имеющихся строений.
Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 10 Закона № 384-ФЗ установлено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения обеспечивались безопасные условия для проживания и пребывания человека.
Просит признать незаконными действия Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска по выдаче ООО «Специализированный застройщик «Элитстрой» разрешения на строительство 4-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: № расположенном по адресу: <адрес> признать недействительным разрешение на строительство 4-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: № расположенном по адресу: <адрес> от 29.06.2022 № 73-73-072-2022, выданное ООО «Специализированный застройщик «Элитстрой».
Представитель административного истца старший помощник прокурора Анастасин О.А. в судебном заседании административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административных ответчиков Бодунова Т.В. в судебном заседании административный иск не признала по доводам, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснила, что при выдаче разрешения не были допущены нарушения, указанные в административном исковом заявлении. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство установлен ч. 13 ст. 15 Градостроительного кодекса РФ и не содержит такого основания как несоответствие представленной застройщиком проектной документации противопожарным и санитарным нормам и правилам. Само разрешение на строительство не подтверждает соответствие проектной документации противопожарным и санитарным нормам и правилам. При рассмотрении заявления ООО «Элитстрой» у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на строительство. Данное разрешение подготовлено в строгом соответствии с требованиями законодательства. Управлением не допущено нарушение норм законодательства при выдаче разрешения на строительства. Кроме того, административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица ООО «Элитстрой» Коротких И.М. в судебном заседании административный иск не поддержала по доводам, изложенным в отзыве. Пояснила, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска выдано 29.06.2022 ООО «СЗ «Элистрой» разрешение на строительство объекта капитального строительства многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес>. Проект на строительство жилого дома разработан ООО «Симбирскпроект», которое имеет положительное заключение негосударственной экспертизы. Согласно экспертному заключению, проектные решения соответствуют обязательным требованиям пожарной безопасности, установленным техническим регламентам, и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Проектная документация на многоквартирный дом соответствует требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика на проектирование, результатам инженерных изысканий и требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов. Решения по планировочной организации земельного участка приняты на основании градостроительного плана земельного участка от 25.08.2021, подготовленного и выданного Управлением архитектуры и градостроительства г.Ульяновска. перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим, несоответствие проектной документации противопожарным и санитарным нормам и правилам, к таковым не относится. Проверка проектной документации требованиям санитарно-эпидемиологических правил и пожарной безопасности в обязанности органов архитектуры при выдаче разрешения на строительство не входит. Правовых оснований для отказа ООО «СЗ «Элитстрой» в выдаче разрешения на строительство не имелось. Считает, что прокуратура при предъявлении административных требований вышла за пределы своих полномочий. Органом, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора является Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области. Перечисленные в административном исковом заявлении несоответствия являются предметом государственного надзора при приемке объекта в эксплуатацию. При выявлении недостатков органом государственного строительного надзора, застройщику предоставляется возможность для их устранения.
Представитель заинтересованного лица ООО «Элитсрой» Егорочкин А.Л. в судебном заседании административный иск не поддержал.
Заинтересованное лицо Питченко Д.А. в судебном заседании административный иск поддержал. Пояснил, что строящийся многоквартирный дом по адресу: <адрес> ООО «Элитстрой» возводится с многочисленными нарушениями строительных норм и правил РФ СНиП 2.07.01-89 СП42.13330.2016, Норм и правил САНПиН РФ, Свода правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты, правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», а также постановления №256-П правительства Ульяновской области. Нарушения, выявленные в ходе проверки прокуратурой Ленинского района при строительстве многоквартирного дома, стали возможны благодаря, выданному Управлением архитектуры и градостроительства г. Ульяновска с нарушениями разрешения на строительство № 29.06.2022. Возводимое здание по <адрес> вплотную примыкает к дому по <адрес> Создавая угрозу разрушения стен их дома. Это подтверждается актом экспертного обследования № по определению соответствия объекта нормативным требованиям, расположенного по адресу <адрес> по состоянию на момент проведения обследования ООО «Ульяновской лабораторией строительной и технической экспертизы». Осмотр экспертом проводился 18 сентября 2023 года по договору с ООО «Элитстрой». В пункте 2.3 отчета экспертов сказано: Многоквартирные дома №29 и №33 располагаются относительно друг друга на расстоянии 0,31 м (31 см). Стены капитальные. Свес кровли дома №29 направлен в сторону жилого дома №33. Система организованного водостока отсутствует, система снегозадержания не выполнена, покрытие кровли - шиферные листы. Вынос карниза менее 600 мм. Имеются повреждения кровельных листов. Повреждение кладки в виде выветривания и увлажнения, а также осыпание и расслоение кладки. Данное обстоятельство связано с высоким физическим износом жилого дома, нарушением целостности кровельного покрытия, нарушениями связанными с отсутствием системы организованного водостока, а также отсутствие отмостки по периметру объекта. Из представленного отчета ясно следует, что кровля и кирпичные стены дома <адрес> нуждаются в капитальном ремонте, а учитывая, что дому почти 150 лет и в реставрации. Примыкающая к дому стена строящегося дома по <адрес> исключает возможность доступа к стене их дома для ремонта тем самым обрекая дом на дальнейшее разрушение. Кроме того, столь близкое расположение строящегося дома создает дополнительную избыточную влажность межу домами, что пагубно сказывается на состоянии кирпичных стен и фундамента нашего дома. Также при будущем ремонте кровли дома № 29 невозможно восстановить карниз с выносом 600 мм (60 см), в соответствии со строительными нормами. Также невозможно сделать и водосток и систему снегозадержания. На основании упрощенного изображения дома, даже без размеров, то есть просто картинки, управление по защите культурного наследия дает свое согласие на уродование облика города. Нормы отступа минимально три метра от границы смежного земельного участка до стены строящегося дома без согласия собственников смежного участка. В этом случае отступа может вовсе не быть, как это и случилось при строительстве многоквартирного дома по <адрес> Также имеются нарушения высотности строящегося здания. В соответствии с постановлением 256-П, в отношении зоны ЗРЗ-Ф2 допустима высота здания до конька скатной крыши - 9 метров, при этом постановление 256-П не допускает в зоне ЗРЗ-Ф2 строительство зданий с плоской кровлей. И, следовательно, заявления ответчика о высоте строящегося дома до конька строящегося здания являются голословными, поскольку у плоской кровли никакого конька нет и быть не может, как нет и кровельного ската, налицо лишь посредственная имитация скатной кровли. Это говорит о том, что если бы проектом было бы предусмотрено устройство скатной кровли, как того требует закон, то высота дома увеличилась бы еще на несколько метров. Есть еще одно нарушение, на которое ответчик закрыл глаза, а именно: максимальный процент застройки в границах земельного участка, который в соответствии с постановлением 256-П2 для зоны ЗРЗ-Ф2, составляет для жилищного строительства 50%. Общая площадь земельного участка, на которое выдано разрешение на строительство составляет 1779 кв.м, площадь застройки указанная в разрешении на строительство составляет 1328 кв.м. Таким образом, процент застройки равен 75% при допустимых 50% или 889,5 кв.м. Управление архитектуры и градостроительства при выдачи разрешения на строительство также не изучило параметры строящегося здания по адресу: <адрес> на соответствие плотности застройки строящегося многоквартирного дома. Коэффициент плотности застройки на земельном участке в соответствии с СП 42 13330 2016000 должен быть не более 1,2, а по проектной документации представленной ООО «Элитстрой» этот коэффициент при норме не более 1,2 составляет: 2,25, что почти в два раза превышает допустимые нормы. Это, кстати, и объясняет стремление застройщика извлечь максимальную прибыль из застраиваемого участка путем нарушения всех строительных норм и правил, и пренебрегая противопожарными и санитарными требованиями в соответствии с действующим законодательством. При проектировании многоквартирного дома по <адрес> с владельцами смежного со строительством земельного участка по <адрес> никаких согласований не производилось. Ни проектировщик здания ООО «Сибирскпроект», ни застройщик ООО «Элитстрой» не согласовывали свои действия с собственниками смежной территории. До выдачи разрешения на строительство площадка для строительства с кадастровым № № была свободна от каких-либо строений и, следовательно, проектирование происходило с чистого листа и должно было осуществляться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, Требованиями МЧС, нормами САНПиН, а также законами РФ и Ульяновской области. Однако исполнитель проекта ООО «Симбирскпроект» пренебрег требованиями всех правил и запроектировал здание с многочисленными нарушениями, видимо по взаимной договоренности с заказчиком ООО «Элитстрой», поскольку он этот проект принял и направил его в Управление архитектуры г.Ульяновска. Управление архитектуры и градостроительства вместо того, что бы детально изучить проектную документацию и вернуть его ООО «Элитстрой» для устранения недостатков - выдало разрешение на строительство. Таким образом, в результате незаконных действий Управления Архитектуры и градостроительства стало возможно строительство многоквартирного дома с многочисленными нарушениями.
Представитель заинтересованных лиц Питченко Д.А., Корухова В.В. - Лачугин В.Г. в судебном заседании административный иск поддержал.
Заинтересованное лицо Артемьева Н.П. в судебном заседании административный иск поддержала. Пояснила, что дом построен с нарушениями, а именно без отступа от соседнего участка. Также во дворе их дома провели магистральный газопровод без согласия. Сейчас участок данной трубы лежит на ее сарае. На фасаде дома по адресу <адрес> расположены вентиляционные коммуникации принудительного типа в открытом доступе. То есть при включении вытяжки, будет создаваться шум и выход выхлопных газов, так как вытяжка будет осуществляться из подвального помещения. В связи с этим они не могут пользоваться садом и огородом. С крыши дома по адресу <адрес>, на территорию двора падают снеговые массы, что создает угрозу жизни детей. Перед домом были сараи, которые после пожара со стороны дома № № окончательно сгорели. После строительства дома, началось движение земли и сточных вод, что привело к затоплению ее подвала, где она хранит овощи. Проживание рядом с домом № № стало опасным.
Представитель заинтересованного лица Артемьева В.П. – Артемьев К.К. в судебном заседании административный иск поддержал. Пояснил, что учитывая плотность застройки и отсутствия минимального отступа в 3 метра, возводимое здание несет угрозу жизни и здоровью собственникам по адресу ул. <адрес> так как такой застройкой не обеспечивается соблюдение норм пожарной безопасности. Возведённая стена вплотную к дому 29 именуемая застройщиком, как противопожарная не соответствует таковой, есть строгий регламент возведения таких стен. Стена должна иметь собственный фундамент, а текущая стена, возведена на плите перекрытия между подземным паркингом и первым этажом. Стена должна обладать определенной высотой, те быть на всю высоту здания, а так же она должна быть выше конька крыши дома минимум на 60 см. Стена должна быть отдельной конструкцией, разделяющей два дома, а не являться стеной дома. Так же стена должна соответствовать типам огнестойкости. Согласно СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты, территория дома должна оборудоваться пожарным проездом, а пункт 8.1.11 говорит о наличии разворотной площадки 15 на 15 метров, что текущая застройка возводимого здания не позволяет, что так же нарушает правила пожарной безопасности, и в дальнейшем будет нести угрозу жизни и здоровью. Учитывая застройку по красной линии, выстроенную стену вплотную к 29 дому, каким образом будет осуществляться обслуживание фасада дома 33. Ответ очевиден, со стороны их двора, доступ к фасаду так же будет со стороны их двора, так как на их территорию выведена калитка. Данные обстоятельства указывают на то, что они не могут в полной мере пользоваться их землей, возводить хоз. постройки, огороды, заборы и вести иную хоз. деятельность по своему усмотрению в полном объёме, при этом налоги за имущество оплачивают. Осуществлять обслуживание стены, крыши дома 29 собственники так же не смогут, ввиду блокирования стеной дома 33. Учитывая подземный паркинг в 27 машина мест так же несет угрозу возникновения ЧС. Принудительная приточная вентиляция установленная на фасаде дома с естественной вытяжкой производит вытеснение отработанных газов наружу, вариант считается не надежным и не желательным для использования в городских массивах. Вытесняемый воздух может создавать облака угарного газа, для жителей окрестных домов такой вариант создаст невыносимые условия, не соответствующим санитарным нормам. Угарные газы будут попадать на их огороды, на которых выращивают сельхоз культуры. Шум от постоянно работающей принудительной вентиляции, которая находится со стороны их двора дома <адрес> будет оказывать вред здоровью жителям двора. Он не будет иметь возможности вывозить на прогулку во двор своего подопечного, так как будет пагубно сказываться на его физическом и психическом здоровье. В их дворе гуляют дети, к агрегату есть прямой доступ, любой ребенок в силу своего возраста может воздействовать на эту инсталляцию и получить смертельные травмы. Магистральная газовая труба, проведенная к дому по адресу <адрес> легла на крышу их сарая, что так же несет угрозу жизни и здоровью жителей по адресу: <адрес> Так же если возникнет необходимость въезда пожарной машины во двор дома <адрес> для осуществления пожаротушения, либо проведения аварийно-спасательных работ, данный газопровод будет этому препятствовать. <адрес> создает тень по всей площади двора дома 27-29, что нарушает инсоляцию согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Застройщик ООО «Элитстрой» нарушает гражданские права, права землепользования и пользования имуществом, а строящийся дом несет угрозу жизни и здоровью всем собственникам и жителям дома по адресу: <адрес>
Представитель заинтересованного лица ООО «Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы» Осипов А.Г. в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что 18 марта 2022 года ООО «Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы» выдало положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий № 73-2-1-3-015501-2022 на «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями. <адрес> кадастровый номер № Основанием для проведения экспертизы являлся договор от 23.11.2021 № 21-11-19711 между ООО «Элистрой» и ООО «Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы». Проектные решения соответствуют обязательным требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, и подробно расписаны в п. 4.2, 2.11. В части пожарной безопасности заключения экспертизы. В соответствии с требованиями п. 2.3. ГПЗУ к предельным параметрам разрешенного использования земельного участка - запрещается без предварительного проведения историко-культурной экспертизы использование отдельных строительных материалов. В связи с чем была проведена историко-культурная экспертиза по размещению данного объекта, заключение которой согласовано Правительством Ульяновской области от 04.10.2021 о согласовании заключения государственной историко-культурной экспертизы по размещению данного объекта. В проектируемом здании наряду с плоской кровлей по периметру фасадов предусмотрена скатная кровля, конек которой является самым высоким конструктивным элементом здания с относительной отметкой +11.200. Визуальное восприятие здания в градостроительной ситуации - с <адрес> Планировочная отметка земли на границе с отмосткой вдоль главного фасада по <адрес> предусмотрена - 0.700. Планировочная отметка земли на границе с отмосткой вдоль дворового фасада предусмотрена от -0.040 до -0.700. Под высотой здания, согласно п.3.5. СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения, понимается вертикальный размер, измеряемый от проектной отметки земли до верхней отметки самого высокого конструктивного элемента здания (парапет кровли; карниз, конек кровли, верх фронтона; купол; шпиль; башня). В п.3.28 СП 4.13130.2013 указано, что планировочная отметка земли - это уровень земли на границе земли и отмостки здания. Таким образом, высота проектируемого здания согласно СП 118.13330.2012 и СП 4.13330.2013 не превышает 12 м. В СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные» п. 1.1. содержится понятие пожарно-технической высоты здания. Пожарный подъезд к зданию расположен в его дворовой части. Пожарно-техническая высота проектируемого здания также менее 12 м. В графическую часть раздела АР внесено уточняющее дополнение (лист 8.1) - характерный разрез 5-5 главного фасада здания по <адрес>, отражающее взаимное расположение, а также высотные отметки конька скатной кровли и земли на границе с отмосткой. Проект строительства многоквартирного жилого дома по <адрес> разработан в 2021 году ООО «Элитстрой» в соответствии с градостроительным планом земельного участка № РФ-№ выданным ООО «Элитстрой» 25.08.2021. В иске ссылаются на отменённый нормативный документ СанПиН 2.1.2. 2645 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», который утратил силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1631. В процессе проведения экспертизы был применен актуальный нормативный документ по санитарно-эпидемиологической безопасности: СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел VIII. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений. Представленные расчёты показали, что качество атмосферного воздуха в воздухе жилых помещений соответствует СанПиН 1.2,3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Также проведены расчёты уровней физических факторов, которые доказывают, что конструктивные решения обеспечивают звукоизоляцию и выполнение п. 130 СанПиН 2.1.3684- 21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел VIII. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений, а именно - уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. Расчетный уровень шума отвечает требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Также, согласно п. 4.4 «СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*», встроенные в здания другого функционального назначения, должны отделяться противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа или техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа. Проектом предусмотрено, что подвальный этаж со встроенной автостоянкой отделен от остальной части противопожарной стеной и перекрытиями 1-го типа. Несущие элементы подвального этажа выполняются с пределом огнестойкости R150. Автостоянка для автомобилей не связана с жилой частью дома. Согласно 6.11.8 СП 4.13130.2013 для автостоянок, встроенных к зданиям другого класса функциональной пожарной опасности в целях ограничения распространения пожара предусмотрены над проемом автостоянки глухой козырек из материалов НГ шириною не менее 1 м. В СП 42.13330.2016 отсутствует требование по нормированию расстояния от границ земельного участка до стеньг жилого дома. Здание проектируемого жилого дома расположено в пределах зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений, указанной на Чертеже градостроительного плана земельного участка (11.2.2 ГПЗУ РФ-№ от 25.08.2021). Согласно ГПЗУ, максимальный процент застройки - 80%, проект застройки проектируемого жилого дома-74,45 %. Согласно ГПЗУ в случае, если земельный участок примыкает к красной линии, строительство осуществляется без отступов от красной линии. Кроме того, согласно требованиям п. 5.4 СП 2.13130.2020, стена примыкающая к дому № 29, является противопожарной.
Представитель заинтересованного лица ООО «Симбирскпроект» в судебное заседание не явился, извещался. Из письменного отзыва следует, что ООО «Симбирскпроект» в рамках заключенного с ООО «Элитсрой» договора № 65/21-СП от 10.06.2021 выполнил разработку проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома по <адрес> в соответствии с градостроительным планом земельного участка № РФ-№, выданным ООО «Элитсрой» 25.08.2021.
Представитель заинтересованного лица Правительство Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области Кононова К.А. в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из отзыва следует, что ООО «Элитсрой» предоставило в управление эскизный проект архитектурно-градостроительного облика капитального строительства в отношении вновь возводимых объектов капитального строительства на территории муниципального образования «Город Ульяновск» «Многоквартирный жилой дом» с кадастровым номером земельного участка № расположенного по адресу: <адрес>. Проект был рассмотрен 14.10.2021 на заседании Экспертного совета по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия. По результатам рассмотрения данного проекта было решено доработать проект и рассмотреть повторно с учетом действующих регламентов (предельная высота здания 9 м. до карниза здания с плоской кровлей, 12 м. - до конька со скатной кровлей), представить проект, включающий 3d визуализации проектируемого дома с учетом окружающей застройки. Управлением было направлено информационное письмо от 18.11.2021 в адрес ООО «Элитсрой» о режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-11 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон.
Представители заинтересованных лиц ГУ МСЧ России по Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области, Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, заинтересованные лица Дмитриев С.С., Покровская Л.М., Корухов В.В. в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (ГрК РФ), иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 29.06.2022 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска ООО «СЗ «Элитсрой» было выдано разрешение на строительство №№ многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 97-100).
Собственником данного земельного участка является ООО «СЗ «Элитсрой» (т. 1 л.д.90-103).
Застройщиком для получения разрешения на строительство представлено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий № № на многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес> выполненное ООО «Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы».
Основанием для выдачи разрешения, в том числе является градостроительный план земельного участка от 25.08.2021 № РФ№ (т.2 л.д.101-113), выданный Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска.
Градостроительный план земельного участка № РФ-№ 25.08.2021 содержит следующие сведения: земельный участок расположен в территориальной зоне ЗРЗ Ф-2 – зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия федерального значения (музейный комплекс усадебной застройки).
Основные виды разрешенного использования: индивидуальные жилые дома, многоквартирные жилые дома, жилые домам со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначениями обслуживания населения, объекты дошкольного образования, объекты общего образования, объекты среднего и высшего профессионального образования, объекты дополнительного и специального образования и обучения, объекты здравоохранения и медицинского назначения, объекты культуры, объекты торговли, досуга и развлечений, объекты общественного питания, объекты социального и коммунально-бытового назначения, объекты делового и финансового назначения, объекты для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности, административные объекты, гостиницы, объекты физкультуры и спорта, многофункциональные объекты.
Условно разрешенные виды использования: культовые объекты, объекты зоотехнического и ветеринарного сервиса, парки, скверы, сады, бульвары, эспланады.
Минимальная площадь земельного участка – 455 кв.м, максимальная площадь земельного участка не устанавливается.
Минимальные отступы от границ соседних участков: в случае, ели земельный участок примыкает к красной линии квартала, строительство осуществляется без отступа от красной линии, минимальные расстояния по красной линии между соседними зданиями – 8,5 м.
Максимальная процентная доля застраиваемой площади в границах земельного участка – 80 %.
Предельная высота зданий, строений, сооружений – предельная высота зданий: до карниза здания – 9 м, до конька скатной крыши – 12 м.
В соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории коттеджной и усадебной жилой застройки в границах зоны охраны объектов историко-культурного назначения.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РРФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
Указанное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов, в том числе при подготовке проектной документации в отношении реконструкции объектов капитального строительства. Такая документация в силу пункта 9 Положения должна на состоять из 12 разделов (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, конструктивные и объемно-планировочные решения и т.д.), требования к содержанию которых установлены п.п. 10-32 Положения.
Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 данного Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Процедура выдачи разрешения на строительство регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Частью 7 указанной статьи предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
К заявлению ООО «СЗ «Элитстрой» о выдаче разрешения на строительство был приложен полный пакет необходимых документов.
Проектная документация (шифр 65/21-ПЗ) содержит заверение главного инженера проекта о том, что она разработана в соответствии градостроительным планом земельного участка № РФ-№ от 25.08.2021, заданием на выполнение проектной документации от 09.09.2021, градостроительным регламентом, техническим регламентам, в том числе, устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающее й к ним территорий.
На проектную документацию получено положительное заключение негосударственной экспертизы, подготовленное ООО «Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы» (т. 1 л.д. 205-250, т. 2 л.д. 1-47), проектная документация и результаты инженерных изысканий на строительство объекта: «Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> соответствует требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика на проектирование, результатам инженерных изысканий и требованиям к содержанию разделов проектной документации, а также результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Административным истцом заявлено, что в нарушение ч. 1 ст. 90 Федерального закона № 123-ФЗ и п. 8.1.1 СП 4.13130.2013, ООО «Элитстрой» не обеспечен подъезд пожарных автомобилей к возводимому многоквартирному дому по всей длине фасада здания, при том, что фактически в квартирах, расположенных в осях Л-П, не предусмотрены наружные открытые лестницы, связывающие балконы смежных этажей между собой (балконы отсутствуют).
В соответствии с ч. 1 ст. 90 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:
1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;
2) средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений;
3) противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);
Проезд пожарной техники запроектирован по твёрдому покрытию, выдерживающему соответствующие нагрузки. Ширина автопроезда 3,50 м. Радиусы поворотов - 8,0 м.
Наружное противопожарное водоснабжение проектируемого здания жилого дома усмотрено в соответствии с требованиями СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» Расход воды на наружное пожаротушение составляет 15 л/с.
Наружное пожаротушение здания осуществляется от трёх существующих пожарных гидрантов, расположенных в непосредственной близости от проектируемого здания на левом городском водопроводе 0300 мм. Пожарные гидранты расположены на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, не ближе 5 м от стен зданий. Пожарные гидранты обеспечиваются подъездами с твердым покрытием для пожарных автомобилей и световыми указателями (с указанием номера пожарного гидранта, расстояния до ПГ, характеристики водопровода).
Согласно объемно планировочных решений часть квартир выходят в сторону пожарного поезда. В квартирах 2 и 3 этажей, не имеющих окон со стороны подъезда пожарной техники, предусмотрены балконы с переходами на нижерасположенный этаж.
Для объекта выполнен план пожаротушения. Организация и проведение аварийно- спасательных работ в жилом многоквартирном доме возможны с применением спасательных устройств звеньями ГДЗС, вывод и вынос пострадавших по основным эвакуационным путям жилого дома на свежий воздух и в безопасную зону, а также по AЛ с южной и восточной стороны жилого дома. С Северной стороны дома оконных проемов не предусмотрено. Эвакуация и спасение людей с западной стороны жилого дома возможна по выдвижной трехколенной лестнице, а с уровня выше отметки 10,5 метров комбинированным способом по выдвижной трехколенной лестнице и штурмовой лестнице. В квартирах 2 и 3 этажей, не имеющих окон со стороны подъезда пожарной техники, предусмотрены балконы с переходами на нижерасположенный этаж для самостоятельной эвакуации жильцов из зоны воздействия опасных факторов пожара, остальные квартиры имеют двустороннюю ориентацию.
В соответствии с п. 8.1 СП 4.13130.2013 Свод правил. Системы противопожарной пожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по все длине:
а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий:
- оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;
- при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;
- при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий;
в) со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
На 2 и 3 этажах запроектировано по 9 квартир, из них в 7 оконные проемы выходят на сторону пожарного подъезда и проезда, часть квартир имеет двустороннюю ориентацию.
В разделе проектной документации «Архитектурные решения» (л. 1) указано, что в квартирах 2 и 3 этажей, не имеющих окон со стороны подъезда пожарной техники, предусмотрены балконы с переходами на нижерасположенный этаж.
В разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» указано, что согласно ситуационному плану с западной стоны здания обеспечивается выполнение требований пункта 8.1 б) СП 3130.2013 при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих балконы смежных этажей между собой.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен свидетель ФИО1 который пояснил, что работает в проектировании 40 лет, является заслуженным архитектором Ульяновской области. При проектировании многоквартирного дома нормативные требования не были нарушены. МЧС России неоднократно в своих разъяснениях говорит о том, что разворотные площадки, требующиеся по нормам, не относятся к пожарным подъездам к общественным и жилым зданиям. Разворотные площадки должны выстраиваться на улицах и дорогах. Для данного дома такая разворотная площадка не требуется.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО2 который пояснил, что являлся консультантом в части пожарной безопасности. Согласно нормам СП, к спорному многоквартирному дому предусмотрен один продольный проезд. Учитывая, что размер участка не совсем является полноценным, проектной документацией был предусмотрен план пожаротушения. План пожаротушения выполнен в соответствии с Приказом № 467. Что касается разворотной площадки, то в данном случае она не требуется.
Согласно письму ФГБУ «Всероссиймский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 27.09.2023 № ИГ-117-2083-12-4, требования пункта 8.1.11 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15*15 метров. Указанное требование не относится организации подъезда пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям сооружениям в соответствии с требованиями пункта 8.1.1 СП 4.1310.2013.
Пунктом 8.1.3 СП 4.13130.2013 установлено, что при невозможности выполнения требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ возможность обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по фению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых Установленном порядке.
Раздел проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» содержит План тушения пожара.
В соответствии с п. 4.12 СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*, утвержденного приказом Минстроя России от 07.11.2016 № 776/пр, при размещении подземных, полуподземных стоянок автомобилей в жилых и общественных зданиях, а также для обвалованных стоянок автомобилей расстояние от въезда-выезда до жилого или общественного здания не регламентируют.
Согласно приказу Минстроя России от 05.10.2023 № 718/пр «Об утверждении СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» с даты введения, в действие СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» признана не подлежащим применению СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей», утвержденный приказом Министерства строительства и жилил коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 776/пр.
Пунктом 4.9 СП 113.13330.2023 установлено, что для подземных, полуподземных, обвалованных стоянок автомобилей, размещенных в жилых и общественных зданиях, расстояния от въезда-выезда до жилого или общественно здания, в которых размещена стоянка автомобилей, не регламентируются.
Поскольку автостоянка с закрепленными местами для жителей дома запроектирована в подвале многоквартирного жилого дома, расстояние от нее до жилого дома на смежном земельном участке не регламентируется по прямому указанию СП. Данная норма была предусмотрена действовавшими на момент выдачи разрешения на строительство и действующими в настоящее время положениями СП.
Проектом предусмотрено, что подвальный этаж со встроенной автостоянкой отделен от остальной части противопожарной стеной и перекрытиями 1-го типа. Несущие элементы подвального этажа выполняются с пределом огнестойкости R150. Автостоянка для автомобилей не связана с жилой частью дома.
В разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» предусмотрено следующее. Нераспространение пожара на соседние многоквартирные жилые дома и здания обеспечивается противопожарными расстояниями согласно ч. 1 ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 4.3, табл. 1 СП 4.13130.2013 в зависимости от степени огнестойкости здания и класса их конструктивной пожарной опасности.
Противопожарные расстояния от проектируемого многоквартирного жило дома II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности здания - СО до существующей застройки составляет: от - 6,11 м, мах. - 14.50 м.
Противопожарные расстояния между проектируемым зданием II степей огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности СО и соседними зданиями и сооружениями соответствуют действующим нормативным документ (Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», требованиям табл. 1 СП 4.13130.2013 «Систем противопожарной защиты, ограничение распространения пожара на объектах защиты, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», табл. 15, 16 СП 42.13330.2011 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», правил устройства электроустановок.
Пунктом 5.4.16 СП 2.13130. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты, утвержденного приказом МЧС России о 12.03.2020 № 151, предусмотрено, что устройства для открывания окон должны быть расположены не выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа.
Данное требование в проектной документации выполнено.
В здании по <адрес> предусмотрена встроенная подземная автостоянка, согласно п. 4.12 СП 113.13130.2016, при размещении подземных, полуподземных стоянок автомобилей в жилых и общественных зданиях, а также для обвалованных стоянок автомобилей расстояние от въезда-выезда до жилого или общественного здания не регламентируют.
Согласно п. 4.11. СП 4. 13130.2013 проектом предусмотрено и фактически реализовано разделение здания <адрес> и существующего дома №29 противопожарной стеной 1 типа, соответствующей требованиям, установленным в СП 2.13130.2020.
Согласно ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 4.11 СП 4.13130.2013, противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, сооружениями I, II, III степеней огнестойкости не нормируются (при условии обеспечения требуемых проездов и подъездов пожарной техники), если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа.
Стена, примыкающая к дому № 29, является противопожарной, выполнена на всю ширину и высоту здания. Конструктивное исполнение данной стены указано в рабочей документации на проектируемый объект.
Административным истцом заявлено, что в нарушении ч.1 ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ и п.п. «б» п. 5.4.16 СП 2.13130.2020, устройство для открывания окон (в наружной стене лестничной клетки в подъезде № 1) располагается на высоте более 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки (фактически более 2,5 м).
Согласно п.п. «б» п. 5.4.16 СП 2.13130.2020 «Система противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» в наружных стенах лестничных клеток типаЛ1, Н1 и Н3 должны быть предусмотрены на каждом надземном этаже окна согласно СП 1.13130, открывающие изнутри без ключа и других специальных устройств (открывание должно обеспечиваться стационарной фурнитурой, в том числе в виде удлинительной штанги без применения автоматических и дистанционно-управляемых устройств). Устройство для открывания окон должны быть расположены не выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа. Количество и площадь открываемых створок в данных окнах не нормируется.
В разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (л.13) указано, что лестничные клетки обеспечены окнами естественного освещения и проветривания при пожаре площадью остекления не менее 1,2 м, с уровнем открываемого устройства не более 1,7 м от уровня площадки лестницы Л1.
В Плане тушения пожара, являющемся составной частью раздела проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (л. 7-8) указано, что в наружной стене лестничной клетки запроектированы на каждом этаже окна, открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств. Устройства для открывания окон предусмотрены не выше 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки - п. 1 ч. 2 ст. 40 ФЗ - 123, п. 5.4.16 СП 2.13130.2020.
Также административным истцом указано на нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 53, чт. 19 ст. 88, ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 123-ФЗ и п. 4.4.2 СП 2.13130.2020, ширина лестничных площадок в лестничной клетке в подъезде № 1 составляет менее 1,35 м (фактически 1,1 м).
Согласно п. 4.4.1 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее требуемой ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее 1,05 м – для зданий класса Ф1.3.
Согласно проектной документации многоквартирный дом относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф 5.2.
В разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (л. 15,16) указано: своевременная и беспрепятственная эвакуация обеспечивается: секция 1, первый этаж. Ф 1.3, осуществляется через коридор шириной не менее 1,4 м, далее в лестничную клетку с шириной марша не менее 1,35 м. Секция 2. Первый этаж. Ф 1.3: лестницы запроектированы в соответствии следующих требований: ширина лестничных маршей и площадок - 1,35 м (ч. 19 ст. 88 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.4.1, 4.4.3 СП 1.13130.2020).
Из помещений типовых этажей секций 1,2: из квартир по лестнице типа Л1 шириной 1,35 м непосредственно наружу.
Лестницы и лестничные клетки спроектированы в соответствии со следующими требованиями: ширина маршей и площадок составляет 1,35 м (п. 4.4.1 СП 1.13130.2020).
Эвакуация людей из секций жилого дома осуществляется: ширина лестничных маршей равна ширине лестничных площадок и составляет 1,35 м.
План подвала приведен на л. 1 графической части раздела проектной документации «Архитектурные решения» и не предполагает закладывание эвакуационного выхода в осях 9-10/Д-И, ведущего из подземной стоянки автомобилей, кирпичной кладкой. Из подземной стоянки автомобилей обеспечен эвакуационный выход в осях 9-1-/Д.
В соответствии с п. 7.7 СП 4.13130.2013 в зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой не более 15 метров, определяемой в соответствии пунктом 7.2, допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 метра по крепленным стальным стремянкам.
В разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (л. 13, 17) указано, что выход на кровлю запроектирован по оборудованной стационарной лестнице, через люк размером не менее 0,6*0,8 метра с пределом огнестойкости менее EI30 мин.
В графической части раздела проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения (л. 14) предусмотрен люк кровельный 800*830.
Административным истцом также указано на нарушение п. 4.1 зоны ЗРЗ-2 постановления № 256-П, конструкция крыши жилого дома не соответствует установленным правилам.
Земельный участок по <адрес> расположен в границах зоны охраны объектов культурного наследия ЗРЗ Ф-2. В здании предусмотрена как плоская кровля, так и скатная кровля, с покрытием из материала и цвета, соответствующих требованиям, постановления Правительства Ульяновской области от 20.07.2010 №256-П: металлическая фальцевая кровля цвета RAL 6034 (бирюзовый, медянка смешанная с белилами). Скатная кровля, предусмотренная по периметру наружных стен, определяет архитектурный облик и ротные параметры здания, соответствующие требованиям постановления Правительства Ульяновской области от 20.07.2010 №256-П для зоны ЗРЗ Ф-2 в части предельной высоты зданий, строений, сооружений: высота фасада по <адрес> от отмостки до карниза скатной кровли - 7,6 м (предельная - 9 м), до конька скатной крыши -11,9 м (предельная -12 м).
Проектной документацией л. 5 эскизного проекта и л. 9-12 графической части раздела проектной документации «Архитектурные решения» предусмотрена высота здания до карниза кровли 6,8 м, до конька – 11,2 м.
В связи с тем, что жилые квартиры в здании расположены над автостоянкой, при его реагировании проведены расчёты вентиляции и звукоизоляции автостоянки. При реализации комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, обеспечивается защита жилых этажей от проникновения выхлопных газов и сверхнормативных уровней шума, качество атмосферного воздуха в воздухе жилых помещений, а также уровни физических факторов соответствуют гигиеническим нормативам, что соответствует п. 129 и п. 130 СанПиН 1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел VIII. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений. Расчётный уровень шума отвечает требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности я человека факторов среды обитания».
Конструктивные решения обеспечивают звукоизоляцию и газонепроницаемость помещения автостоянки, системы инженерного оборудования здания отвечают требованиям ПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел VIII. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений.
Административным истцом указано, что в нарушение требований СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* не учтены отступы от границ смежного землепользования, что повлекло возведение объекта в непосредственной близости от границ имеющихся строений.
В СП 42.13330.2016 отсутствует требование по нормированию расстояния от границ земельного участка до стены жилого дома.
Здание проектируемого жилого дома расположено в пределах зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений, указанной на чертеже градостроительного плана земельного участка (п.2.2 ГИЗУ РФ№ от 25.08.2021). Согласно ГПЗУ, максимальный процент застройки - 80%, проект застройки проектируемого жилого дома-74,45 %. Согласно ГПЗУ в случае, если земельный участок примыкает к красной линии, строительство осуществляется без отступов от красной линии.
Согласно п.3.5. СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения, под высотой здания понимается вертикальный размер, измеряемый от проектной отметки земли до верхней отметки самого высокого конструктивного элемента здания (парапет кровли; карниз, конек кровли, верх фронтона; купол; шпиль; башня).
В п.3.28 СП 4.13130.2013 указано, что планировочная отметка земли - это уровень земли на границе земли и отмостки здания. Таким образом, высота проектируемого здания согласно СП 118.13330.2012 и СП 4.13330.2013 не превышает 12 м.
Ссылки административного истца на выявленные нарушения специалистом управления надзорной деятельности и профилактической работу ГУ МСЧ России по Ульяновской области справки, суд считает необоснованными.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В силу ч. 4 ст. 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подп. «а» п. 33 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290, органы государственного пожарного надзора в ходе выездной проверки не могут осуществлять осмотр жилых помещений в жилых домах.
В соответствии со ст. 54 ГрК РФ контролирующим органом является Госстройнадзор.
Согласно Положению о региональном жилищном контроле (надзоре) на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 29.09.2021 № 447-П, исполнительным органом Ульяновской области, наделенным полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, является Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.
В данном случае со стороны административного истца не представлено убедительных доказательств, подтверждающих нарушение прав неопределенного круга лиц оспариваемым разрешением на строительство.
Сам по себе факт несогласия административного истца с выдачей административными ответчиками оспариваемого разрешения на строительство не может служить основанием для удовлетворения заявленных им требований.
Таким образом, материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности действий уполномоченного органа и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемого предписания незаконным, как это предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы представителя административных ответчиков, представителей заинтересованного лица ООО «СЗ «Элитстрой» о пропуске срока для обращения с данным иском, суд считает необоснованными.
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18 июля 2017 года N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Разрешение на строительство Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска выдано 29.06.2022. Обращение собственников квартир и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, было зарегистрировано в Генеральной прокуратурой РФ 07.10.2023 (т. 1 л.д. 18).
Информация от Управления надзорной деятельности и профилактической работы направлена в адрес и.о. прокурора Ленинского района г.Ульяновска и надзорной деятельности от 21.11.2023 (т.1 л.д. 9-11).
Административное исковое заявление подано прокурором в суд 12.02.2024, в связи с чем трехмесячный срок для обращения с указанным иском в суд не пропущен.
Исходя из приведенных выше правовых норм, учитывая изложенные обстоятельства, установленные на основании совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что оснований полагать оспариваемое разрешение на строительство
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании незаконными действий по выдаче разрешения на строительство, признании разрешения на строительство недействительным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Анциферова
Мотивированное решение изготовлено 18.04.2024.