Дело № 2-1768/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2017 года г. Калининград
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Скворцовой Ю.А.,
при секретаре Никодон А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа «Город Калининград» к Сахарову Станиславу Владимировичу, Сахаровой Валентине Владимировне, Чернову Тимуру Борухудиновичу о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа «Город Калининград» в лице управления учета и найма жилья комитета муниципального имущества и земельных ресурсов обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что однокомнатная <адрес> относится к муниципальному жилищному фонду городского округа «Город Калининград». Нанимателем указанного жилого помещения являлся ФИО10, который снят с регистрационного учета в связи со смертью 19 июля 2016 года. В качестве членов семьи нанимателя были зарегистрированы Сахарова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - жена, Сахарова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь, снятые с регистрационного учета по указанному адресу в связи со смертью. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы: Сахаров С.В., <данные изъяты> года рождения - сын, Сахарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь, Чернов Т.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения - сын. Согласно предоставленной отделом опеки и попечительства над несовершеннолетними комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» информации ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации Московского района г. Калининграда от 04 июня 2000 года № 433 был определен в патронатную семью. На основании постановления администрации Московского района г. Калининграда от 18 января 2002 года № 27 Сахарова Валентина Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была определена в детский дом «Факел». Сахарова В.В. и Сахаров С.В. по договорам найма от 14 июля 2015 года № 298, № 299, обеспечены жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, расположенными по адресам: <адрес>, и <адрес>. Местонахождение Чернова Т.Б. неизвестно. По данным Специального отдела ЗАГС управления ЗАГС администрации городского округа «Город Калининград» запись акта о смерти Чернова Т.Б. не обнаружена. Согласно ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. В ходе проверки фактического проживания граждан в муниципальном жилом помещении установлено, что в спорном жилом помещении ответчики не проживают более десяти лет. Обязанности, предусмотренные ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, ответчиками длительное время не исполняются. Жилищные и коммунальные услуги за жилое помещение не оплачиваются. По состоянию на 01 марта 2017 года задолженность по оплате пользования жилым помещением (плате за наем) составляет 17 447,62 руб., за жилищно-коммунальные услуги – 113 077,9 руб. Ссылаясь на указанные обстоятельства, администрация городского округа «Город Калининград» просила признать Сахарова С.В., Сахарову В. В., Чернова Т.Б. утратившими право пользования квартирой <адрес> и снять их с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебном заседании представитель истца - администрации городского округа «Город Калининград» - Остапович И.В., действующая на основании доверенности № 31/дв от 07 марта 2017 года, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно пояснила, что спорная квартира уже длительное время пустует и постепенно приходит в плохое состояние, поскольку никто в ней не проживает и не забоится о жилье, поэтому истцу необходимо снять ответчиков с регистрационного учета для дальнейшей реализации квартиры.
Ответчики Сахарова В.В., Сахаров С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ответчик Чернов Т.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области. Письменного отзыва на заявленные требования не представил, в расписке о времени и месте рассмотрения дела указал суду, что исковые требования не признает.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно абз. 3 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 ст. 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности на основании постановления мэра г. Калининграда от 07 сентября 1999 года № 3362, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества городского округа «Город Калининград».
Из копии поквартирной карточки от 15 мая 2017 года видно, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, был зарегистрирован в качестве нанимателя квартиры ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью; ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована в квартире в качестве жены нанимателя, ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в связи со смертью; Сахарова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована в качестве дочери нанимателя, ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета в связи со смертью; до настоящего времени в данном жилом помещении зарегистрированы: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сахарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сахаров С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением Главы администрации Московского района г. Калининграда № 433 от 04 июля 2000 года за Сахаровым С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплена жилая площадь по <адрес>.
18 января 2002 года Постановлением Главы администрации Московского района г. Калининграда № 27 за Сахаровой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплена жилая площадь по <адрес>.
Как следует из сообщения отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» № 1351 от 22 февраля 2017 года, ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Сахаров С.В., 25 марта 1995 года рождения, по договорам найма от 14 июля 2015 года № 298, 299 обеспечены жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, расположенными по адресам: <адрес>; <адрес>; информацией о месте нахождения ФИО4 не располагают.
14 июля 2015 года Калининградская область в лице Агентства по имуществу Калининградской области (наймодатель) и Сахаров С.В. (наниматель) на основании решения межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилым помещением детей-сирот от 29 июня 2015 года заключили договор найма жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
Факт передачи жилого помещения, подтверждается актом приема-передачи жилого помещения от 14 июля 2015 года, в соответствии с которым Сахаров С.В. принял во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Также 14 июля 2015 года был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, между Калининградской областью в лице Агентства по имуществу Калининградской области (наймодатель) и Сахаровой В.В. (наниматель).
14 июля 2015 года Сахарова В.В. по акту приема-передачи жилого помещения, приняла во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Как следует из акта осмотра жилого помещения от 09 августа 2016 года, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, никто не проживает, наниматель ФИО1 умер.
В судебном заседании из пояснений представителя истца и из материалов дела установлено, что ответчики Сахарова В.В., Сахаров С.В. обеспечены жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца в части признания утратившими право пользования жилым помещением Сахаровой В.В., Сахарова С.В. и снятии их с регистрационного учета по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 71 ЖК РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
Если отсутствие в жилом помещении нанимателя и (или) членов его семьи не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ).
Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжением тем самым договора социального найма.
На основании ст. 71 ЖК РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения его прав и обязанностей по договору социального найма.
В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 83 ЖК РФ Федерации, в случае выезда нанимателя в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Таким образом, юридически значимым по спорам о признании нанимателя, членов семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него является установление того обстоятельства, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Согласно справке Информационного центра УМВД по Калининградской области № 3691288 от 28 июня 2017 года, Чернов Т.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 27 декабря 2010 года осужден Ленинградским районным судом г. Калининграда сроком на 6 лет лишения свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области.
При таких обстоятельствах, выезд ответчика из спорного жилого помещения носит вынужденный, то есть связанный с наличием уважительной причины, и временный характер, поскольку ответчик отсутствует в спорном жилом помещении в связи с лишением свободы и отбыванием наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области, ограниченной определенным сроком.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о признании Чернова Т.Б. утратившим право пользования жилым помещением и снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес>, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации городского округа «Город Калининград» к Сахарову Станиславу Владимировичу, Сахаровой Валентине Владимировне, Чернову Тимуру Борухудиновичу о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета - удовлетворить частично.
Признать Сахарова Станислава Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Сахарову Валентину Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования квартирой № <адрес>.
Снять Сахарова Станислава Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Сахарову Валентину Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Исковые требования администрации городского округа «Город Калининград» о признании Чернова Тимура Борухудиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 августа 2017 года.
Судья