Дело № 2-3824/2023 (37RS0022-01-2023-003865-08)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Иваново 07 декабря 2023 года
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Яценко А.Л.,
при секретаре Силантьевой В.В.,
с участием помощника прокурора Фрунзенского района г.Иваново Рождественской В.В.,
представителя ответчика Батуриной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Фрунзенского района г.Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Ивгортеплоэнерго» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Фрунзенского района г. Иваново, в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к АО «Ивгортеплоэнерго», в котором просит обязать АО «Ивгортеплоэнерго» выполнить мероприятия, предусмотренные Концессионным соглашением и инвестиционной программой, а именно: работы по реконструкции 13 участков тепловых сетей:
- теплотрасса от ТХП002 (забор ОАО "Ивхимпром") до Т01ХП (строка 48 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-16 до ТК-17 (строка 785 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-17 до дома 4б по улице Минская (строка 76 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-17 до дома 4в по улице Минская (строка 77 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-10.01 до ТК-11 (строка 99 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от врезки между тепловыми камерами (ТК-10 и ТК-11) от ТК-10.01 до ТК-23 (строка 100 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-23 до дома 6 по 1-му Минскому переулку (строка 101 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-23 до дома 8/8 по улице 2-я Минская (строка 102 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-11 до дома 10 по улице 2-я Минская (строка 103 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-26 до дома 12 по улице 2-я Минская (строка 106 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-26 до дома 9 по 2-му Минскому переулку (строка 107 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от ТК-13 до дома 2а по 1-му Минскому переулку (строка 112 Приложения № 6 к КС);
- участок тепловой сети от В124 до дома № 18 по улице Майорова (строка 121 Приложения № 6 к КС) – в срок до 01.06.2024.
В обоснование требований истец указывает на то, что в рамках поручения прокуратуры Ивановской области прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях, в ходе которой было установлено, что постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 17.07.2020 № в рамках концессионного соглашения утверждена «Инвестиционная программа в сфере теплоснабжения акционерного общества «Ивгортеплоэнерго» (г.о. Иваново) на 2020-2043 годы». В соответствии с соглашением и Инвестиционной программой ОА «Ивгортеплоэнерго» в 2023 году должно произвести в установленные сроки реконструкцию участков тепловой сети на территории г. Иваново в районе пер. 1-Минского, пер. 2-Минского, ул. Минская, ул. 2-я Минская, ул. Майорова, теплотрасса от tXП002 (забор ОАО «Ивхимпром») до Т01ХП, участок тепловой сети от ТК-16 до ТК-117, участок тепловой сети от ТК 10.01 до ТК 11, участок тепловой сети от врезки между тепловыми камерами (ТК 10 и ТК 11) от ТК-10.01 до ТК-23. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства АО «Ивгортеплоэнерго» указанные мероприятия, предусмотренные соглашением и Инвестиционной программой, в установленные сроки не выполнены, в нарушение условий соглашения АО «Ивгортеплоэнерго» не выполнило работы по реконструкции объекта соглашения в установленные сроки, а именно, по состоянию на 12.09.2023 не осуществлены работы по реконструкции 13 участков тепловых сетей. Невыполнение концессионарием условий концессионного соглашения препятствует достижению целей экономически эффективного использования собственности субъекта Российской Федерации, следовательно, не удовлетворены публичные интересы.
В судебном заседании прокурор Рождественская В.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, указывая на то, что, несмотря на выполнение ответчиком работ по реконструкции спорных объектов, исполнительная документация настоящее время не готова.
Представитель ответчика АО «Ивтеплоэнерго», действующая на основании доверенности Батурина Е.С., требования не признала, указывая на то, что по 12-ти объектам работы по реконструкции в настоящее время выполнены, на последнем объекте по ул. Кузнецова работы ведутся, до окончания календарного года будут выполнены, исполнительная документация по готовым объектам в настоящее время составляется, будет к концу года готова, в том числе будет готова и документация по последнему объекту. Поскольку срок исполнения данных работ установлен 2023 год, в настоящее время год еще не закончился, каких-либо нарушений исполнения концессионного соглашения нет, работы будут выполнены и сданы в установленный срок.
Представители третьих лиц – администрации г. Иванова, Департамента энергетики и тарифов Ивановской области извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, кроме прочего, являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа теплоснабжения населения также отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия по организации теплоснабжения населения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования город Иваново (п. 4 ч. 1 ст. 13 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 № 613).
Организация развития систем теплоснабжения поселений, городских округов регламентируется ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения, по достижению установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также мероприятий по приведению качества горячей воды в открытых системах теплоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В судебном заседании установлено, что 26.12.2019 между муниципальный образованием городским округом Иваново Ивановской области, Ивановской областью и АО «Ивгортеплоэнерго» заключено концессионное соглашение, согласно которому АО «Ивгортеплоэнерго» обязуется за свой счет произвести реконструкцию объекта концессионного соглашения, осуществлять его эксплуатацию и обслуживание.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 17.07.2020 № утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения АО «Ивгортеплоэнерго» «Реконструкция тепловых сетей города Иванова на 2020-2043 г.г. в рамках концессионного соглашения» на 2020-2043 годы.
Указанной инвестиционной программой в 2023 году предусмотрена реконструкция существующих тепловых сетей, в том числе в отношении следующих объектов:
- теплотрасса от ТХП002 (забор ОАО "Ивхимпром") до Т01ХП;
- участок тепловой сети от ТК-16 до ТК-17;
- участок тепловой сети от ТК-17 до дома 4б по улице Минская;
- участок тепловой сети от ТК-17 до дома 4в по улице Минская;
- участок тепловой сети от ТК-10.01 до ТК-11;
- участок тепловой сети от врезки между тепловыми камерами (ТК-10 и ТК-11) от ТК-10.01 до ТК-23;
- участок тепловой сети от ТК-23 до дома 6 по 1-му Минскому переулку;
- участок тепловой сети от ТК-23 до дома 8/8 по улице 2-я Минская;
- участок тепловой сети от ТК-11 до дома 10 по улице 2-я Минская;
- участок тепловой сети от ТК-26 до дома 12 по улице 2-я Минская;
- участок тепловой сети от ТК-26 до дома 9 по 2-му Минскому переулку;
- участок тепловой сети от ТК-13 до дома 2а по 1-му Минскому переулку;
- участок тепловой сети от В124 до дома № 18 по улице Майорова.
Истец в обоснование требований указывает на то, что по состоянию на 12.09.2023 АО «Ивгортеплоэнерго» не осуществило работы по реконструкции указанных участков тепловых сетей.
Представителем ответчика в подтверждение возражений относительно требований истца в материалы дела представлены акты приемки тепловых сетей после реконструкции в отношении 12 объектов: участок тепловой сети от ТК-16 до ТК-17; участок тепловой сети от ТК-17 до дома 4б по улице Минская; участок тепловой сети от ТК-17 до дома 4в по улице Минская; участок тепловой сети от ТК-10.01 до ТК-11; участок тепловой сети от врезки между тепловыми камерами (ТК-10 и ТК-11) от ТК-10.01 до ТК-23; участок тепловой сети от ТК-23 до дома 6 по 1-му Минскому переулку; участок тепловой сети от ТК-23 до дома 8/8 по улице 2-я Минская; участок тепловой сети от ТК-11 до дома 10 по улице 2-я Минская; участок тепловой сети от ТК-26 до дома 12 по улице 2-я Минская; участок тепловой сети от ТК-26 до дома 9 по 2-му Минскому переулку; участок тепловой сети от ТК-13 до дома 2а по 1-му Минскому переулку; участок тепловой сети от В124 до дома № 18 по улице Майорова; а также в табличной форме структурированы этапы выполнения работ по всем 13 объектам, где указано на то, что плановое окончание ремонта теплотрассы от ТХП002 (забор ОАО "Ивхимпром") до Т01ХП определено на 22.12.2023, по части объектов ведутся работы по закопке, благоустройству территорий.
По общему правилу, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (статья 190 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 192 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
Календарным годом в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ "Об исчислении времени" признается период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней.
Таким образом, поскольку срок окончания работ в рамках концессионного соглашения по реконструкции спорных участков теплосетей в настоящее время не наступил (31.12.2023), учитывая объем выполненных работ, оснований полагать, что указанные работы по реконструкции тепловых сетей не будут выполнены в установленный концессионным соглашением срок, не имеется.
Факт того, что на текущую дату не подготовлена и не утверждена исполнительная документация по объектам, по которым работы по реконструкции выполнены, не свидетельствует о необходимости возложения на ответчика обязательств по выполнению работ по реконструкции по спорным объектам. Кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что данную документацию АО «Ивгортеплоэнерго» в настоящее время составляет собственными силами, документация будет составлена и утверждена в установленный срок.
Каких-либо допустимых доказательств отсутствия у ответчика возможности исполнения работ по реконструкции спорных объектов в установленные концессионным соглашением сроки не представлено.
В настоящее время АО «Ивгортеплоэнерго» свои обязательства по реконструкции сетей теплоснабжения, предусмотренные концессионным соглашением, выполняет.
Требование истца о понуждении ответчика к выполнению мероприятий, предусмотренных Концессионным соглашением и инвестиционной программой, а именно: работы по реконструкции 13 участков тепловых сетей, является преждевременным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Фрунзенского района г.Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Ивгортеплоэнерго» о возложении обязанности совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Яценко А.Л.
Мотивированное решение составлено 15.12.2023.