УИД: 91RS0013-01-2022-000212-87
Дело № 2-271/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2022 года <адрес>
Кировский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Микитюк О.А. при секретаре – К.В.В., с участием адвоката П.И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации ЯП к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в <адрес> и <адрес>, Е.Е.К. о прекращении права на невостребованную земельную долю (пай) и признания права за муниципальным образованием, с участием третьих лиц: Совета министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства сельского хозяйства Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ЯП обратилась в суд с иском, в котором просит прекратить право Л.В.М. на невостребованную земельную долю (пай) площадью 4,38 у.к.га., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенную вне границ населенных пунктов ЯП, для товарного сельскохозяйственного производства, а также признать за муниципальным образованием ЯП право на выше указанную земельную долю (пай), мотивируя свои требования тем, что на основании сертификата серии КМ № Л.В.М. принадлежало право на земельную долю в КСП В ходе инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения данный факт был установлен. Список невостребованный земельных участков (паев) был опубликован в газете «Кировец» от 01.12.2016 №48 года и от 25.10.2018 года №43, а также, размещен на информационных стендах в здании администрации ЯП. Постановлением администрации 102-П от 05.04.2019 года был утвержден Список невостребованных паев, в который, в том числе, включена и Л.В.М. Поскольку в ином порядке разрешить данный спор не представляет возможным, истец вынужден обратиться с иском в суд.
Представитель истца Д.И.С. в судебное заседание представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Адвокат П.И.С., нзначенная судом в порядке 50 ГПК РФ просила в удовлетворении иска отказать, поскольку не имеет возможности согласовать свою позицию в наследником Е.Е.К.
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Республики Крым, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил суду заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и дате слушания дела извещены надлежащим образом, причин отсутствия не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела суду не представили.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Л.В.М. являлась владельцем сертификата серии КМ №, выданного 25.09.1997 года, согласно которого ей принадлежало право на земельную долю (пай) в землях, находящихся в коллективной собственности КСП размером 4,38 условных кадастровых гектара без определения границ земельной доли (пая) в натуре.
22.01.2004 г. Л.В.М. умерла, что подтверждается данными свидетельства о смерти от 23.01.2004 года (л.д.49 об.).
Наследником к имуществу умершей является Е.Е.К. (л.д.50).
В ходе инвентаризации земель в соответствии с п.3 ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), администрацией ЯП, был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.п.1 и 2 вышеназванной статьи и было принято решение о начале процедуры признания невостребованных долей (паев) на территории муниципального образования ЯП.
В список собственников земельных долей КСП «Украина» были включены 104 человека.
Данный список был опубликован в газете «Кировец» от 01.12.2016 № 48 года и от 25.10.2018 года № 43 (л.д.29,30), а также, размещен на информационных стендах в здании администрации ЯП.
Доказательств, что истцом было инициировано и проведено общее собрание участников долевой собственности бывшего КСП» суду не представлено.
Постановлением администрации 102-П от 05.04.2019 года был утвержден Список невостребованных паев, в который, в том числе, включена и Л.В.М. Лицам, считающим, что они или принадлежащие им доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, предлагалось представить в письменной форме возражения в администрацию истца в течение 3-х месяцев со дня опубликования.
Каких либо возражений по поводу включения Л.В.М. в указанный список никем в адрес администрации сельского поселения не направлено и доказательств обратного суду не представлено.
Также, не представлено доказательств, что на спорную земельную долю изготовлен проект отвода и/или техническая документация по отводу земельного участка, право собственности ни за кем не зарегистрировано.
Доказательств, что указанной земельной долей каким либо образом наследодатель и наследники владели, распоряжались, пользовались суду не представлено.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этим требованием определяются границы использования гражданами своих прав, на что указано и в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей возможность ограничения прав и свобод законодателем, в том числе для защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям предусмотренным законом.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей и праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей долевой собственности па земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, в том числе условия и порядок признания земельных долей невостребованными, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктами 1 и 2 ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Вышеуказанной статьей ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ предусмотрен порядок утверждения невостребованных земельных долей, согласно которому "орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными..." Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также па информационных щитах, расположенных па территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа но месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
В соответствии с п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Таким образом, для признания в судебном порядке права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли необходимо, чтобы они были признаны таковыми с соблюдением установленного законом порядка.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.201 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432).
Согласно пункту 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных па территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного па соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом возложены па Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Следовательно, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в <адрес> и <адрес> является надлежащим ответчиком по данному делу. Однако, последнее право собственности Российской Федерации на спорные земельные доли не зарегистрировало, доказательств, подтверждающих совершение действий по оформлению прав и истребовании данного имущества в суд не представило.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является приоритет сохранения целевого использования земельных участков.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходит из того, что органом местного самоуправления не соблюден установленный статьей 12.1 Закона об обороте земель порядок признания земельной доли невостребованной, поскольку список невостребованных земельных долей опубликован в региональном печатном издании, однако, вопрос о созыве общего собрания участников долевой собственности не инициирован, следовательно, вопрос об утверждении списка невостребованных земельных долей общим собранием не рассматривался, что является нарушением процедуры признания земельной доли невостребованной.
Кроме требования о публикации списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности, пункт 4 статьи 12.1 Закона об обороте земель содержит требование об обязательном размещении этого списка на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) также не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности, однако, доказательств размещения такого объявления суду не представлено.
Таким образом, в отношении собственника земельной доли установленная законом процедура признания доли невостребованной администрацией Яркополенского сельского поселения не соблюдена, что в свою очередь препятствует реализации права органа местного самоуправления на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такую земельную долю.
Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через <адрес> суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Микитюк