Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2573/2023 ~ М-788/2023 от 08.02.2023

№ 2-2573/2023

УИД: 56RS0018-01-2023-000944-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 3 мая 2023 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Глуховой Ю.Н.,

при секретаре Горшкове Н.Д.,

с участием: истца Ясакова В.А., представителя истца Поповой Н.А., представителя ответчика Кубаревой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ясакова В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Ясаков В.А. обратился в суд с исковым заявлением к ОСФР по Оренбургской области, указав, что 17 января 2023 года обратился в суд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ОСФР по Оренбургской области от 18 января 2023 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в организациях для детей.

С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его пенсионные права.

Ясаков В.А. просил суд признать незаконным решение ОСФР по Оренбургской области от 18 января 2023 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; возложить на ОСФР по Оренбургской области обязанность включить Ясакову В.А. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 11.12.1993 по 17.06.1995 – служба в рядах Советской Армии, с 15.08.2001 по 28.12.2002, с 31.12.2002 по 28.03.2003, с 31.03.2003 по 31.03.2003 – тренер – преподаватель ...; с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 16.07.2003 по 31.08.2003, с 01.01.2022 по 16.01.2023 – учитель физической культуры и технологии в ...; обязать ответчика ОСФР по Оренбургской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 17 января 2023 года.

В судебном заседании истец Ясаков В.А., его представитель Попова Н.А., действующая на основании ордера, исковые требования за исключением периода с 16.07.2003 по 31.08.2003 в должности учителя физической культуры и технологии в ... поддержали, просили суд их удовлетворить. Относительно периода с 16.07.2003 по 31.08.2003 истец пояснил, что в названный период он трудился у фермера, поскольку приказом образовательного учреждения от 15.04.2003 он был принят на работу на 3 месяца. По истечении указанного срока какой-либо приказ о продолжении его работы в школе не издавался. Повторно его пригласили работать в школу только с сентября 2003 года.

Представитель ответчика Кубарева Г.Н., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что при обращении Ясакова В.А. с заявлением о назначении пенсии последним предоставлен военный билет. Вместе с тем, поскольку действующее пенсионное законодательство не позволяет включить названный период в педагогический стаж, то оценка данному периоду и не нашла отражение в оспариваемом решении. Периоды работы истца тренером-преподавателем в ... не засчитаны в специальный стаж на основании п. 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 202 года №781, поскольку отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списках, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Периоды работы с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 16.07.2003 по 31.08.2003, с 01.01.2022 по 16.01.2023 не засчитаны истцу, поскольку индивидуальные сведения за период с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 16.07.2003 по 31.08.2003 представлены работодателем с общими условиями труда, с 01.01.2022 по 16.01.2023 на момент рассмотрения заявления Ясакова В.А. о назначении пенсии не представлены.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 января 2023 года истец Ясаков В.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Решением ОСФР по Оренбургской области от 18 января 2023 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в организациях для детей.

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в числе прочих, не засчитаны периоды:

- с 15.08.2001 по 28.12.2002, с 31.12.2002 по 28.03.2003, с 31.03.2003 по 31.03.2003 – тренер-преподаватель в ..., поскольку у истца на 01 января 2001 года не выполнены два условия п. 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, а именно: отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; отсутствует работа (независимо от её продолжительности) в период с 01.11.199 по 31.12.2000 в должностях учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений". Индивидуальные сведения за указанные периоды работы представлены с общими условиями труда (без кода льготы);

- с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 16.07.2003 по 31.08.2003, с 01.01.2022 по 16.01.2023 – учитель физической культуры и технологии в ..., поскольку индивидуальные сведения за периоды работы с 15.04.2003, с 16.07.2003 по 31.08.2003 работодателем представлены с общими условиями труда, с 01.01.2022 по 16.01.2023 не представлены.

По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости составила 22 года 4 месяца 13 дней (требуется 25 лет).

Из записей в трудовой книжке истца серии ... относительно оспариваемых периодов следует, что 15.08.2001 Ясаков В.А. принят тренером-преподавателем ...; 31.03.2003 уволен по собственному желанию.

Факт работы в указанный период в должности тренера-преподавателя также подтверждается первичными приказами о приеме, увольнении с работы, справкой N выданной ... ..., согласно которой, Ясаков В.А. работал в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования ... в должности тренера-преподавателя на одну ставку с 15.08.2001 по 31.03.2003.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 (далее - Правила), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в п.1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

В п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, указана должность тренер-преподаватель, в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены детско-юношеские спортивные школы всех наименований.

В силу п. 12 названных Правил работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, фактически воспроизводит положение постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года №79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067", предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года - без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей, в том числе тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Работа истца Ясакова В.А. в должности тренера-преподавателя после 1 января 2001 года могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на 1 января 2001 года истец имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем, принимая во внимание, что по состоянию на 1 января 2001 года продолжительность специального стажа Ясакова В.А. составила менее требуемых 16 лет 8 месяцев, а именно 3 года 1 месяц 29 дней, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с 15.08.2001 по 28.12.2002, с 31.12.2002 по 28.03.2003, с 31.03.2003 по 31.03.2003 – тренер – преподаватель .... Решение пенсионного органа в указанной части признается судом законным и обоснованным.

Рассматривая требования истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 16.07.2003 по 31.08.2003, с 01.01.2022 по 16.01.2023 в должности учителя физической культуры и технологии в ...», ..., суд приходит к следующему.

Согласно трудовой книжке истца относительно оспариваемых периодов 15.04.2003 Ясаков В.А. принят в ... учителем физкультуры и технологии на 3 месяца; 21.03.2005 присвоена 2 квалификационная категория по должности «учитель»; 26.11.2010 присвоена 1 квалификационная категория по должности «учитель»; 14.04.2008 ... переименовано в ...; 25.11.2015 присвоена первая квалификационная категория по должности «учитель» на полный срок аттестации (пять лет); 25.11.2020 установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» на полный срок аттестации (пять лет).

Указанные сведения согласуются с представленной 23 марта 2023 года по запросу суда льготной справкой, выданной ..., согласно которой Ясаков В.А. работает в ...:

1) в должности учителя физкультуры и труда, ОБЖ с 02.11.1997 по 14.08.2001 на 1 ставку;

2) в должности учителя физкультуры и технологии с 15.04.2003 по 15.07.2003 на 1 ставку;

3) в должности учителя физкультуры и технологии с 01.09.2003 по настоящее время на 1 ставку;

4) в должности учителя физкультуры и технологии с 01.01.2022 по 16.01.2023 (по настоящее время) на 1 ставку.

Отказывая во включении спорных периодов в специальный стаж истца ОСФР по Оренбургской области указало на то обстоятельство, что индивидуальные сведения за периоды работы 15.04.2003, с 16.07.2003 по 31.08.2003 работодателем представлены с общими условиями труда, с 01.01.2022 по 16.01.2023 не представлены.

В соответствии со ст.ст. 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.

В силу пп. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Таким образом, именно на работодателя возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов. Не предоставление работодателем таких сведений или не уплата страховых взносов не может влиять на пенсионные права Ясакова В.А., вины которого в этом не имеется. Невыполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению сведений в отношении истца или отчисление страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать спорный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно выписке из лицевого счёта застрахованного лица Ясакова В.А. индивидуальные сведения в отношении специального стажа по состоянию на 2 мая 2023 за период работы с 15.04.2003 по 15.04.2003 и с 01.01.2022 по 16.01.2023 предоставлены работодателем с кодом льготных условий труда, с указанием работы не менее чем на 1 ставку.

В ходе судебного разбирательства сторона истца исковые требования по периоду с 16.07.2003 по 31.08.2003 не поддержала, указав, что с 16.07.2003 по 31.08.2003 истец трудился у фермера, поскольку приказом образовательного учреждения от 15.04.2003 он был принят на работу на 3 месяца. По истечении указанного срока какой-либо приказ о продолжении его работы в школе не издавался, трудовую деятельность в школе он не осуществлял, приступил к исполнению обязанностей в должности учителя физкультуры и технологии ... с 01 сентября 2003 года.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 01.01.2022 по 16.01.2023 в должности учитель физической культуры и технологии в ..., ..., подлежат включению в специальный стаж Ясакова В.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем решение ответчика в данной части подлежит признанию незаконным.

Решение ОСФР по Оренбургской области в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 16.07.2003 по 31.08.2003 признается судом законным и обоснованным.

Истцом также заявлено требование о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии с 11.12.1993 по 17.06.1995.

Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом №173-ФЗ.

При вынесении оспариваемого решения об отказе Ясакову В.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, указанный период работы, как период, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком фактически не рассмотрен и отказ во включении данного периода работы в специальный стаж истца не выносился.

При таких обстоятельствах, учитывая, что указанный период не являлся предметом оценки пенсионного органа, в этой части суд не может оценить законность решения ответчика ввиду отсутствия нарушения прав истца и отказывает во включении указанного периода.

В ходе судебного разбирательства сторона ответчика пояснила, что при обращении Ясакова В.А. с заявлением о назначении пенсии последним предоставлен военный билет. Вместе с тем, поскольку действующее пенсионное законодательство не позволяет включить названный период в педагогический стаж, то оценка данному периоду и не нашла отражение в оспариваемом решении.

Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действовавшее по 30 сентября 1993 года.

Подпунктом "г" п. 1 Положения №1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом согласно п. 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Пунктом 2 данного постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможность зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 не предусмотрена, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года №400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с под. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.

Согласно Положению №1397 учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года №1397, то есть до 1 января 1992 года (как определено подп. "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень №1397.

Поскольку с 01 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Разрешая требования истца о назначении пенсии суд приходит к следующему.

С учетом включения Ясакову В.А. в специальный стаж периодов работы с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 01.01.2022 по 16.01.2023 в должности учитель физической культуры и технологии в ..., ..., специальный стаж истца составляет: 22 года 04 месяца 30 дней (периоды, засчитанные в стаж решением ОСФР по Оренбургской области от 18 января 2023 года) + 1 год 17 дней (период, подлежащий зачету в стаж в соответствии с настоящим решением суда) = 23 года 04 месяца 30 дней, что недостаточно для назначения Ясакову В.А. досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (требуется 25 лет).

Поскольку у истца отсутствует стаж, дающий право на досрочную пенсию, то оснований для назначения пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд не усматривает, в связи с чем, в назначении такой пенсии отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ясакова В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от 18 января 2023 года в части невключения Ясакову В.А. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 01.01.2022 по 16.01.2023 – учитель физической культуры и технологии в ..., ....

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области обязанность включить Ясакову В.А. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 15.04.2003 по 15.04.2003, с 01.01.2022 по 16.01.2023 – учитель физической культуры и технологии в ...

В удовлетворении остальной части исковых требований Ясакова В.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Глухова

Мотивированное решение составлено 12 мая 2023 года.

2-2573/2023 ~ М-788/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ясаков Владимир Александрович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области
Другие
адвокат Попова Наталья Аркадьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Глухова Юлия Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--orb.sudrf.ru
08.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2023Передача материалов судье
14.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2023Подготовка дела (собеседование)
07.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.05.2023Предварительное судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее