Уникальный идентификатор дела
№ 92RS0002-01-2022-004269-17
Дело № 2-3608/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2022 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе суда:
председательствующего - судьи Матюшевой Е.П.,
при помощнике Козько Ю.В
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Данчихиной Светланы Ивановны, действующей в своих интересах и в интересах Илюхина Никиты Андреевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
В августе 2022 года Данчихина С.И., действующая в своих интересах и в интересах Илюхина Н.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо: Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и просила признать за Данчихиной Светланой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Илюхиным Никитой Андреевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 за каждым в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 17 кв.м, в том числе жилой площадью 17 кв.м.
Требования мотивированы тем, что истцы проживают в помещении, расположенным по адресу: <адрес>, ком. 68, на условиях договора социального найма, однако решением Департамента капитального строительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» истцам отказано, со ссылкой невозможности передачи в собственность гражданам жилых помещений, расположенных в общежитии. С таким отказом истцы не согласны, в связи с чем, обратились в суд с указанным иском.
В судебное заседание истцы не явились, уведомлены судом надлежаще, представитель Лысцева С.И. подала заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие, требования иска поддержала, просила удовлетворить.
Ответчики о слушании дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.
Истец Данчихина С.И. с 1990 года постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ком. 68, общей площадью 17 кв.м, в том числе жилой площадью 17 кв.м. С 2004 года в данном жилом помещении зарегистрирован сын истца Данчихиной С.И. - Илюхин Н.А.
Жилое помещение было предоставлено для постоянного проживания в связи с работой на Севастопольском рыбоконсервном заводе «Атлантика» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Между истцом и Департаментом капитального строительства г.Севастополя ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма №ДСН/20-966 в отношении указанного выше жилого помещения.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ комната 68 в общежитии по <адрес>, включена в Реестр собственности города Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О закреплении недвижимого имущества – жилых помещений (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности города Севастополя как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий города Севастополя, за Государственным бюджетным учреждением г.Севастополя «Городская служба жилищного фонда» на праве оперативного управления» жилое помещение, расположенное по адресу: г.Севастополь, <адрес> передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд» - учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «Об изъятии из оперативного управления Государственного бюджетного учреждения г.Севастополя «Городская служба жилищного фонда» спорное жилое помещение изъято из Государственного бюджетного учреждения г.Севастополя «Городская служба жилищного фонда» и включено в состав имущественной казны города Севастополя, при этом в выписке от ДД.ММ.ГГГГ № указано полное наименовании объекта учета реестра собственности «жилое помещение общежития».
Решением Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № за Данчихиной С.И. и Илюхиным Н.А. признано право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Таким образом, истцы в настоящее время занимают указанные помещения на основании договора социального найма.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении № 6-П от 15 июня 2006 года - Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает, - данное право появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 119-О).
Более того, согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную или долевую.
На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Исходя из содержания статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» правом на приватизацию жилых помещений обладают граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21и декабря 1993 года №11, от 25 октября 1996 года №10, от 06 февраля 2007 года №6, от 02 июля 2009 года №14), требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Таким образом, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилфонда на условиях социального найма, вправе приобрести их, то есть приватизировать (статья 2 Закона от 04 июля 1991 года №1541-1, глава 8 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Что касается жилых помещений общежитий, то таковые не подлежат приватизации (статья 4 Закона №1541-1).
В силу части 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу статьи 127 Жилищного кодекса Украины, действовавшего в период предоставления истцу спорного жилого помещения, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.
В силу статьи 129 Жилищного кодекса Украины на основании решения о предоставлении жилой площади Украины в общежитии администрация предприятия, учреждения, организации, орган местного самоуправления выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения на предоставленную жилую площадь в общежитии.
Согласно статье 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент вселения истца в общежитие, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Гражданину, фактически пользовавшемуся жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, не может быть отказано в заключении договора социального найма на изолированное жилое помещение.
Согласно части 1, 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Отказывая в передаче в собственность истцу жилого помещения, Департамент капитального строительства города Севастополя ссылался на их включение в реестр собственности города Севастополя в качестве общежитий.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона города Севастополя от 05 июня 2019 года №507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» специализированный жилищный фонд - совокупность жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых в соответствии с разделом IV Жилищного кодекса Российской Федерации и по правилам настоящего Закона. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, комната в общежитии была предоставлены истцу Данчихиной С.И. по месту работы. Истец вселена в указанную комнату и проживает в ней более 20 лет, в том числе и на момент передачи указанного помещения в государственную собственность г.Севастополя, что свидетельствует об изменении статуса спорного жилого помещения как общежития, что подтверждается фактом заключения ответчиком с истцом договора социального найма спорного жилого помещения.
Вместе с тем, при наличии отношений по пользованию жилим помещением на условиях договора социального найма, обстоятельство включения жилого помещения в реестр собственности города в качестве общежития не имеет правового значения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований Данчихиной С.И., действующей в своих интересах и в интересах Илюхина Н.А. к Департаменту капитального строительства г.Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Данчихиной Светланы Ивановны, действующей в своих интересах и в интересах Илюхина Никиты Андреевича к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Данчихиной Светланой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Илюхиным Никитой Андреевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 за каждым в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 17 кв.м, в том числе жилой площадью 17 кв.м.
Решение суда является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, за Данчихиной Светланой Ивановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Илюхиным Никитой Андреевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности в равных долях по 1/2 за каждым.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя.
Решение принято в окончательной форме 11 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судья Е.П. Матюшева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>