Дело № 2-153/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2019 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кустовой Е.С.,
при секретаре Свириной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоновского С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в стаж и назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Белоновский С.А. обратился к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) (далее ГУ - УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное), Пенсионный фонд) о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее - МКС) периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя с 13 января 2009 года по 31 декабря 2016 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года, просит обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 18 декабря 2018 года по тем основаниям, что Белоновский С.А. обратился 22 ноября 2018 года к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Своим решением от 26 ноября 2018 года ответчик отказал в назначении пенсии в связи с отсутствием у истца необходимого стажа работы в МКС - 20 лет, не зачел в стаж работы в МКС, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, поименованные выше периоды работы истца, что нарушает его права и законные интересы на надлежащее государственное пенсионное обеспечение. Основанием для отказа во включении данных периодов в стаж работы в МКС послужило отсутствие доказательств осуществления истцом предпринимательской деятельности. С решением ответчика истец не согласен, поскольку в указанные периоды времени постоянно осуществлял предпринимательскую деятельность в Республике Карелия, в г.Петрозаводск. Просит также взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании Белоновский С.А. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель истца Ковалев Д.Д., действующий на основании ч.6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержал. Пояснил, что факт осуществления истцом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в районах МКС, в т.ч. и занятость его в течение рабочего дня, подтверждается внесением им страховых взносов в указанные периоды, а также показаниями свидетелей. Общий трудовой стаж истца более 25 лет, а стаж работы в МКС - более 20 лет.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В ходе судебного разбирательства были опрошены свидетели.
Выслушав участников процесса, опросив свидетелей, исследовав материалы дела, изучив материалы отказного дела, материалы дел ИП Белоновский С.А. за 2014-2017 гг., суд приходит к следующему выводу.
Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1). Закрепляя правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий.
При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Общий порядок пенсионного обеспечения для всех граждан в настоящее время (с 01.01.2015) установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ, ФЗ «О страховых пенсиях», Закон).
В силу ч. 1 ст. 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. (Аналогичная норма ранее содержалась в пп. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Установлено, что Белоновский С.А. обратился 22 ноября 2018 года к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ - УПФ РФ в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) от 26 ноября 2018 года № 487479/18 Белоновскому С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
Из решения Пенсионного фонда следует, что для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по достижении 55 лет необходимо соблюдение следующих условий: страховой стаж не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо в МКС - не менее 20 лет.
Пенсионный фонд, осуществляя оценку пенсионных прав истца, пришел к выводу о том, что страховой стаж истца составляет 36 лет 07 месяцев 08 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в МКС - 12 лет 02 месяца 26 дней, при требуемом не менее 20 лет.
В стаж работы в МКС не включен период работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с 13 января 2009 года по 31 декабря 2016 года (7 лет 11 месяцев 19 дней), с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года (1 год 0 месяцев и 1 день) по причине отсутствия документального подтверждения факта работы в данные периоды в МКС.
Исходя из положений ч. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании п. 13 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24июля 2002 года № 555, периоды индивидуальной трудовой деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 01 января 1991 года подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст.8 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Предпринимательская деятельность является особым видом деятельности, в рамках которой лицо самостоятельно обеспечивает себя работой. Подтверждением осуществления деятельности предпринимателем, в том числе занятость в течении полного рабочего дня, является факт внесения им страховых взносов, которым предприниматель самостоятельно подтверждает осуществление им деятельности.
Согласно п. 4 ст. 22.2 указанного Федерального закона, в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с изменениями и дополнениями), г. Петрозаводск, а также Олонецкий район Республики Карелия отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера (Указ Президента РФ от 20 декабря 1993 года № 2226).
Истец указывает, что как в настоящее время, так и в спорные периоды, он зарегистрирован в <Адрес обезличен>. Исходя из доводов истца местом его фактического проживания и осуществления трудовой деятельности является г. Петрозаводск, что также следует из данных трудовой книжки истца.
Таким образом, установлено, что местом постоянного жительства и, соответственно, осуществления трудовой деятельности истца в спорные периоды являлся г. Петрозаводск и районы РК, на что также в судебном заседании указали опрошенные свидетели.
Из материалов дела следует, что Белоновский С.А. зарегистрирован в качестве лица, занимающегося индивидуальной трудовой деятельностью, истцу разрешено заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Суду представлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе Физического лица по месту жительства на территории РФ серии <Номер обезличен> из которого усматривается, что Белоновский С.А. 19 апреля 2001 года поставлен на учет в Межрайонной инспекции МНС России № 6 по Республике Карелия (территориальный участок № 1014 по Олонецкому району), <Номер обезличен>
Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии <Номер обезличен>, а также уведомлением №716213, выданным Межрайонной инспекцией ФНС России № 5 по РК 13 января 2009 года, подтверждается регистрация Белоновского С.А., присвоен основной регистрационный номер записи о госрегистрации <Номер обезличен>
Заявленная индивидуальным предпринимателем деятельность (коды ОКВЭД): аренда прочих машин и оборудования, аренда сельскохозяйственных машин и оборудования, деятельность прочего сухопутного транспорта и пр.
Истец также зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в территориальных органах налоговой инспекции и Пенсионного фонда по месту регистрации, в спорный период представлял в налоговую инспекцию соответствующую отчетность по осуществлению предпринимательской деятельности, за спорный период им произведена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд, что подтверждается справкой ГУ УПФ РФ в г. Сортавала РК (межрайонное) № 68 от 01 августа 2017 года. Согласно имеющихся в налоговом органе налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения истцом осуществлялась предпринимательская деятельность, за период 2009-2016 гг представлены сведения о размере дохода ИП, также перечислялись обязательные страховые перечисления.
Согласно имеющихся в налоговом органе налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доход ИП Белоновский С.А. составил в 2009 г. 1625 375 руб., в 2010 году – 1747 325 руб., в 2011 году – 2879600 руб., в 2012 году – 3195375 руб., в 2013 году – 4033188 руб., в 2014 году – 3312977 руб., в 2015 году – 4495670 руб., в 2016 году – 5575220 руб.
В силу ст. 66 ТК РФ п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24июля 2002 года № 555 (с последующими изменениями), действующими до введения с 01января 2015 года Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02октября 2014 года №1015, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
При исчислении продолжительности страхового стажа (абз. 3 ст. 2 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Из представленных материалов следует, что Белоновский С.А. до настоящего времени осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Факт осуществления предпринимательской деятельности Белоновским С.А. в спорные периоды также подтверждаются показаниями свидетелей С.,М.,Б., которые подтвердили факт осуществления трудовой деятельности истца в указанные периоды, трудовая деятельность в спорные периоды осуществлялась полный рабочий день.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение показания свидетелей. Их показания согласуются как между собой, так и с пояснениями истца относительно осуществления им предпринимательской деятельности на территории Республики Карелия. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что истец мог осуществлять предпринимательскую деятельность в указанный выше период за пределами Республики Карелия, судом не установлено и доказательств этого ответчиком не представлено.
На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) истец, как сторона по делу, вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие положениям главы 6 ГПКРФ о допустимости, достоверности и относимости.
Из пояснений истца следует, что в спорные периоды он занимался индивидуальной предпринимательской деятельностью только на территории Республики Карелия, и его деятельность осуществлялась в течение полного рабочего дня. В подтверждение осуществления деятельности индивидуального предпринимателя представлены договоры на предоставление ИП услуг, связанных с использованием автотранспортной техники, в том числе, для очистки территории от снега, заключенных с <Данные изъяты>
Также представлены договоры на оказание услуг, заключенные ИП Белоновский С.А. на услуги по предоставлению спецтехники для производства земляных, погрузочных или иных работ, заключенных <Данные изъяты>. Таким образом, из представленных суду материалов следует, что деятельность истца осуществлялась на территории г. Петрозаводск.
Суд полагает, что представленные истцом доказательства являются допустимыми доказательствами по делу, не противоречат указанным выше правовым принципам и не опровергнуты ответчиком. Не доверять данным доказательствам у суда оснований не имеется.
Таким образом, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что спорные периоды работы истца в качестве индивидуального предпринимателя с 13 января 2009 года по 31 декабря 2016 года и с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года подлежат включению в стаж работы истца в МКС.
Итого, суммарный стаж работы истца в МКС на момент его обращения к ответчику составляет, с учетом включенных ответчиком и судом в стаж истца периодов, более требуемых 20 лет, и является достаточным для назначения пенсии на дату обращения истца Пенсионный фонд.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
С заявлением о назначении страховой пенсии по старости истец обратился в Управление Пенсионного фонда 22 ноября 2018 года, т.е. право истца на назначение пенсии возникло с даты наступления соответствующего пенсионного возврата (55 лет), то есть с 18 декабря 2018 года, и именно на эту дату уполномоченным на то органом должна быть произведена оценка пенсионных прав.
Руководствуясь ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сортавала по Республике Карелия (межрайонное) включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Белоновскому С.А. периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 13 января 2009 года по 31 декабря 2016 года, с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сортавала Республики Карелия (межрайонное) назначить Белоновскому С.А. страховую пенсию по старости с 18 декабря 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (межрайонное) в пользу С.А. расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Кустова
Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2019 года