УИД 16RS0049-01-2023-000153-53
2.129
Дело №2-929/2023
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
06 марта 2023 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Ягудиной Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Прокопьевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тазеевой Альфии Фаиловны к МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с момента обращения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что истец является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. С августа 2021 года истец работает в ГАУЗ ГКБ №-- в должности врача-невролога по настоящее время.
С --.--.---- г. по --.--.---- г. истец была зарегистрирована по адресу: ... ... муниципального района Республики Татарстан у своих родителей, собственник отец- ФИО6 В начале сентября 2022 года сноха, жена старшего брата-ФИО1 заявила о планах приобретения данного дома у их отца, который с 2015 года проживает по другому адресу с другой семьей В связи с чем сноха попросила всех лиц с указанного адреса выписаться, кроме матери ФИО7
В итоге истец была вынуждена выписаться и зарегистрироваться --.--.---- г. у других родственников семьи своего брата ФИО2 по адресу: ... ... (общая площадь 32,90 кв.м.), где зарегистрированы ФИО2, ФИО8 Собственником квартиры является жена брата истца- ФИО3.
У истца отсутствует собственное жилье, а также иное место, где бы она могла зарегистрироваться.
В 2022 году истец обратилась в МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» №--р от --.--.---- г. ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Однако уменьшение жилой площади, на которой истец была зарегистрирована, произошло не с целью приобретения права на получение социальных гарантий, а в силу иных объективных причин: смена собственника по адресу и его требования выписаться, где истец ранее была зарегистрирована, но доли в собственности не имела; проживать в деревне за 100 км от места работы и ездить на работу (5-6 часов) не предоставлялось возможным.
На основании изложенного, просила признать незаконным распоряжение главы Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ... №--р от --.--.---- г. «Об отказе ФИО4 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки»; обязать МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» повторно рассмотреть заявление ФИО4 и признать ее в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила исковые требования в части обязании МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» поставить ФИО4 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с момента обращения --.--.---- г..
Истец и её представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, оспариваемое распоряжение соответствует нормам действующего законодательства, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно пункту 5 статьи 8 Закона Республики Татарстан от --.--.---- г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в ... ..." органы местного самоуправления в соответствии с принятыми ими решениями осуществляют учет семей и ведут реестр нуждающихся в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством, предоставляют реестр в специализированные организации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г. №-- утверждены ФИО10 ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ФИО11 УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ ФИО12 СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИО13 РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН.
Согласно подпункту 2.4 пункта 2 Правил постановки на учет заявителем признается житель Республики Татарстан, обратившийся с заявлением от имени семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, членом которой он является (либо от своего имени, если не состоит в браке), для постановки в органе местного самоуправления по месту жительства либо в организации по месту работы на учет для получения государственной поддержки в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от --.--.---- г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в ... ...".
В соответствии с п.п. 3, 3.1, 3.2 пункта 2 Правил постановки на учет норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре и (или) локальном нормативном акте организации. При расчете размера общей площади в объектах жилищных прав, приходящегося на одного члена семьи Заявителя, учитываются все жилые помещения (доли в них), которые находятся у Заявителя и членов его семьи в собственности и (или) пользовании по договору найма, а также жилое помещение, право постоянного проживания в котором им предоставил собственник такого помещения путем вселения их как членов своей семьи; при этом суммарный размер общей площади данных жилых помещений должен рассчитываться пропорционально количеству всех пользующихся этими жилыми помещениями членов семьи, включая собственника жилого помещения, независимо от факта их совместного проживания (регистрации). Сведения об объектах жилищных прав, принадлежащих Заявителю, членам его семьи, указанные в заявлении, проверяются органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия. При отсутствии сведений об объектах жилищных прав в Едином государственном реестре недвижимости и в распоряжении органов местного самоуправления Заявитель предоставляет правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, принадлежащие Заявителю, членам его семьи (свидетельство о праве собственности на жилое помещение, договор аренды, договор безвозмездного пользования, договор дарения и т.д.), или их нотариально заверенные копии.
Как следует из материалов дела, --.--.---- г. истец обратилась в МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» с заявлением о постановке её на учет для улучшения жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи ниже нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки..
Письмом Администрации Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета ... ... от --.--.---- г. №-- истцу сообщено о принятии решения об отказе в постановке на учет, на основании распоряжения главы Администрации Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета ... ... №--р от --.--.---- г. «Об отказе ФИО4 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки», в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что уменьшение жилой площади является не намеренным, произошло не с целью приобретения права на получение социальных гарантий, а в силу иных объективных причин: смена собственника по адресу и его требования сняться с регистрации, где истец ранее была зарегистрирована, но доли в собственности не имела; проживать в деревне за 100 км от места работы и ездить на работу (5-6 часов) не предоставлялось возможным.
Из материалов дела следует, что истец была зарегистрирована в жилом доме по адресу: ... ..., общей площадью 110,6 кв.м., в ... ... муниципального района Республики Татарстан у своих родителей.
--.--.---- г. жилой дом по адресу: ... ... муниципального района Республики Татарстан продан, что подтверждается договором купли- продажи недвижимого имущества (л.д.16-17).
В связи с продажей дома, истец вынуждена была сняться с регистрации и зарегистрироваться --.--.---- г. у родственников по адресу: ... ... (общая площадь 32,90 кв.м.), поскольку работает в организации Государственном автономном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница №--» ... ... в должности врача-невролога неврологического отделения для лечения больных с ОНМК с --.--.---- г..
Как усматривается из выписки из домовой книги по адресу: ... ... данной квартире зарегистрированы: ФИО2, ФИО8, истец ФИО4 с --.--.---- г.. Собственником указанной квартиры является ФИО3– супруга брата истца.
Отказывая постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов ИК МО ... ...» ссылается на то, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения до снятия с регистрационного учета по адресу: ... ..., Арский муниципальный район, Сизинское сельское поселение, ... ... составлял 22,18 кв.м. (110,60/5), что превышает норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения после регистрации по адресу: ... ..., составляет 8,23 кв.м. (32,90/4). Таким образом, снятие с регистрационного учета по адресу: ... ..., Арский муниципальный район, Сизинское сельское поселение, ... ... регистрация по месту жительства по адресу: ... ..., являются намеренным ухудшением жилищных условий, осуществлённым с целью постановки на учет.
В силу п. 19 Постановления КМ РТ от --.--.---- г. N 190 (ред. от --.--.---- г.) "Об утверждении Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в ... ..." заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от --.--.---- г. N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
ФИО4 проживает отдельно от родителей, с родителями она совместное хозяйство не ведет, собственником жилого помещения по адресу: ... ..., Арский муниципальный район, Сизинское сельское поселение, ... ..., она не являлась. С учетом изложенного, право пользования, владения, распоряжения указанным жилым помещением у ФИО4 отсутствовало.
На момент рассмотрения настоящего дела ФИО4 в собственности жилых помещений не имеет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о намеренном ухудшении ФИО4 своих жилищных условий в системе социальной ипотеки.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что распоряжение главы Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ... №--р от --.--.---- г. «Об отказе ФИО4 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки» является незаконным и подлежит отмене.
В связи с изложенным, суд, в целях устранения нарушений прав и законных интересов истца, возлагает на ответчика обязанность поставить ФИО4 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с момента обращения --.--.---- г..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО4 (паспорт серии №-- №--) к МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» (ОГРН 1101690072824, ИНН 1657101039) о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с момента обращения, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ... №--р от --.--.---- г. «Об отказе ФИО4 в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки».
Обязать МКУ «Администрация Авиастроительного и ... ...ов Исполнительного комитета муниципального образования ... ...» (ОГРН 1101690072824, ИНН 1657101039) поставить ФИО4 (паспорт серии №-- №--) на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки с момента обращения --.--.---- г.. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ново-Савиновский районный суд ... ....
Судья (подпись) Ягудина Р.Р.