Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 ноября 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Двинских К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2440/2023 по административному исковому заявлению Коровина Александра Михайловича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Коровин А.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением и установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 2 932 025 руб..
В обоснование заявленных требований Коровин А.М. указал, что он с 20.04.2015 по 20.06.2023 года являлся собственником вышеуказанного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает размер его рыночной стоимости, затрагивая его права и обязанности как плательщика земельного налога.
Административный истец, административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, Администрация г.о. Тольятти, ООО «Капитал», Министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУ СО ЦКО не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО представило письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, указало, что оставляет принятие решение на усмотрение суда, рыночная стоимость, определенная отчетом об оценке в размере 2 932 025 руб., находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый земельный участок.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, что с 20 апреля 2015 года по 20 июня 2023 года Коровин А.М. являлся собственником сооружения (железнодорожные пути УВП) с кадастровым номером №
Данное сооружение располагалось на земельном участке с кадастровым номером № площадью 6988 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>
2 февраля 2023 года указанный земельный участок снят с кадастрового учета.
Являясь пользователем указанного земельного участка, административный истец был обязан производить плату за земельный участок исходя из кадастровой стоимости.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 года по состоянию на 1 января 2020 года в размере 7 688 197,6 руб..
Она является архивной.
В соответствии с пунктами 6, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В связи с тем, что у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость которого затрагивает права административного истца, в связи с этим суд считает подлежащим восстановлению пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 12/05-23/3 от 2 июля 2023 года, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Независимый Кадастровый Центр», которым величина рыночной стоимости земельного участка определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 2 932 025 руб..
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценщик выполнил оценку по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка объекта недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
Замечания к отчету об оценке сторонами не представлены, ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступило.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом изложенного, оснований не доверять выводам, содержащимся в отчете об оценке у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости в размере, определенном отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 27 октября 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Коровина Александра Михайловича удовлетворить
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 6988 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 2 932 025 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 27 октября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2023 года.