Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-16/2021 (2-372/2020;) ~ М-384/2020 от 23.11.2020

        Дело № 2-16/2021 год

УИД 55RS0017-01-2020-000805-31

        Р Е Ш Е Н И Е

        именем Российской Федерации

        р.п. Крутинка Омской области                                           3 февраля 2021 года

        Крутинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Турковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 3 февраля 2021 дело по иску прокурора Крутинского района Омской области к ПравительствуОмской области, Главному Управлению ветеринарии Омской области о возложении обязанности ликвидировать скотомогильники не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

    У С Т А Н О В И Л:

прокурор Крутинского района обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что Крутинской районной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также в части организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите наседания от болезней, общих для человека и животных, при содержании мест захоронения биологических отходов, по результатам которой выявлены нарушения законодательства. По итогам проверочных мероприятий выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильника, расположенного на территории Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 2000 м юго-восточнее д. Горькое, а также скотомогильника, образованного в 1997 году и расположенного на территории Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 1600 м на восток от д. Чикишево. Просил суд обязать Правительство Омской <адрес> принять меры по обустройству и содержанию скотомогильника, расположенного на территории скотомогильника, расположенного на территории Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 2000 м юго-восточнее д. Горькое, скотомогильника, образованного в 1997 году, расположенного на территории Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 1600 м на восток от д. Чикишево в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ , не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе производства по делу прокурор <адрес> заявленные требования изменил, просил суд обязать ликвидировать скотомогильник, расположенный на территории Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 2000 м юго-восточнее д. Горькое, и скотомогильник, образованный в 1997 году и расположенный на территории Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 1600м на восток от д. Чикишево, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ , не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Привлечь в качестве соответчика Главное Управление ветеринарии Омской <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Мезер С.А. поддержала исковые требования с учетом их изменения, просила суд обязать Правительство Омской <адрес>, Главное Управление ветеринарии Омской <адрес> ликвидировать скотомогильник, расположенный на территории Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 2000 м юго-восточнее д. Горькое, и скотомогильник, образованный в 1997 году и расположенный на территории Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 1600м на восток от д. Чикишево, не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Привлечь в качестве соответчика Главное Управление ветеринарии Омской <адрес>.

Представитель ответчика Правительства Омской <адрес> Азнаурова М.А., допрошенная в судебном заседании посредством видео-конференц-связи суду пояснила, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в возражении, постановлением от 22.07.2020 № 288-п Правительством Омской <адрес> утвержден порядок ликвидации скотомогильников (биометрических ям), расположенных на территории Омской <адрес>, определен орган исполнительной власти Омской <адрес>, уполномоченный на организацию проведения на территории Омской <адрес> мероприятий по ликвидации скотомогильников – Главное управление ветеринарии Омской <адрес>.

Представитель ответчика Главного управления ветеринарии Омской <адрес> Савилов Д.А., допрошенный в судебном заседании посредством видео-конференц-связи суду пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в возражении, прокурор ссылается на положения нормативных правовых актов, которые в настоящее время отменены либо признаны утратившими силу. С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , требования к скотомогильникам не установлены, в связи с чем, доводы несоответствия скотомогильников требованиям не могут быть использованы в качестве оснований для их ликвидации, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению. В случае удовлетворения исковых требований просил увеличить срок исполнения решения суда до 10 месяцев.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской <адрес> Лукьянова Н.М. суду пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, Правительством Омской <адрес> утвержден Порядок ликвидации скотомогильников, расположенный на территории омской области, определен орган исполнительной власти Омской <адрес>, уполномоченный на организацию проведения на территории Омской <адрес> мероприятий по ликвидации скотомогильников – Главное управление ветеринарии Омской <адрес>.

Представитель Управления Россельхознадзора по Омской <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что считает исковые требования прокурора законными и обоснованными, поддерживает их в полном объеме.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление указал, что в Правилах 2020 года требования к скотомогильникам не установлены, в связи с чем, доводы несоответствия скотомогильников требованиям не могут быть использованы в качестве оснований для возложения обязательств, в связи с чем заявленные требования прокурора <адрес> не подлежат удовлетворению.

Третьи лица администрация Шипуновского сельского поселения, администрация Оглухинского сельского поселения, ООО «Оглухинское», ООО «Шипуновское» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора с учетом их изменения подлежат удовлетворению частично.

В судебном заседании установлено, что на территории Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 2000 м юго-восточнее д. Горькое, а также на территории Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес>, в 1600 м на восток от д. Чикишево расположены скотомогильники.

Статьями 42,72 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ).

Для осуществления указанных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы) (п.п. «ц» п. 2 ст. 26.11 указанного федерального закона).

Согласно ответам ТУ Росимущество в Омской <адрес>, скотомогильники, расположенные на территории Шипуновского и Оглухинского сельских поселений Крутинского муниципального района Омской <адрес> в реестре федерального имущества не числятся (л.д. 20-21), в реестре муниципального имущества сельских поселений также не числятся (л.д. 19, 29).

Поскольку действующим законодательством предусмотрено, что скотомогильники могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, на которые возложена обязанность проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, спорные скотомогильники должны относится к собственности Омской <адрес>, что сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Согласно справке о состоянии скотомогильника, расположенного на территории Шупуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес> установлено, что территория скотомогильника около 600 кв.м. оканавлена, не огорожена, для захоронения используется металлическая емкость, не оборудованная крышкой, нет указателей расположения скотомогильника, отсутствует сплошной забор, навес, мост, санитарное состояние скотомогильника неудовлетворительное (л.д. 27,28).

Согласно справке о состоянии скотомогильника, расположенного на территории Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской <адрес> установлено, что территория скотомогильника около 600 кв.м. огорожена, оканавлена, вкопана металлическая емкость, отсутствует крышка на емкости. Навес, мост, отсутствует площадка для вскрытия трупов, нет указателей расположения скотомогильника, санитарное состояние скотомогильника неудовлетворительное (л.д. 24-26).

Указанные сведения также изложены в ветеринарно-санитарных карточках (л.д. 22,23).

Из объяснения начальника БУ Омской области «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Крутинскому району» Раннинена А.В. следует, что на скотомогильники, расположенные в д. Горькое и д. Чикишево, имеются карточки скотомогильников, проверки осуществлялись вплоть до осени 2019 года, при проверках ежегодно устанавливалось, что скотомогильники находятся в неудовлетворительном состоянии, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. На скотомогильнике, расположенном в д. Горькое с 2013 года отсутствует навес, огораживание территории, разделочная площадка, комната для рабочего персонала на территории. Дезосредства привозили они. На скотомогильнике, расположенном в д. Чикишево с 2013 года отсутствует навес, разделочная площадка, комната для рабочего персонала на территории, имеется плита для разделки туш. Дезосредства привозили они (л.д. 30).

Согласно актам обследования названных скотомогильников, фотографиям (л.д. 16-18, 7-14) скотомогильники не соответствуют требования ветеринарно-санитарных правил.

Приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов.

Согласно пункту 2 Правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным.

Из положений п.п. 24, 29 Правил следует, что утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, возможна только в таких объектах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных.

Согласно пункту 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27, скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.

Таким образом, имеющееся обустройство указанных скотомогильников не соответствует Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), не исключает угрозы заражения территории инфекциями, влекущими болезни животных, отравление населения и возникновение чрезвычайной ситуации. Скотомогильники используются бесконтрольно, их содержимое не исследовано.

Постановлением Правительства Омской области от 22.07.2020 № 288-п утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биометрических ям), расположенных на территории Омской области, устанавливающий последовательность проводимых на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников (биометрических ям), не соответствующих ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения и обеспечения благополучной эпизоотической ситуации на территории Омской области.

Согласно пункту 3 Порядка организация проведения на территории Омской области мероприятий осуществляется Главным управлением ветеринарии Омской области (далее - уполномоченный орган) и учреждениями, подведомственными уполномоченному органу (далее - подведомственные учреждения). Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью уполномоченного органа в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных уполномоченному органу на эти мероприятия в соответствии с законодательством.

Главное управление ветеринарии Омской области организует прогнозирование, разработку программ и планов мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных на территории Омской области (подпункт 1 пункта 11 Положения о Главном управлении ветеринарии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28 апреля 2004 года № 96).

В рамках реализации Порядка Главным управлением ветеринарии Омской области определен перечень мероприятий по ликвидации скотомогильников.

Таким образом, орган, непосредственно исполняющий обязанность по ликвидации скотомогильников определен постановлением Правительства Омской области от 22 июля 2020 года № 288-п, в связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является Главное управлении ветеринарии Омской области, на которого и следует возложить обязанность по ликвидации скотомогильников.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом позиции представителя Главного управления ветеринарии по Омской области срок исполнения решения суда в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным и достаточным.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Крутинского района Омской области удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Главное Управление ветеринарии Омской области в срок не позднее десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации следующих объектов:

- скотомогильника, расположенного на территории Шипуновского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области, в 2000 м юго-восточнее д. Горькое.

- скотомогильника, расположенного на территории Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области, в 1600 м на восток от д. Чикишево.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Крутинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья:        Н.А. Иванова

Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 05.02.2021.

    Судья:        Н.А. Иванова

2-16/2021 (2-372/2020;) ~ М-384/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Крутинского района
Ответчики
Правительство Омской области
Другие
ООО Оглухинское
Министерство сельского хозяйства
Администрация Шипуновского сельского поселения
ООО Шипуновское
Главное управление ветеринарии Омской области
Управление Россельхознадзора по Омской области
Администрация Оглухинского сельского поселения
Министерство имущественных отношений Омской области
Суд
Крутинский районный суд Омской области
Судья
Иванова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
krutinkacourt--oms.sudrf.ru
23.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2020Передача материалов судье
27.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2020Подготовка дела (собеседование)
10.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2020Судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.03.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее