Дело № 12 -143/2020
УИД 18RS0011-01-2020-003180-66
Решение
15 декабря 2020 года г. Глазов УР
Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республике Кириллова О.В.
при помощнике Мироновой Т.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Возмищева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Возмищева С.А. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 19.27 КоАП РФ,
Установил:
Постановлением начальника отдела по вопросам миграции Межрайонного отдела МВД России «Глазовский» № от ДД.ММ.ГГГГ Возмищев С.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, выразившегося в том, что при постановке на миграционный учет по месту пребывания гражданина Республики Узбекистан ФИО1 представил заведомо ложные сведения о месте его фактического проживания на территории РФ. В действиях принимающей стороны гражданина России Возмищева С.А. признаки состава преступления, предусмотренного ст.322.3 УК РФ, предусматривающей фиктивную постановку на миграционный учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.322.3 УК РФ. Однако, в действиях Возмищева С.А. наличествуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.27 КоАП РФ. Возмищев С.А. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000,00 рублей.
Возмищев С.А., не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой, указывает, что постановление является незаконным, наложенное наказание неправомерно. Указывает, что должностным лицом неверно оценены важные по делу обстоятельства, поскольку он был убежден, что граждане Узбекистана проживают по адресу: <адрес>, в том числе, ФИО1, он несколько раз проверял совместно с участковым инспектором.
В судебном заседании ФИО2 на удовлетворении жалобы настаивал, мотивировав изложенными в ней доводами. Дополнительно пояснил, что о том, что граждане Узбекистана не проживают по месту регистрации, ему было не известно. Считает, что совершенное им административное правонарушение какого-либо вреда не повлекло, не причинило существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям по обеспечению режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Должностное лицо представило в судебное заседание возражения на жалобу Возмищева С.А., указывает, что с доводами жалобы Возмищева С.А. не согласны. Указывает, что поскольку Возмищев С.А. является принимающей стороной гражданина Республики Узбекистан ФИО1 при постановке на миграционный учет по месту пребывания, должен был соблюдать положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Однако, в нарушение указанного Закона, предоставил ложные сведения о том, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ будет проживать по адресу: <адрес>. В ходе выездной проверки было установлено, что фактически ФИО1 не проживает по указанному адресу. Данный факт подтверждается собранными материалами дела. То есть в действиях Возмищева С.А. имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.27 КоАП РФ. считает, что постановление вынесено с учетом всех обстоятельств дела. Оснований для отмены постановления не имеется.
Выслушав Возмищева С.А., изучив доводы жалобы, проверив на основании ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, суд установил следующее.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 года N 9, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 26.12.2019) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее-Правила).
Согласно Федеральному закону от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется, в частности, в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации, и о перемещениях иностранных граждан (ч. 1 ст. 4).
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и осуществляется в том числе, в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции.
В соответствии со статьей 7 Закона N 109-ФЗ постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания; временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания, в частности, по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает (п. 1 ч. 1 ст. 21 Закона).
Как следует из положений, закрепленных в п. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной.
Из пункта 23 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", следует, что в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать, в частности, такие сведения о лице, подлежащем постановке на учет, как адрес места пребывания.
В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.9 Закона N 109-ФЗ в случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной является нарушением иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, которая обеспечивает охрану отношений в сфере порядка управления в Российской Федерации, урегулированных Законом N 109-ФЗ.
В силу части 2 статьи 19.27 КоАП РФ представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и административного материала, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что гражданин РФ Возмищев С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь принимающей стороной гражданина Республики Узбекистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения при постановке на миграционный учет по месту пребывания представил заведомо ложные сведения о месте фактического пребывания на территории РФ указанного иностранного гражданина в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: УР, г.Глазов, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ принимающей стороной РФ Возмищевым С.А. было предоставлено уведомление о прибытии в место пребывания гражданина Республики Узбекистан ФИО1 по адресу: УР<адрес>. на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ при проверке по месту пребывания гражданина Узбекистана ФИО1 по адресу: <адрес>, был выявлен факт фиктивной регистрации данного иностранного гражданина. ДД.ММ.ГГГГ по материалам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст.322.3 УК РФ. таким образом, Возмищев С.А., являясь принимающей стороной гражданина Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ предоставил при осуществлении миграционного учета заведомо ложные сведения о том, что гражданин ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ будет проживать по адресу: <адрес>, чем нарушил требования п.4 раздела 2 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.19.27 КоАП РФ.
Из уведомления о прибытии иностранного гражданина следует, что место пребывания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Узбекистана - <адрес> <адрес>, принимающая сторона- Возмищев С.А.
В ходе проведенной проверки по месту пребывания иностранного гражданина установлено, что по указанному адресу данный гражданин не проживал.
Постановлением старшего УУП МО МВД России «Глазовский» от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по ст. 322.3 УК РФ в отношении Возмищева С.А. было отказано, в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ст.322.3 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении №, действия Возмищева С.А. квалифицированы по ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ и ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом полиции в отношении Возмищева С.А. вынесено постановление о назначении административного наказания.
Факт совершения Возмищева С.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, рапортом, уведомлением, протоколами опроса свидетелей, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Изучив представленные доказательства, прихожу к выводу, что материалами дела подтверждено, что Возмищев С.А. фактически предоставлял гражданину Республики Узбекистан ФИО1 жилое помещение в ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и по адресу: <адрес>.
Довод жалобы о том, что должностным лицом неверно оценены важные по делу обстоятельства, и ему было неизвестно, что гражданин Республики Узбекистан ФИО1 фактически проживал по другому адресу, являются не обоснованными и опровергаются материалами дела. В материалы дела об административном правонарушении представлено достаточно доказательств, подтверждающих наличие в действиях Возмищева С.А. состава данного административного правонарушения.
Кроме того, установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства при постановке на миграционный учет иностранного гражданина, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер не представлено.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о доказанности вины Возмищева С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.19.27 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлено.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, и на основании ст. 2.9 КоАП РФ суд вправе освободить виновное лицо от ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При решении вопроса о применении положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо, в том числе учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 15 июля 1999 года N 11-П), согласно которой санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 г. № 392) для всех иностранных граждан, прибывших в Россию как в визовом, так и в безвизовом порядке, в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года приостанавливается течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания, сроков, на которые поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия свидетельств о временном убежище, удостоверении беженца.
В обозначенный период иностранному гражданину и принимающей его стороне не требуется совершать действия для продления срока временного пребывания (включая продление виз), срока постановки на учет по месту пребывания, срока временного или постоянного проживания, срока действия свидетельства о временном убежище, удостоверения беженца. Регистрация по месту жительства иностранного гражданина по адресу жилого помещения, срок действия которой истек в период с 15 марта по 15 сентября 2020 года, является действительной в течение 185 дней с даты окончания срока ее действия, указанного в отметке о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в том числе для получения государственных услуг, при условии, что данный иностранный гражданин обладает правом пользования указанным жилым помещением. Вместе с тем, в случае обращения заявителя в подразделения по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации за предоставлением государственных услуг в сфере миграции, их предоставление осуществляется в полном объеме.
Таким образом, в силу данного Указа, Возмищев С.А. был вправе не обращаться в миграционную службу, как принимающая сторона, с вопросом о постановке на миграционный учет иностранного гражданина. Поскольку Возмищев С.А. обратился в миграционную службу, сообщил в миграционную службу сведения о месте пребывания иностранного гражданина ФИО1, он должен был соблюдать Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, требования Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Исходя из изложенного, прихожу к выводу, что совершенное Возмищевым С.А. деяние при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
В связи с чем, расцениваю совершенное Возмищевым С.А. правонарушение как малозначительное, а постановление, вынесенное без учета требований ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ Возмищев С.А. подлежит освобождению от административной ответственности, постановление начальника отдела по вопросам миграции Межрайонного отдела МВД России «Глазовский» № от ДД.ММ.ГГГГ - отмене, а производство по делу прекращению в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу, предусмотренных ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Решил:
Постановление начальника отдела по вопросам миграции Межрайонного отдела МВД России «Глазовский» № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Возмищева С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000,00 рублей, отменить.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.27 КоАП РФ, в отношении Возмищева С.А. прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и освободить Возмищева С.А. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Кириллова