УИД № 57RS0023-01-2023-005973-18 Дело № 2-5029/2023 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года |
г. Орел |
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Сергиенко Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Сырцевой Е.А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Урицкого межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Любиной Екатерины Дмитриевны к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами и медицинским изделием
установил:
Урицкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в интересах Любиной Е.Д. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами и медицинским изделием.
В обоснование требований указал, что Любина Е.Д. состоит на учете в БУЗ ОО «Шаблыкинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>, в связи с чем нуждается в обеспечении лекарственными препаратами <данные изъяты>.
Ссылаясь на ненадлежащее обеспечение ФИО1 указанными лекарственными препаратами и медицинским изделием, просит суд возложить на Департамент здравоохранения <...> обязанность обеспечить ФИО1 лекарственными препаратами «<данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011).
В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011).
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 № 323-ФЗ от 21.11.2011).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 715 от 01.12.2004 такой перечень утвержден, в него включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п.1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области № 399 от 22.12.2014 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее Положение)).
В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
В судебном заседании установлено, что Любина Е.Д. состоит на учете в БУЗ ОО «Шаблыкинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>.
В связи с заболеваниями Любиной Е.Д. назначены лекарственные препараты <данные изъяты>.
Судом установлено, что, обеспечение Любиной Е.Д. указанными лекарственными препаратами и медицинским изделием и производится ненадлежащим образом, они предоставлены с нарушением срока обслуживания рецептов, установленного Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1093н от 24.11.2021.
Как следует из счета на пациента Любиной Е.Д. рецепты от 25.04.2023 и 04.07.2023 на лекарственный препарат «Аторвастатин» признаны недействительными, рецепт от 24.05.2023 на лекарственный препарат«Спиронолактон» признан недействительным.
Рецепты от 12.09.2023 на лекарственные препараты <данные изъяты>, а также медицинские изделия «тест-полоски» признаны недействительными, поскольку срок действия рецептов истец.
Кроме того рецепты от 19.10.2023 на лекарственные препараты <данные изъяты> не обслужены, находятся в аптечном пункте.
Таким образом, не обеспечение Любиной Е.Д. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями влияет на реализацию права пациента на получение бесплатно лекарственных препаратов и медицинских изделий, относящихся к жизненно необходимым лекарствам, гарантированны Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым препараты для лечения <данные изъяты> (все лекарственные средства, <данные изъяты> <данные изъяты>) отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно.
Назначенные лекарственные препараты Любиной Е.Д. требуют постоянного приема, с помощью медицинских изделий «тест-полоски» должно обеспечиваться исследованием уровня глюкозы в крови методом постоянного мониторирования.
В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Орловской области и считает необходимым возложить обязанность на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Любину Е.Д. указанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями, вплоть до отмены препарата лечащим врачом.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что лекарственные препараты и медицинские изделия назначены Любиной Е.Д. в целях поддержания основных жизненных функций организма, суд полагает, что отсутствие доступа Любиной Е.Д. к жизненно необходимым лекарственным препаратам и медицинским изделиям, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Урицкого межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах Любиной Екатерины Дмитриевны, к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственным препаратом - удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) обеспечить Любину Екатерину Дмитриевну (СНИЛС №***) лекарственными препаратами <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 19.12.2023.
Судья |
Н.Н. Сергиенко |