Дело № 2-4831/2023 |
22 августа 2023 года |
УИД 29RS0014-01-2022-007759-89
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Тарамаевой Е.А.
при секретаре судебного заседания Петрушиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Зверевой Т. С. к Архангельскому Межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о понуждении исключить земельный участок из приаэродромной территории,
установил:
Зверева Т.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Архангельскому Межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Архангельское МТУ Росавиации) о понуждении исключить земельный участок из приаэродромной территории.
В обоснование иска указала, что <Дата> между истцом и Гареевой Ю.А. был заключен договор дарения, предметом которого являлись земельный участок с кадастровым <№> и жилой дом с кадастровым <№>, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Приморское», ..., а также было заключено соглашение об уступке прав по договору аренды в отношении земельного участка с кадастровым <№>. <Дата> Управление Росреестра по АО и НАО приостановило государственную регистрацию договора дарения и соглашения об уступке прав в связи с наличием ограничения прав в отношении указанных объектов недвижимости. Согласно ответу Администрации МО «Приморский муниципальный район» от <Дата> <№>и/236 земельные участки с кадастровыми <№> полностью расположены в границах ЗОУТ с реестровым <№>. В адрес ответчика направлялось заявление о рассмотрении вопроса об исключении из приаэродромной территории земельного участка с кадастровым <№> в досудебном порядке, которое было оставлено без удовлетворения. В связи с чем просит суд обязать ответчика исключить из приаэродромной территории аэропорта Васьково земельный участок с кадастровым <№>.
В судебное заседание истец Зверева Т.С., извещенная надлежащим образом, не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила.
Ответчик Архангельское МТУ Росавиации, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, с иском не согласен по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо Федеральное агентство воздушного транспорта, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, направило в суд письменный отзыв на исковое заявление.
Иные третьи лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, мнение по иску не высказали.
По определению суда в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено по существу в отсутствие участвующих в нем лиц.
Исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 35, ст. 36 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Один из принципов землепользования является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В статье 9 ЗК ПФ указано, что к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся, среди прочего, установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.
Как следует из содержания ст. 104 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 8 ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены зоны с особыми условиями использования приаэродромной территории.
Основания и условия установления приаэродромной территории, выделения подзон приаэродромной территории, в которых действуют ограничения, а также перечень ограничений в каждой из них устанавливаются ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).
Согласно п. 3 ст. 47 ВК РФ на приаэродромной территории выделяется семь подзон с установленными ограничениями использования каждой из них. Суть этих ограничений состоит в запрете строительства объектов, не связанных с инфраструктурой воздушного транспорта, превышающих допустимую высоту, и размещения объектов, которые могут создать помехи для работы систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, повлиять на безопасность полетов воздушных судов и др. В частности, в пятой подзоне запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов.
Аналогичные положения были закреплены в подп. «г» п. 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 (утратили силу с 01.01.2022).
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
В пункте 1 приведенных Правил указано, что приаэродромная территория представляет собой прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.
Частью 1 ст. 47 ВК РФ установлено, что приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ч. 1-3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В силу ч. 2 ст. 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (ч. 5 ст. 30 ГрК РФ).
Судом установлено, следует из материалов дела, что истец Зверева Т.С. с <Дата> является собственником земельного участка с кадастровым <№>, расположенного по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Приморское», .... Данный земельный участок имеет категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.
На указанном земельном участке расположен жилой дом, собственником которого соответственно является истец.
Приказом Архангельского МТУ Росавиации от 02.03.2020 № 17-п установлена приаэродромная территория аэродрома Архангельск (Васьково).
На основании данного приказа 11.01.2021 в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) внесены сведения о границах зоны с особыми условиями использования аэродрома Васьково (реестровый <№>).
Таким образом, земельный участок истца оказался в пятой подзоне зоны с особыми условиями использования аэродрома Васьково, в ЕГРН на земельный участок было зарегистрировано ограничение (обременение объекта), связанное с нахождением на территории в зоне с особыми условиями использования территорий.
<Дата> истцом в Управление Росреестра по Архангельской области и НАО было представлено заявление на государственную регистрацию договора дарения земельного участка и жилого дома от <Дата>. В данном договоре не содержалось указание на имеющееся ограничение земельного участка, в связи с чем государственная регистрация договора была приостановлена и истцу было предложено внести в договор указание на имеющееся ограничение земельного участка.
В силу п. 1, 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В рассматриваемом случае судом уставлено, что ограничение в отношении земельного участка истца было связано с нахождением земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования аэродрома Васьково. Данное ограничение связано с необходимостью обеспечения безопасности полетов воздушных судов и др.
Однако само по себе наличие данного ограничения не препятствует истцу использовать земельный участок в соответствии с категорией земель и видом разрешенного использования. Как было указано ранее, в пятой подзоне запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов. Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не доказано, что наличие ограничения нарушает его права как землепользователя. Ссылка истца на Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07. 2016 № 662 «Об уведомлении правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны» является несостоятельной, так как данное Постановление утратило силу с 16.04.2019 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 05.04.2019 № 403.
Кроме того, во исполнение указания Федерального агентства воздушного транспорта от 31.10.2022 № исх-46552/04 о приведении всех установленных и планируемых к установлению приаэродромных территорий в связи с предстоящей работой по актуализации приаэродромных территорий приказом Архангельского МТУ Росавиации от 13.12.2022 № 135-П предыдущий приказ от 02.03.2020 № 17-п, которым установлена зона с особыми условиями использования аэродрома Васьково, признан утратившим силу.
С учетом изложенного, правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ <№>) ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░