Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-322/2020 ~ М-233/2020 от 19.03.2020

                                              Дело № 2-322/2020

18RS0017-01-2020-000285-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2020 года                 п.Кизнер

Кизнерский районный суд УР в составе

председательствующего судьи Собина А.Л.

при секретаре Гладышевой Л.В.

с участием помощника прокурора Кизнерского района УР             Нуриева А.М.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования "Кизнерский район" Овсянникова А.С., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика МБДОУ "Кизнерский детский сад №7" Маркеловой И.Т., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кизнерского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Кизнерский район", МБДОУ "Кизнерский детский сад №7" о понуждении устранения нарушения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Администрации МО "Кизнерский район" выделения денежных средств на установку системы видеонаблюдения прогулочного участка МБДОУ "Кизнерский детский сад №7"    (далее по тексту – образовательное учреждение), в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу и о понуждении МБДОУ "Кизнерский детский сад №7"    в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств оборудовать системой видеонаблюдения прогулочный участок, расположенный по адресу: УР Кизнерский район с.Кизнер, ул.Механизаторов,6. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кизнерского района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений выявлены нарушения в школе. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, территория прогулочного участка, на котором в течение дня пребывают дети, системой видеонаблюдения не оснащена. Образовательной организацией не предпринято исчерпывающих мер по обеспечению безопасного пребывания в образовательном учреждении детей в местах проведения образовательного процесса. Негативными последствиями выявленных нарушений является угроза жизни и здоровью несовершеннолетних, нарушение права на образование в условиях безопасности. Учредителем образовательного учреждения является Администрация МО "Кизнерский район". Администрацией МО "Кизнерский район" денежных средств на указанные цели образовательной организации не выделено. Исковые требования прокурора основаны на положениях статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктах 1,7 статьи 1, статьи 5.2. Федерального закона от 06 марта 2006г. №35-ФХ "О противодействии терроризму", части 13 статьи 30 Федерального закона от 30декабря 2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В судебном заседании помощник прокурора Кизнерского района УР Нуриев А.М. исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным выше. Дополнительно пояснил, что согласно акту обследования и категорирования, данному образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности совершения террористического акта в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы безопасности паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006.

В судебном заседании представитель Администрации МО "Кизнерский район" Овсянников А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в виду отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств необходимых для установки систем видеонаблюдения.

В судебном заседании представитель образовательного учреждения Маркелова И.Т., действующая на основании доверенности исковые требования не признала.

В судебное заседание представитель третьего лица- Министерства образования и науки УР не явился. О времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещалось надлежащим образом путем направления извещения на электронный адрес Министерства образования и науки, а также путем размещения информации на официальном сайте Кизнерского районного суда УР. Сведений об уважительности причин неявки, а равно ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.

С учетом мнения лиц участвующих в деле суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, исследовав, представленные по делу доказательства, приходит к следующему:

В порядке ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно п.1,2, данные Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория). Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

В силу п.6 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на: воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Данные комплексы мер достигаются, в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

При этом, в силу п.25 Требований - в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения.

Согласно акта обследования и категорирования МБДОУ "Кизнерский детский сад №7" от 16.10.2019 года образовательному учреждению присвоена 3 категория террористической опасности.

Уставом образовательного учреждения закреплена ответственность учреждения за жизнь и здоровье детей во время их нахождения в МБОУ.

30.01.2020 года прокурором Кизнерского района УР на имя руководителя образовательного учреждения направлено представление об устранении указанных в иске нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

В ответ на представление прокурора руководителем образовательного учреждения сообщено о принятии мер к устранению нарушений.

Как следует из п. 6.1. ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно п.3 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.

Данные положения взаимосвязаны с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) в части того, что учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Образовательные учреждения (в том числе дошкольные образовательные учреждения) являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних (детей), являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Согласно Устава МБДОУ "Кизнерский детский сад №7" учредителем данной образовательной организации является Администрация МО"Кизнерский район".

В соответствии с частями 1 - 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", муниципальные бюджетные (автономные) образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями.

Частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных бюджетных образовательных организаций является обязанностью образовательных организаций и органа местного самоуправления.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами то обстоятельство, что в образовательном учреждении имеются системы видеонаблюдения входной группы, но отсутствуют системы видеонаблюдения прогулочной площадки, расположенной на территории образовательной организации.

Данное обстоятельство подтверждается государственным контрактом от 06 июня 2016 года, заключенным между Министерством образования и науки и ПАО "Ростелеком", предметом которого является выполнение работ по организации системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях (в том числе в МБДОУ "Кизнерский детский сад №7").

Частичная установка системы видеонаблюдения, при указанных обстоятельствах, не соответствует в полной мере целям антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Учитывая изложенное, установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной (в том числе и в части установки видеонаблюдения территории прогулочной площадки) в силу закона. Отсутствие системы видеонаблюдения на прогулочной площадке в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Кизнерского района Удмуртской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Кизнерский район", МБДОУ "Кизнерский детский сад №7" о понуждении устранения нарушения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Срок для исполнения решения суда, предложенный прокурором, отвечает требованиям разумности и, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, подлежит установлению судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кизнерского района Удмуртской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "Кизнерский район", МБДОУ "Кизнерский детский сад №7" о понуждении устранения нарушения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений- удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования "Кизнерский район" произвести финансирование на установку системы видеонаблюдения прогулочного участка МБДОУ "Кизнерский детский сад №7", расположенного по адресу: УР, Кизнерский район, с.Кизнер, ул.Механизаторов,6, в течение 1(одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать МБДОУ "Кизнерский детский сад №7" в течение 3(трех) месяцев со дня поступления финансирования оборудовать учреждение техническими средствами системы видеонаблюдения прогулочного участка по адресу: УР, Кизнерский район, с.Кизнер, ул.Механизаторов,6.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2020 года.

Судья                А.Л. Собин

2-322/2020 ~ М-233/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кизнерского района
Ответчики
Администрация МО "Кизнерский район"
МБДОУ "Кизнерский детский сад № 7"
Другие
Министерство образования и науки УР
Суд
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Собин Александр Леонидович
Дело на странице суда
kiznerskiy--udm.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Подготовка дела (собеседование)
14.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.05.2020Предварительное судебное заседание
27.05.2020Предварительное судебное заседание
27.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.06.2020Предварительное судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2020Дело оформлено
18.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее