Судья: Турбина Т.А. гр. дело № 33 - 13858/2023
(номер дела суда первой инстанции 2 – 4334/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
05 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.
судей – Чирковой И.Н., Куршевой Н.Г.
при секретаре - Пономаревой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кирдяшкиной А.В, на решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 сентября 2023 года,
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кирдяшкиной А.В, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Турбина Т.А. гр. дело № 33 - 13858/2023
(номер дела суда первой инстанции 2 – 4334/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.
судей – Чирковой И.Н., Куршевой Н.Г.
при секретаре - Пономаревой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кирдяшкиной А.В, на решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 сентября 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кирдяшкиной А.В, к Отделению Пенсионного и социального страхования РФ по Самарской области о включении в специальный стаж периодов работы - оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Чирковой И.Н., объяснения представителя Кирдяшкиной А.В. – Короткова С.Ю. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Лыжовой А.М., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Истец Кирдяшкина А.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее – Отделение) о включении в специальный стаж периодов работы.
В обоснование требований указала, что решением Отделения от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа работы, документально подтвержденный специальный стаж истца на дату обращения составил 19 лет 05 месяцев 14 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет.
В специальный стаж истца не были включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана ГПС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности методиста МОУ ДОД Клуб моряков и речников, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой Городской гимназии г. <данные изъяты>.
С данным решением истец не согласна.
В настоящее время Клуб моряков и речников переименован в муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования детей «Детский <данные изъяты>» г.о. <данные изъяты>, имеет лицензию. Основной деятельностью учреждения является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Таким образом, характер работы истца соответствует действующим в период ее работы Спискам № и №. Работа в должности пионервожатой подлежит включению в ее специальный стаж в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана ГПС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности методиста МОУ ДОД Клуб моряков и речников, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой Городской гимназии г.Тольятти, обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым Кирдяшкина А.В. не согласилась, в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяя основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, и закрепляя в качестве условий назначения страховой пенсии по старости, в том числе, достижение возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (статья 8), вместе с тем предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Судом первой инстанции установлено, что истица ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 декабря 2018 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Отделения фонда от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием у неё требуемого специального стажа работы 25 лет (л.д.13-14).
Учтенный пенсионным органом специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 19 лет 5 месяцев 14 дней.
В специальный стаж истца не включены следующие периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой в городской гимназии г.Тольятти, так как не выполнены условия п. п. 1, 4 Положения № 1397;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана ГПС, педагога-организатора, методиста в МБОУДО г.о. Тольятти «<данные изъяты>», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками № 781, № 463, № 1067, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица данный период отражен с общими условиями труда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, не нашел оснований для включения в специальный стаж спорных периодов, в связи с чем отказал в иске в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся педагогической деятельностью, установлены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992.
Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 № 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых перестала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кридяшкина А.В. принята на работу пионервожатой в Городскую гимназию г. Тольятти, ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем ритмики.
Согласно п. 4 вышеназванного Положения N 1397 время работы, указанной в п. п. 1, 2 и 3 засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 не применяется с 1 января 1992 г., в связи с чем продолжительность специального стажа (установление наличия не менее 2/3 специального стажа) для определения права на включение периода работы в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397) определяется на 1 января 1992 г.
Таким образом, для включения в специальный педагогический стаж период работы в должности пионервожатой, необходимо, чтобы до 1 января 1992 года у истца была педагогическая работа в должности, предусмотренной перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием у Кирдяшкиной А.В. на 1 января 1992 г. не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии, а также отсутствием периодов работы в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем N 1397, оснований для включения в ее специальный педагогический стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионервожатой в Городской гимназии г. <данные изъяты>, не имеется.
Доводы жалобы истца об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
При этом Списком № 781 и Списком № 463 должности пионервожатой не предусмотрены.
Судом из материалов дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществляла деятельность в МОУ ДОД Клуб юных моряков и речников в должности капитана ГПС (11 разряд ЕТС) с ведением кружковой работы 12 часов в неделю (9 разряд ЕТС), с ДД.ММ.ГГГГ переведена педагогом –организатором с оплатой по 9 разряду ЕТС с сохранением 12 ч. руководителем кружка по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла деятельность в должности методиста.
В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана ГПС действовал Список № 463, которым не предусмотрена должность, занимаемая истцом, и наименование учреждения, в котором осуществляла трудовую деятельность.
В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора действовал Список № 463 до ДД.ММ.ГГГГ, который не предусматривал должность, занимаемую истцом, и наименование учреждения, в котором осуществляла трудовую деятельность. После ДД.ММ.ГГГГ имел место действия Список № 1067, которым предусмотрены учреждения дополнительного образования детей: детский морской центр, однако, должность педагог-организатор данным Списком не поименована.
В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе отпуска по уходу за детьми до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в должности методиста, действовали Списки № 1067 и № 781, которыми предусмотрены учреждения дополнительного образования детей: детский морской центр, однако, должность методист данными Списками не поименована.
При этом сам работодатель не подтверждает льготный характер работы истца, справку, уточняющую характер и условия труда истца, подтверждающую льготный характер работы истца в спорный период, не выдал. Спорный период работы истца, имевший место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, отражен в выписке из индивидуального лицевого счета без указания кода льготных условий.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно не включил спорные периоды работы Кирдяшкиной А.В. в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях",
Доводы жалобы о том, что учреждение имеет лицензию по оказанию образовательных услуг, несостоятельны, не имеют правового значения, поскольку представлены лицензии за <данные изъяты> г., которые не имеют отношения к спорному периоду работы истицы. Кроме того, учреждение в котором работала истица поименовано в Списками № 1067, № 781, однако, занимаемые должности Списками не поименованы.
Указание в карточке-справке и расчетных листах начисление заработной платы педагогу, не являются основанием для включения спорных периодов в специальный стаж истицы и не подтверждают льготный характер работы в спорный период.
Поскольку с учетом включенных пенсионным органом периодов работы продолжительность специального стажа истицы является недостаточной (менее 25 лет) для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд правомерно отказал Кирдяшкиной А..В. в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что о неправильной оценке имеющихся в деле доказательств, не могут быть приняты во внимание и служить основанием к отмене правильного судебного решения, поскольку суд, проанализировав нормы материального права, дал оценку доказательствам в соответствии с требованиями этих норм.
Не может судебная коллегия признать убедительными и иные доводы апелляционной жалобы истицы, поскольку все они по существу основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права и не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кирдяшкиной А.В, - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: