судья Горбунова О.Н. дело №
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Соловьев В. А., с участием представителя Минприроды УР Матвеева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 16 марта 2020 года дело по жалобе должностного лица на решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении председателя правления общественной организации «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» Бабайлова А. И.,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управления охраны и использования объектов животного мира Минприроды УР Лесникова И.В. от ДД.ММ.ГГГГ председатель правления общественной организации «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» Бабайлова А. И., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2800 рублей.
Решением судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении Бабайлова А. И., прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, заместитель начальника отдела государственного надзора, охраны и мониторинга объектов животного мира, организации и регулирования рыболовства в Управления охраны и использования объектов животного мира Минприроды УР Лесников И.В. просит решение судьи районного суда отменить, постановление должностного лица оставить в силе. Считает, что должностным лицом в ходе проверки были исследованы все материалы и обстоятельства дела, допущенные технические описки в протоколе и постановлении не значительны и не несут каких либо последствий, ставящих под сомнение состав административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Минприроды УР жалобу поддержал в полном объеме.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 ст. 8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, основанием для составления в отношении председателя правления общественной организации «Якшур-Бодьинское общество охотников и рыболовов» Бабайлова А.И. протокола об административном правонарушении послужил тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут председатель правления общественной организации «<адрес>ное общество охотников и рыболовов» Бабайлова А.И. при рассмотрении по адресу: <адрес>, заявления Серова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ на выдачу разрешения на добычу взрослого лося в охотничьих угодьях, закрепленных за ОО «Якшур-Бодьинское РООиР», поступившего и зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, направил ДД.ММ.ГГГГ заявителю письменный отказ в выдаче указанного разрешения, не мотивированный в соответствии с положениями пункта 17 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждений форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014г. №.
Отношения в области пользования животным миром регулируются нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире". Согласно статье 34 указанного закона юридические лица и граждане могут осуществлять пользование животным миром, в том числе посредством охоты. При этом пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром (статья 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов) в случаях осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях выдача охотнику разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 379 (далее - Порядок оформления и выдачи разрешений).
Пунктом 3 данного Порядка установлено положение, аналогичное закрепленному в части 1 статьи 31 названного выше Федерального закона.Действие Порядка оформления и выдачи разрешений распространяется, в частности, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 статьи 71 Закона об охоте (охотпользователь).
Пунктами 13, 13.1 - 13.3 Порядка оформления и выдачи разрешений установлено, что при личном представлении заявителем заявления охотпользователь, природоохранное учреждение в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления:
осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений;
оформляет разрешение и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении;
направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 названного Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
Протоколом об административном правонарушении Бабайлову А.И. вменяется нарушение п. 17 Порядка оформления и выдачи разрешений, который содержит следующее требований – «Отказ в выдаче разрешения направляется заявителю в следующих случаях». Данный пункт Порядка обязательных требований к составлению мотивированного отказа не содержит.
Согласно ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ - в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе событие административного правонарушения, в частности нормы закона, которые были нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Однако в протоколе об административном правонарушении не приведены нормы Порядка оформления и выдачи разрешений, содержащие обязательные требования к содержанию отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Соответственно состав правонарушения по делу не доказан.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, поскольку по делу имеются неустранимые на стадии пересмотра, сомнения в наличии состава административного правонарушения, решение по жалобе является законным и не подлежат отмене.
Доводы жалобы о наличии в действиях Бабайлова А.И. состава правонарушения несостоятельны, поскольку очевидно, что в протоколе об административном правонарушении не указана противоправность действий либо бездействий должностного лица.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене состоявшегося по настоящему делу решения, в жалобе не содержится.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших объективно и полно рассмотреть дело, либо повлекших нарушение прав участников производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы явиться основанием для отмены вынесенного по делу решения, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 КоАП РФ в отношении Бабайлова А. И. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.