Гр. дело №
(№)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 11 марта 2024 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Каримова Д.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Исковые требования ПАО «Т Плюс» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных издержек удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (паспорт гражданина РФ №) в пользу ПАО «Т Плюс» (ИНН 6315376946) задолженность по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, оказанных по адресу: <адрес>198 за период с апреля 2020 года по май 2021 года в размере 21 694,47 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 427 руб., всего 22 121 (двадцать две тысячи сто двадцать один) рубль 47 копеек.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО1 (паспорт гражданина РФ №) в доход бюджета государственную пошлину в размере 423 (четыреста двадцать три) рубля 83 копейки.
Расходы по проведению судебной финансово-экономической и бухгалтерской экспертизы оплатить ООО «РусОценка» (ИНН 6345020496) за счет средств федерального бюджета РФ через финансовую службу (бухгалтерию) Управления Судебного департамента <адрес> в сумме 50000 (пятьдесят) тысяч рублей.
Указанную сумму перечислить на расчетный счет по следующим реквизитам: получатель ООО «РусОценка» ИНН 6345020496/ КПП 632401001/ ОГРН 1106382000581, расчетный счет 40№, банк получатель: ФИЛИАЛ «НИЖЕГОРОДСКИЙ» АО «АЛЬФА-БАНК», кор. счет 30№, БИК банка 042202824»,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Т Плюс» обратилось к мировому судье судебного участка № Автозаводского судебного района <адрес> с иском к ФИО1 о взыскании с него задолженности по оплате отпущенной тепловой энергии и горячего водоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 21 694,47 руб. Дело направлено по подсудности мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>198. Истец в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») является исполнителем коммунальных услуг (энергоснабжающей организацией), обеспечивает снабжение тепловой энергией для бытового потребления квартиры по вышеуказанному адресу. Между сторонами соответствующий договор на снабжение тепловой энергией не заключался, однако услуги по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения вышеназванной квартиры, оказанные истцом, подлежат оплате в соответствие с действующим гражданским и жилищным законодательством РФ. Фактически потребляя коммунальные услуги, ответчик не исполняет обязанность по внесению платы за отпущенные ресурсы. В результате неоплаты ответчиком предоставленных коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за спорный период по лицевому счету ответчика № образовалась задолженность на вышеуказанную сумму. Расчет платы за отопление произведен в соответствие с пп. 3 п. 2 приложения № к Правилам №, расчет за горячее водоснабжение, при отсутствии приборов учета, произведен в соответствии с пп.1 п.4 приложения № к правилам №. Количество зарегистрированных лиц в квартире не применялся в расчет при определении платы за отопление. Истец своевременно направлял ответчику извещения (квитанции) об оплате коммунальных услуг, однако ответчик свою обязанность по их оплате не исполнил. Услуги по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения, оказанные истцом, подлежат оплате жителями непосредственно поставщику – ПАО «Т Плюс». Также истцом понесены судебные издержки на уплату государственной пошлины в размере 854 руб., которые подлежат взысканию с ответчика.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указав на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ФИО1 не явился, извещен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель истца ПАО «Т Плюс» не явился, извещен, представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц ГЖИ СО, ТСЖ "Жукова 22" не явились, извещены.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Мировым судьей установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение с кадастровым номером №:3083, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1.
Оказание услуг по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> осуществляет ПАО "Т Плюс". По решению собственников многоквартирного дома М. Жукова, 22, данный дом переведен на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с ПАО «Т Плюс», что подтверждается протоколом № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 5,6 повестки дня). Фактически решение собственников о переходе на прямые договора реализовано с ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается сторонами и следует из пояснений истца. Начисления собственникам помещений МКД по оплате горячего водоснабжения и отопления производятся истцом также с ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный дом оснащен общедомовым прибором учета (ОДПУ) и расчет коммунальных услуг по отоплению производится в течение календарного года, что следует из выставленных в адрес ответчика квитанций на оплату ЖКУ. Индивидуальные приборы учета в спорном жилом помещении за спорный период отсутствовали, что не оспаривается ответчиком.
Непосредственный договор на предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению между поставщиком указанных коммунальных ресурсов ПАО "Т Плюс" и потребителем (собственником) жилого помещения, не заключался.
Ответчику для расчетов с ПАО "Т Плюс" по оплате ЖКУ открыт лицевой счет N №. Из выписки по лицевому счету по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком числится задолженность в размере 21 694,47 руб., из которой 15293,77 руб. – по отоплению и 6400,70 руб. – по горячему водоснабжению. Оплаты ответчиком не производились (т.1 л.д.134-136).
Согласно акту о непроживании собственника и других лиц в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного собственником квартир 197 и председателем ТСЖ «Жукова 22» ответчик не проживает в <адрес> 2018 года (т. 2 л.д. 150).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу частей 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 157.2 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, т.е. принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с п. 4 Правил, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Следовательно, поскольку истец является гарантирующим поставщиком тепловой энергии, а ответчик - собственником жилого помещения и потребителем поставляемых ЖКУ, на основании решения общего собрания собственников МКД о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в отсутствие сведений о недействительности данного решения собственников, он обязан с ДД.ММ.ГГГГ нести расходы по оплате коммунальных услуг, которые потребляет, независимо от наличия либо отсутствия заключенного в письменной форме договора с энергоснабжающей организацией непосредственно данной организации.
Как следует из искового заявления, ПАО "Т Плюс" произвело расчет суммы задолженности ответчика за потребление тепловой энергии и горячего водоснабжения за спорный период в соответствии с пп.3 п.2 приложения № Правил и в соответствии с пп.1 п.4 приложения № Правил № предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354.
В ходе судебного разбирательства в качестве специалиста мировым судьей был допрошен ФИО4 – руководитель отдела расчетов ОДПУ в ПАО «Т Плюс», который пояснил, что обсуждаемый МКД имеет общедомовой прибор учета, который учитывает общую тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения. Начисление за отопление осуществляется равными долями в течение календарного года с последующей корректировкой в 1 квартале следующего года. Принимая показания ОДПУ по дому, вычитается объем тепловой энергии, затраченной на обогрев воды, и остается количество тепловой энергии, затраченной на отопление, который идет в расчет годового калькулятора. Расчет ГВС производится исходя из норматива на подогрев, т.е. утвержденный коэффициент – 0,068. Для тех собственников, которые не подали показания ИПУ, расчет производится по среднему потреблению, а после 3-х месяцев отсутствия показаний ИПУ – по нормативу. Значение для расчетов также имеет общая площадь всех жилых и нежилых помещений. В тепловых отчетах и отчетах о суточных параметрах в графе Т1 указан объем ресурса, затраченный на отопление, в графе Т2 – объем на ГВС.
По гражданскому дела, мировым судьей была назначена финансово-экономическая и бухгалтерская судебная экспертиза, порученная ООО «РусОценка» с целью проверки произведенного ПАО «Т Плюс» расчета платы за поставленные коммунальные ресурсы по тепловой энергии и горячему водоснабжению в жилое помещение ответчика с предоставлением в распоряжение экспертов материалов гражданского дела.
Согласно заключению эксперта № по гражданскому делу № следует, что в квитанциях на оплату за спорный период обнаружены неподтвержденные значения показателей, применяемых для расчета платы за коммунальные ресурсы, соответственно, итоговые начисления не могут быть правильными. В результате недостоверных данных в произведенных расчетах, а также в связи с отсутствием перерасчета за период не предоставления услуги водоснабжения, по жилому помещению № л/с № не доначислено коммунальных платежей в размере 740,34 руб. Указанные выводы сделаны экспертом в результате расчета платы по каждой коммунальной услуге.
По итогам исследования, эксперт пришел к выводу, что плата за оба коммунальных ресурса, отраженная в платежных документах ПАО «Т Плюс» по лицевому счету № меньше на 740,34 руб., чем рассчитано экспертом.
В заседании суда первой инстанции эксперт ФИО5 подробно разъяснила порядок своих расчетов с указанием из материалов дела данных и значений, которые использовались ею для производства экспертизы, ответила на вопросы мирового судьи и представителя ответчика. Пояснила, что проводила экспертизу по поручению ООО «РусОценка» на основании заключенного между ней как индивидуальным предпринимателем и ООО «РусОценка» гражданско-правового договора, в штате экспертного учреждения не состоит.
Представитель ответчика ходатайствовал о признании данного заключения недопустимым доказательством по делу, полученным с нарушением закона и не имеющего юридический силы (т.4 л.д.19-22) ввиду того, что экспертиза проведена не порученному судом экспертному учреждению, а экспертом ФИО5, не состоящей в штате ООО «РусОценка», являющейся индивидуальным предпринимателем и проводившая экспертизу на основании гражданско-правового договора с ООО «РусОценка». Экспертом нарушены положения ст. 16 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», поскольку она не имела права принимать поручение от ООО «РусОценка» о производстве экспертизы, а также собирать самостоятельно материалы для производства экспертизы, как то выписку из ЕГРН, достоверность которой судом не проверялась.
Изучив экспертное заключение, мировой судья согласилась с доводами представителя ответчика о недопустимости заключения эксперта в качестве доказательства по делу, так как в силу ст. 84 ГПК РФ производство экспертизы поручается судом конкретным экспертам, которых суд предупреждает об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, или экспертной организации, руководитель которой определяет, кому из экспертов этой организации поручить производство экспертизы, и предупреждает их об указанной выше уголовной ответственности. В данном случае производство экспертизы было поручено судом ООО «РусОценка», а не эксперту ФИО5, которая не состоит в штате указанной экспертной организации. С ходатайством о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, ООО «РусОценка» к мировому судье не обращалось.
Учитывая необходимость проверки расчета задолженности по настоящему делу, а также наличие противоречивых данных относительно площади всех жилых помещений МКД, используемых ПАО «Т Плюс» в отсутствие законного обоснования применения тех или иных значений (в платежных документах (счетах) за коммунальные услуги за горячее водоснабжение и отопление общую площадь жилых помещений в многоквартирном доме за период с апреля 2020 года по август 2020 года - 16 135,90 м2, за период с сентября 2020 года по октябрь 2020 года - 16 197,96 м2, а период с ноября 2020 года по май 2021 года -16 258,56 м2.), мировым судьей для проверки расчета были приняты во внимание площадь жилых помещений спорного многоквартирного дома, содержащаяся в открытом доступе на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, которая составляет 16453,95 кв.м. (<данные изъяты>), письменные пояснения истца относительно расчета платы за ЖКУ, имеющиеся в материалах дела, а также пояснения специалиста ФИО4
В силу п.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" информация, содержащаяся в системе, является официальной и составляет государственный информационный ресурс в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Так, при проверке расчета по отоплению мировой судья пришел к выводу о том, что необходимо руководствоваться формулой 3 Приложения № к Правилам 354, учитывая, что начисления по отоплению осуществлялись в течение календарного года с применением среднемесячного показателя, рассчитанного на основании фактических показании ОДПУ за предыдущий год ввиду оборудования МКД общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии и отсутствия ИПУ на отопление во всех жилых помещениях.
В силу п. 3 Приложения № к Правилам № размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный по
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчетный показатель Vi, применяемый в формуле 3 Приложения 2 к Правилам №, подразумевает среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный код. В случае отсутствия показаний ОДПУ за предыдущий год, данная величина потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В рассматриваемом МКД действует зависимая схема отопления и открытая схема горячего водоснабжения (ГВС). Учет тепловой энергии осуществляется на общем вводе и в контуре ГВС. Таким образом, для расчета фактического объема потребления тепловой энергии на нужды отопления из показаний ОДПУ надлежит вычесть объем потребления на нужды ГВС, рассчитанный с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Данные показатели взяты из тепловых отчетов и отчетах о суточных параметрах.
Пример расчета за январь 2019 г.:
529,331-1140,767*0,068 = 451,7588. Окончание отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ. Ежемесячный расчет за 2019 год приведен ниже по аналогии
Месяц,год | Показания ОДПУ - тепловая система 1, Гкал | Показания ОДПУ - тепловая система 2, Масса ХОВ (ГВС), т | Нормативрасходатепловойэнергии* | Рассчитанный объем тепловой энергии на отопление, Гкал |
янв.19 | 529,331 | 1140,767 | 0,068 | 451,7588 |
фев.19 | 550,399 | 1105,154 | 0,068 | 475,2485 |
мар.19 | 410,535 | 1013,732 | 0,068 | 341,6012 |
апр.19 | 348,058 | 1086,787 | 0,068 | 274,1565 |
май-сент.19 | 0,0000 | |||
окт.19 | 294,54 | 789,163 | 0,068 | 240,8769 |
ноя.19 | 398,282 | 891,683 | 0,068 | 337,6476 |
дек.19 | 495,885 | 960,747 | 0,068 | 430,5542 |
ИТОГО за 2019 год: | 2551,8438 | |||
Расчет среднемесячного объема: | = 2551,8438 Гкал / 12 мес = 212,65365 Гкал | Расчет среднемесячного объема на 1 кв.м=212,65365 / 16453,95 =0,0129 Гкал/кв.м |
* норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях согласно приложению 1 к Приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 119
Пример расчета за январь 2020 г.:
525,87-1003,293*0,068 = 457,6461. Окончание отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ
Ежемесячный расчет за 2020 год приведен ниже по аналогии
Месяц,год | Показания ОДПУ - тепловая система 1, Гкал | Показания ОДПУ - тепловая система 2, Масса ХОВ (ГВС), т | Нормативрасходатепловойэнергии* | Рассчитанный объем тепловой энергии на отопление, Гкал |
янв.20 | 525,87 | 1003,293 | 0,068 | 457,6461 |
фев.20 | 463,355 | 1036,92 | 0,068 | 392,8444 |
мар.20 | 389,219 | 1036,915 | 0,068 | 318,7088 |
апр.20 | 327,917 | 1075,08 | 0,068 | 254,8116 |
май.20 | 51,54 | 154,68 | 0,068 | 41,0218 |
июнь-сент.20 | 0,0000 | |||
окт.20 | 181,423 | 463,696 | 0,068 | 149,8917 |
ноя.20 | 442,291 | 928,243 | 0,068 | 379,1705 |
дек.20 | 495,283 | 978,59 | 0,068 | 428,7389 |
ИТОГО за 2020 год: | 2422,8336 | |||
Расчет среднемесячного объема: | = 2422,8336 Гкал / 12 мес = 201,9028 Гкал | Расчет среднемесячного объема на 1 кв.м:201,9028/16453,95 = 0,0123 Гкал/кв.м |
Расчет стоимости коммунальной услуги за отопление в период с апреля 2020 г. по май 2021 г. на основании рассчитанных среднемесячных объемов потребления тепловой энергии по фактическим показаниям ОДПУ за 2019 г. - 0,0129 Гкал/кв.м и за 2020 г. - 0,0123 Гкал/кв.м, а также следующих показателей:
общая площадь жилого помещения № = 64,40 кв.м;
тариф на тепловую энергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 1554,00 руб. / Гкал;
тариф на тепловую энергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 1610,40 руб. / Гкал. Соответственно, ежемесячный размер платы за коммунальную услугу по отоплению равен: с апреля 2020 г. по июнь 2020 г. Pi = 0,0129*64,4*1554 = 1291,00 руб.
с июля 2020 г. по декабрь 2020 г. Pi = 0,0129*64,4*1610,40 = 1337,86 руб. с января 2021 г. по май 2021 г. Pi = 0,0123*64,4*1610,40 = 1275,63 руб.
Таким образом, за анализируемый период с апреля 2020 по май 2021 стоимость коммунальной услуги по отоплению составила 18278,41 руб. (1291 * 3 мес +1337,86*6 мес + 1275,63 * 5 мес).
Согласно п. 3(4) Раздела I Приложения 2 к Правилам № размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле:
Pi = Pkpi - Pnpi,
Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i- м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1708)
Pnpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год. (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1708)
В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил №, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов. Таким образом, по жилому помещению № ФИО1 л/с № расчет размера годовой корректировки по отоплению за 2020 год следующий:
Фактическая стоимость тепловой энергии, потребленной на отопление в МКД по показаниям ОДПУ за 2020 год составила 2002167,75 руб. В расчет годовой корректировки не были включены объемы за январь-март 2020г., так как МКД перешел с ДД.ММ.ГГГГ на прямые договора с РСО, соответственно, расчет корректировки за указанный период осуществляет ТСЖ.
Размер корректировки за 2020 год на все жилые помещения МКД составил -767370,45 руб. = 2002167,75 руб. - 2769538,20 руб. (начислено по жилым помещениям МКД в 2020 году по данным из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № Самарского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс», действующего от имени и в интересах ПАО «Т Плюс» на основании Агентского договора, на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ №).
Размер корректировки с квадратного метра: -46,64 = -767370,45/16453,95 кв.м Соответственно, исходя из площади в 64,4 кв.м размер годовой корректировки по отоплению за 2020 год по жилому помещению № составил -3003,62 руб. = -46,64руб. * 64,40 кв.м.
В результате всех расчетов размер платы за коммунальную услугу по отоплению по лицевому счету № за период с апреля 2020 г. по май 2021 г. составил 15274,79 руб. (18278,41 – 3003,62), что на 18,98 руб. (15293,77-15274,79) больше итоговой суммы начислений, отраженных по строке «Отопление» в выписке из лицевого счета ответчика за рассматриваемый период. |
При проверке расчета горячего водоснабжения мировой судья руководствовался порядком расчета, установленным абз. 6 п. 38 Правил № и разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по применению Правил № (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №-ОО/04, приказ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), поскольку спорный МКД имеет открытую систему теплоснабжения (горячего водоснабжения) и тарифы устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию, стоимость которых при расчете должны суммироваться. ИПУ на ГВС в жилом помещении ответчика в спорный период отсутствовали, что им не оспаривалось. При этом мировым судьей учтены положения п. 56(2) Правил, согласно которым при отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении граждан, объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Кроме того, исключению из расчета подлежат периоды, в которых услуга не предоставлялась в связи с гидравлическими испытаниями тепловой сети и ремонтом после испытаний с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Представителем истца подтверждено в ходе судебного разбирательства, что данные периоды не были исключены им при расчете платы за горячее водоснабжение. Обращений ответчика в спорный период к истцу с заявлением произвести перерасчет коммунальной услуги по ГВС мировому судье не представлено. Порядок и условия перерасчет ГВС регламентирован п. 86, 86(1) Правил 354, которые допускают такой перерасчет при условии отсутствия более 5 дней потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке. Поскольку в материалы дела не предоставлено доказательств отсутствия технической возможности установки приборов учета ГВС в спорном жилом помещении, факт обращения ответчика с заявлением о перерасчете к истцу в 2023 году не может быть принят судом во внимание и повлиять на расчет ГВС за спорный период.
МКД, в состав которого входит выше указанное жилое помещение, имеет открытую систему теплоснабжения, подключен к централизованной системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) и оборудован общедомовыми приборами учета, о чем свидетельствуют представленные в материалах дела помесячные отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснения по применению Правил № дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Минстрой России).
В письме от ДД.ММ.ГГГГ №-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Разделом VII приложения 2 к Правилам № установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, определяется по формулам 23, 23(1), которые содержат величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В рассматриваемом случае указанная величина рассчитывается как произведение объема потребления горячей воды по нормативу (3,24 м3) согласно приложению № к приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (0,068 Гкал на 1 м3) согласно приложению № к приказу министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
КомпонентГВС | Теплоноситель | |||||
Расчетный месяц, год | Объем(кол-во)всего | Тариф | Начислено | С учетом Повыш. коэф-та (1,5), руб. | Перерасчет, руб. | Итого, руб. |
апр.20 | 3,24 | 37,55 | 121,66 | 182,49 | 182,49 | |
май.20 | 3,24 | 37,55 | 121,66 | 182,49 | 182,49/31*4 = 23,55 | 158,95 |
июн.20 | 3,24 | 37,55 | 121,66 | 182,49 | 182,49 | |
июл.20 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
авг.20 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
сен.20 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
окт.20 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
ноя.20 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
дек.20 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
янв.21 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
фев.21 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
мар.21 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
апр.21 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177,00 | |
май.21 | 3,24 | 36,42 | 118,00 | 177,00 | 177/31*6= 34,26 | 142,74 |
Итого: | 2494,49 | -57,81 | 2436,68 |
КомпонентГВС | Тепловая энергия | ||||
Расчетный месяц, год | Объем (кол-во), всего (3,24*0,068) | Тариф | Начислено | Перерасчет, руб. | Итого,руб. |
апр.20 | 0,22032 | 1554,00 | 342,38 | 342,38 | |
май.20 | 0,22032 | 1554,00 | 342,38 | 342,38/31*4 = 44,18 | 298,20 |
июн.20 | 0,22032 | 1554,00 | 342,38 | 342,38 | |
июл.20 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
авг.20 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
сен.20 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
окт.20 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
ноя.20 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
дек.20 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
янв.21 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
фев.21 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
мар.21 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
апр.21 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80 | |
май.21 | 0,22032 | 1610,40 | 354,80 | 354,80/31*6 = 68,67 | 286,13 |
Итого: | 4929,97 | -112,85 | 4817,12 |
Итого за рассматриваемый период с апреля 2020 г. по май 2021 года включительно плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению составила 7253,80 руб. (2436,68+4817,12), что на 853,1 руб. (7253,80 руб. - 6400,70 руб.) больше итоговой суммы начислений, отраженных в выписке из лицевого счета № по жилому помещению.
Таким образом, рассчитанная плата за коммунальные ресурсы по отоплению и горячему водоснабжению по жилому помещению № ФИО1 за период с апреля 2020 по май 2021 включительно составила 22 528,59 руб. (15274,79 руб.+7253,80руб.), что на 834,12 руб. (22528,59-21694,47) больше заявленных истцом исковых требований.
При изложенных обстоятельствах, установив неисполнение ФИО1 обязанности по оплате за отопление и горячее водоснабжение, мировой судья пришел к праивльному выводу об удовлетворении требования истца на сумму 21694,47 руб. с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Довод представителя ответчика о нарушении истцом правил предоставления коммунальных услуг, выраженных в отсутствие размещения информации о праве потребителя обратиться за установкой приборов учета в организации, которые обязаны предоставить рассрочку по оплате услуг на установку приборов учета, а также сведения о таких организациях, не освобождает ответчика от исполнения обязанности по оплате коммунальных услуг.
Отклоняя довод ответчика о направлении в адрес суда документов Энергосбытплюс - лицом, не являющимся участником спора, мировой судья указал, что в материалы дела представлены агентские договоры от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные между ПАО «Т Плюс» и АО «ЭнергосбыТ Плюс», в соответствии с которыми АО «ЭнергосбыТ Плюс» обязуется за вознаграждение и по поручению ПАО «Т Плюс» совершать от имени и за счет ПАО «Т Плюс» юридические и иные значимые действия, связанные с осуществлением ПАО «Т Плюс» деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствие с перечнем действий, предусмотренных приложением № к настоящему Договору. При этом пунктом 11.2 Приложения № к договору предусмотрены полномочия АО «ЭнергосбыТ Плюс» на предоставление информации и документов, предоставление которых является обязательным для ПАО «Т Плюс», включая информацию и документы, которые запрашиваются полномочными органами и (или) лицами.
Руководствуясь положениями ст. 88, ч. 2 ст. 96, ст. 98 ГПК РФ мировой судья правильно распределил понесенные сторонами, а также экспертным учреждением делением судебные издержки.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности расчетов исходя из площади помещений, взятой на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, со ссылкой на положения пункта 4 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491, согласно которому в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку они основаны на субъективном толковании норм материального права, поскольку указанная норма регулирует вопрос определения площади общего имущества МКД. Сославшись на п. 1 ст. ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" суд правоверно принял во внимание площадь жилых помещений, размещенную на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Указанные сведения в силу п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона размещаются в системе ГИС ЖКХ в автоматизированном режиме.
Доводы стороны ответчика о несогласии с расчетом истца с указанием на то, что ответчик не мог представить свой контррасчет, поскольку истцом не был представлен подробный пошаговый расчет начисленной платы за коммунальные услуги, несостоятельны, истцом помимо расчета задолженности давались письменные разъяснения по поводу начисления платы с предоставлением тепловых отчетов и отчетов о суточных параметрах.
Доводам жалобы о том, что в платежных документах не были указаны реквизиты исполнителя, а также, что платёжные документы предоставлялись не исполнителем, а иным лицом, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку, как было установлено мировым судьей, между ПАО «Т Плюс» и АО «ЭнергосбыТ Плюс» были заключены агентские договоры от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми АО «ЭнергосбыТ Плюс» обязуется за вознаграждение и по поручению ПАО «Т Плюс» совершать от имени и за счет ПАО «Т Плюс» юридические и иные значимые действия, связанные с осуществлением ПАО «Т Плюс» деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствие с перечнем действий, предусмотренных приложением № к Договору. При этом пунктом 11.2 Приложения № к договору предусмотрены полномочия АО «ЭнергосбыТ Плюс» на предоставление информации и документов, предоставление которых является обязательным для ПАО «Т Плюс», включая информацию и документы, которые запрашиваются полномочными органами и (или) лицами.
Доводы о несогласии с распределением судебных расходов, а именно со взысканием денежных средств за счет бюджета в пользу экспертного учреждения, противоречат положениям ст. 88, ч. 2 ст. 96, ст. 98 ГПК РФ, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали доводы суда, поскольку по существу выражают лишь несогласие с принятым решением, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и основаны на субъективном и неправильном толковании заявителем норм материального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального права судом первой инстанции не допущено.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> мирового судьи судебного участка № Центрального судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий Д.С. Каримов
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.03.2024г.
Председательствующий Д.С. Каримов