Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-535/2024 (2-5842/2023;) ~ М-5083/2023 от 01.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Махачкала                                                               4 апреля 2024 года

    Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:

    председательствующего судьиШихгереева Х.И.

    при ведении протокола секретарем судебного заседания Алиевой К.З.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании от 4 апреля 2024 года

с участием

ФИО2 - помощника прокурора <адрес>

    ФИО3 – представителя Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>»,

    ФИО4- представителя МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>»,

    гражданское дело (УИД 05RS0-64) по иску заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования в лице Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» к ООО «Дагпетрол», Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о (об):

                                                                                                                                                                                                                                                                -признании незаконным действий ООО «Дагпетрол», выразившихся в самозахвате земельного участка площадью 193 кв.м., прилагающего к земельному участку площадью земельному участку площадью 880 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:7498, расположенному по адресу: <адрес> «Д»,

                                                                                                                                                                                                                                                                -возложении на ООО «Дагпетрол» обязанность освободить незаконно (самовольно) занятый им земельный участок площадью 193 кв.м., прилагающий к земельному участку площадью 880 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:7498, расположенному по адресу: <адрес> «Д», путем демонтажа установленного рекламного информационного табло, и привести его в первоначальное состояние,

                                                                                                                                                                                                                                                                -признании незаконным бездействия Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившегося в непринятии мер по понуждению ООО «Дагпетрол» к освобождению самовольно занятого земельного участка муниципальной собственности,

                                                                                                                                                                                                                                                                -возложении на Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» обязанности осуществить снос (демонтаж) рекламного информационного табло с последующим возмещением расходов по сносу (демонтажу) указанного табло в случае непринятия ООО «Дагпетрол» мер по сносу (демонтажу) табло за свой счет в течении месяца со дня вступления решения законную силу,

                                                                                                                                                                                                                                                                УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования в лице Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» обратился в суд с иском к ООО «Дагпетрол», Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» о (об):

                                                                                                                                                                                                                                                                -признании незаконным действий ООО «Дагпетрол», выразившихся в самозахвате земельного участка площадью 193 кв.м., прилагающего к земельному участку площадью земельному участку площадью 880 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:7498, расположенному по адресу: <адрес> «Д»,

                                                                                                                                                                                                                                                                -возложении на ООО «Дагпетрол» обязанность освободить незаконно (самовольно) занятый им земельный участок площадью 193 кв.м., прилагающий к земельному участку площадью 880 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:7498, расположенному по адресу: <адрес> «Д», путем демонтажа установленного рекламного информационного табло, и привести его в первоначальное состояние,

                                                                                                                                                                                                                                                                -признании незаконным бездействия Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившегося в непринятии мер по понуждению ООО «Дагпетрол» к освобождению самовольно занятого земельного участка муниципальной собственности,

                                                                                                                                                                                                                                                                -возложении на Администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» обязанности осуществить снос (демонтаж) рекламного информационного табло с последующим возмещением расходов по сносу (демонтажу) указанного табло в случае непринятия ООО «Дагпетрол» мер по сносу (демонтажу) табло за свой счет в течении месяца со дня вступления решения законную силу,

В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой <адрес> в рамках анализа целевого использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием проведена проверка законности занятия земельного участка по <адрес>«д» <адрес>, находящегося в муниципальной собственности, установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости за ООО «Дагпетрол» зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 885 кв.м. с кадастровым номером 05:40:00039:1810 по адресу: <адрес>«д» с видом разрешенного использования «под строительство автозаправочной станции», согласно сведениям публичной кадастровой карты фактически используемая для нужд автозаправочной станции ООО «Дагпетрол» площадь земельного участка составляет 1073 кв.м., т.е. на 193 кв.м больше, чем ему принадлежит, на которых установлено рекламное информационное табло, а пешеходная тротуарная часть используется под заезд на заправку и парковку автотранспорта для нужд заправки, фактически из-за этого пешеходная тротуарная часть на всем протяжении прилегающего земельного участка с кадастровым номером 05:40:00039:1810 отсутствует, эти обстоятельства подтверждены актом выездного обследования Управлением имущественных и земельных отношений Администрации городского округа с внутригородским делением от ДД.ММ.ГГГГ , ООО «Дагпетрол» не имеет правовых оснований для занятия названного участка, земельный участок в аренду ответчику не предоставлялся, возведенное на земельном участке муниципальной собственности информационное табло имеет признаки недвижимости, подлежит демонтажу как самовольно возведенное сооружение, Администрация <адрес> не предпринимает какие-либо действия по возврату земельного участка в собственность муниципального образования, чем нарушаются права граждан на благоприятную среду проживания и не обеспечивается сохранность земель муниципальной собственности.

В судебном заседании ФИО2 - помощник прокурора <адрес> поддержала заявленные требования в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.

ФИО3 – представитель Администрации <адрес> и ФИО4- представитель УИЗО Администрации <адрес> требования прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации <адрес>, выразившегося в непринятии мер по понуждению ООО «Дагпетрол» к освобождению самовольно занятого земельного участка муниципальной собственности, не признали, просили в этой части отказать, поскольку сам иск прокурора основан на материалах, собранных органами местного самоуправления, в остальной части требования прокурора поддержали, просили удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.

Согласно отчету отслеживания отправления с почтовым идентификатором судебное извещение до места нахождения ООО «Дагпетрол», которое является местом вручения, доставлено ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ возвращено в суд по истечении срока хранения.

В соответствии с положениями статьи 165.1 ГК РФ и Правил оказания услуг почтовой связи и правовой позицией, выраженной в пунктах 63 и 67-68 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ООО «Дагпетрол» (в лице генерального директора, которому адресовано извещение) считается надлежаще извещенным о времени рассмотрения дела.

Однако, представитель ООО «Дагпетрол» своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах неявки представителя в суд не сообщило, не просило отложить судебного заседание или рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Поэтому, на основании статьи 233 ГПК РФ суд перешел к рассмотрению дела в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.

Выслушав объяснения представителей прокуратуры, Администрации <адрес> и УИЗО Администрации <адрес>, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ООО «Дагпетрол» является собственником земельного участка площадью 885 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:1810 по адресу: <адрес>«д».

Установлено также, что на этом земельном участке ООО «Дагпетрол» построена и эксплуатируется АЗС по реализации топлива для заправки транспортных средств.

В судебном заседании установлено, что за пределами границ указанного земельного участка установлено информационное табло, содержащее сведения о автозаправочной станции и ценах на топливо.

Кроме того установлено, что за пределами границ участка с кадастровым номером 05:40:000039:1810 прилегающая к заправочной станции территория, которая является одновременно территорией, прилегающей к проезжей части улицы по <адрес>, замощена тротуарной плиткой.

Прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования в лице Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» заявлены требования о:

                                                                                                                                                                                                                                                                -признании незаконными действий ООО «Дагпетрол», выразившихся в самозахвате земельного участка площадью 193 кв.м., прилагающего к земельному участку площадью земельному участку площадью 885 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:1810, расположенному по адресу: <адрес> «Д»,

                                                                                                                                                                                                                                                                -возложении на ООО «Дагпетрол» обязанность освободить незаконно (самовольно) занятый им земельный участок площадью 193 кв.м., прилагающий к земельному участку площадью 885 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:1810, расположенному по адресу: <адрес> «Д», путем демонтажа установленного рекламного информационного табло, и привести его в первоначальное состояние.

В обоснование своих требований он указал, что указанная территория, прилегающая к автозаправочной станции, этой станцией, собственником которого является ответчик, на всей ее протяженности в отсутствие законных оснований фактически используется для нужд автозаправочной станции, установив на ней рекламное информационное табло, и для заезда автотранспорта на территорию станции для заправки, а также парковки автотранспорта.

Ответчик ООО «Дагпетрол» (в лице его генерального директора ФИО5), извещенное о времени рассмотрения дела, не направило в суд своего представителя, о причинах неявки представителя суду не сообщило.

Статья 39.36 ЗК РФ регулирует использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного закона рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В силу положений части 2 статьи 19 этого Закона рекламная конструкция признается конструкция, которая используется исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.

Сведения о автозаправочной станции и ценах на топливо, реализуемое на данной автозаправочной станции, размещаемые на указанном выше информационном табло, не носит рекламного характера, поскольку эта информация не размешается в целях формирования или поддержания интереса к объекту, о котором размещается информация, или его продвижения на рынке, данная реклама носит информационный характер о самой станции и ценах, по которым на данной станции продается топливо для заправки автомобилей.

Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1-2 и 3.1 этой статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Виды указанных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Пунктом 8 указанного Перечня предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки, отнесены к видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Ни статья 39.36 ЗК РФ, ни названное постановление Правительство РФ не урегулировали порядок и условия размещения этих объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отсутствие решения о предоставлении земельного участка для этих целей без вынесения решения о предоставлении земельных участков.

В то же время пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия размещения указанных объектов на территории Республики Дагестан урегулированы Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 95 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Пунктом 2 этого Порядка предусмотрено, что размещение объектов на земельных участках без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется в отношении земельных участков, не предоставленных на каком-либо праве гражданам или юридическим лицам, при условии, что размещение объектов не приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования, установленного на основании классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В соответствии с пунктом 3 Порядка размещение объектов осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена.

При этом размещение объекта на участке является возможным в случае, если его размещение не противоречит документам территориального планирования и градостроительного зонирования, землеустроительной документации и не препятствует дальнейшему использованию земель или земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования таких земель или земельного участка (пункт 6 Порядка).

Из пунктов 7 и 8 Порядка следует, что инициатором выдачи разрешения на размещение объекта является Физическое или юридическое лицо, которые подают в уполномоченный орган либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление, в котором помимо других сведений указываются предполагаемое место размещения объектов (адресные ориентиры), обоснование их размещения на планируемом земельном участке, а также размер площади земельного участка (его части), необходимой для размещения объектов, с приложением к этому заявлению схемы границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель или земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости) - в случае отсутствия сведений о данном участке в государственном кадастре недвижимости.

Согласно пунктам 13 и 17 Порядка на основании указанного заявления уполномоченный на то орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения, а в случае выдачи разрешения уполномоченный орган направляет копию разрешения с приложением схемы границ предполагаемых к использованию в целях размещения объектов земель или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, по <адрес>.

Из этих норм права следует, что право на размещение информационного табло у владельца (собственника) автозаправочной станции возникает тогда, когда уполномоченным органом местного самоуправления принимается решение о выдаче разрешения на размещения объекта, притом на земельном участке, который подлежит индивидуализации путем составления соответствующей схемы с указанием земельного участка и координат характерных точек границ его территории и представления указанного решения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора, в <адрес>.

В судебном заседании установлено, что ООО «Дагпетрол» информационное табло АЗС в районе земельного участка площадью 885 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:1810, расположенного по адресу: <адрес> «Д», размещено в отсутствие такого разрешения на его размещение.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» издано в развитие положений статьи 39.36 ЗК РФ.

Статья 39.36, которая регулирует использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, была введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем и утвержден названный Перечень.

Сам объект- автозаправочная станция был введен в эксплуатацию, как это следует из материалов дела, приблизительно в 2006 году.

До этого времени земельное законодательство не предусматривало возможность использования, в том числе и собственниками (владельцами) автозаправочных станций, земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков из земель государственной собственности, право собственности на которые не разграничена, в отсутствие решения уполномоченного органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, в том числе и нужд автозаправочных станций.

Как указано выше, информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, не относится к рекламе (подпункт 2 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, предоставляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что объектами дорожного сервиса признаются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Как видно из приведенных норм права, они устанавливают обязанности органов власти, в том числе и органов местного самоуправления, по принятию мер по обустройству автомобильных дорог определенными объектами сервиса, в том числе путем организации работы по строительству таких объектов, однако, из них не следует, что органы власти должны допускать размещение информационных табло об объектах сервиса, в частности, об автозаправочных станциях, с нарушением требований нормативов проектирования, строительства и генеральных схем размещения указанных объектов.

Это означает, что к обязанностям органов власти относится обустройство дорог объектами дорожного сервиса, обеспечив создание таких объектов и установив соответствующие знаки, указывающие на эти объекты сервиса.

Иные обязанности органов власти из этих законов не вытекают.

Отсюда следует, что в обязанности органов власти, в том числе и органов местного самоуправления относительно дорог местного значения, по обустройству объектов сервиса не входит обеспечение информационных табло для конкретной автозаправочной станции, в их обязанности входит обеспечение потребителей информацией о месте нахождения автозаправочной станции.

В этих Правилах отсутствуют иные положения об обязанностях органов власти обеспечивать информацию об автозаправочных станциях.

Поэтому, из указанных норм закона и правил вытекает, что иная информация, которая необходима для потребителей, должна обеспечиваться физическими и юридическими лицами- собственниками (владельцами) автозаправочных станций.

Это не освобождает органы власти от обязанности предоставления физическим и юридическим лицам- собственникам (владельцам) автозаправочных станций возможности реализовать свои права и обязанности, а именно, устанавливать в установленном порядке и местах информацию, которая необходима для потребителей, т.е. сведения о самой автозаправочной станции и ценах на топливо.

Однако, из совокупности приведенных норм вытекает, что физические и юридические лица- собственники (владельцы) автозаправочных станций в период введения в ЗК РФ статьи 39.36 обращаться в уполномоченные с заявлениями о предоставлении земельных участков под информационные табло, а после введения в ЗК РФ статьи 39.36 в силу приведенных выше Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1300 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» и Порядка и условий, утвержденных Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 95 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», совершать действия, направленные на реализацию своих обязанностей по установлению у въезда на автозаправочные станции информационные сооружения, содержащие сведения об автозаправочной станции и ценах на топливо, получив на это соответствующее разрешении е на размещение объекта на земельном участке муниципальной собственности, или на земельном участке из земель, собственность на которые не разграничены.

Однако, как установлено выше, ни в том, ни в другом порядке такие решения органами местного самоуправления не принимались.

В судебном заседании исследованы снимки места размещения информационного табло АЗС.

Из этих снимков следует, что информационное табло установлено за пределами земельного участка с кадастровым номером 05:40:000039:1810, расположенного по адресу: <адрес> «Д», а на тротуаре установлены ограждения, характерные для автозаправочных станций, установив таким образом, препятствия для пешеходов.

Подобное размещение информационного табло и использование территории общего пользования (тротуара) для целей автозаправочной станции явно нарушает права неопределенного круга лиц, которым указанным расположением табло и ограждений созданы и создаются явные неудобства и препятствия в использовании территории земли общего пользования, предназначенной под тротуар.

Это обстоятельство приводит суд к выводу о том, что данный объект капитального строительства (из фотоснимков видно, что данный объект имеет прочную связь с землей) не может быть сохранен, поскольку нарушает права неопределенного круга лиц.

Из исследованных в судебном заседании снимков следует, что эта территория, прилегающая к территории участков ответчика, замощена тротуарной плиткой, однако, на этой территории установлены ограждения, которые не должны устанавливаться на тротуарах.

Поэтому, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Прокурором заявлены требования о признании незаконным бездействия Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», выразившегося в непринятии мер по понуждению ООО «Дагпетрол» к освобождению самовольно занятого земельного участка муниципальной собственности.

Администрация <адрес> не признала эти требования, пояснив, что все обстоятельства, исходя из которых прокурор подал иск, установлены материалами, подготовленными работниками органа местного самоуправления, кроме того, выявлять одновременно все нарушения требований земельного законодательства, допущенные на территории города, не является реальным, органами земельного контроля выявляются нарушения и Администрация <адрес> принимает меры к их устранению, т.е. Администрация не бездействует, в принимает меры к устранению нарушений земельного законодательства.

Эти доводы Администрации <адрес> прокурором не опровергнуты.

Кроме того, как основание требований о незаконности бездействия Администрации <адрес> прокурора указан только сам факт неподачи настоящего иска к ООО «Дагпетрол» самой Администрацией <адрес>, не приводя какие-либо обстоятельства, связанные с проведением Администрацией <адрес> работы по выявлению этого факта.

Поэтому, суд также считает, что единственный факт не обращения Администрации <адрес> в суд с иском к ООО «Дагпетрол» по данному факту, когда сам иск прокурора основан на материале, собранном органом местного самоуправления, не может свидетельствовать о бездействии Администрации <адрес> осуществлении функции муниципального земельного контроля, в том числе и по настоящему факту.

В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения иска прокурора о признании незаконным бездействия Администрации <адрес>.

Не могут быть на Администрацию <адрес> возложены обязанности по демонтажу информационного табло.

Исполнение решения о сносе самовольной постройки не самим должником, а другими лицами, является принудительным исполнением этого решения.

Между тем, частями 5 и 8 статьи 107 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен определенный порядок принудительного исполнения требования о сносе строения, здания или сооружения, согласно которому принудительное исполнение решения суда производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества, с привлечением соответствующей специализированной организации.

В пункте 36 названного Постановления разъяснено, что:

-если лицо в установленный срок не исполнит возложенную на него решением суда обязанность осуществить снос самовольной постройки либо снос или приведение ее в соответствие с установленными требованиями, принудительное исполнение такого решения осуществляет судебный пристав-исполнитель в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,

-с учетом этого в тех случаях, когда взыскателем по исполнительному листу, содержащему требование о сносе самовольной постройки либо о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, является орган местного самоуправления, не исключается возможность предъявления данного исполнительного документа к исполнению судебному приставу-исполнителю и осуществления его исполнения с учетом особенностей принудительного исполнения, предусмотренных частями 4,5 и 8 статьи 107 Закона об исполнительном производстве,

-в целях обеспечения принудительного сноса здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель может предложить взыскателю произвести расходы на применение мер принудительного исполнения с последующим их возмещением за счет должника (часть 9 статьи 107 Закона об исполнительном производстве).

Из этих разъяснений следует, что в силу специфики принудительного исполнения решения суда о сносе снос строения может быть осуществлено с участием понятых, участие которых в силу своих полномочий вправе обеспечить только судебный пристав–исполнитель, а не другие лица, и с составлением соответствующего акта, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве.

С учетом этого суд находит, что суд не вправе предоставлять органу местного самоуправления право или возлагать на него обязанности по совершению действий по принудительному исполнению решения суда о сносе строения.

При этом суд исходит из того, что в силу приведенных разъяснений прокурор или орган местного самоуправления, в интересах которого заявлен иск о сносе (демонтаже) объекта, свою волю на снос строения может реализовать путем предъявления исполнительного листа к исполнению судебным приставом-исполнителем, выразив при этом готовность нести расходы на применение мер принудительного исполнения решения суда с последующим возмещением расходов за счет должника.

                                                                                                                                                                                                                                                                Руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд

                                                                                                                                                                                                                                                                РЕШИЛ:

                                                                                                                                                                                                                                                                Исковые требования иску заместителя прокурора <адрес> к ООО «Дагпетрол» удовлетворить.

                                                                                                                                                                                                                                                                Признать незаконными действия ООО «Дагпетрол», выразившихся в самозахвате земельного участка площадью 193 кв.м., прилагающего к земельному участку площадью земельному участку площадью 880 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:7498, расположенному по адресу: <адрес> «Д».

                                                                                                                                                                                                                                                                Возложить ООО «Дагпетрол» обязанность освободить и привести в первоначальное состояние незаконно (самовольно) занятый им под информационное табло АЗС земельный участок площадью 193 кв.м., прилагающий к земельному участку площадью 880 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000039:7498, расположенному по адресу: <адрес> «Д», путем демонтажа установленного им на указанном участке рекламного информационного табло.

                                                                                                                                                                                                                                                                В удовлетворении требований заместителя прокурора <адрес> к Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление имущественных и земельных отношений» Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» отказать.

                                                                                                                                                                                                                                                                Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

                                                                                                                                                                                                                                                                Председательствующий                                                          Х.И. Шихгереев.

2-535/2024 (2-5842/2023;) ~ М-5083/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора Кировского района г. Махачкалы
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Махачкала
Администрация г. Махачкала
ООО Дагпетрол (в лице врио генерального директораАджаматовой Рупии Басировны)
Суд
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Шихгереев Ханмагомед Ибрагимович
Дело на странице суда
kirovskiy--dag.sudrf.ru
01.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2023Подготовка дела (собеседование)
21.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
22.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.04.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее