Дело № 2-3046/2019
УИД 32RS0027-01-2020-003810-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года г. Брянск
Советский районный суд г.Брянска в составе:
председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,
при секретаре Дубовик О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Брянской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, Советскому РОСП УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Брянской области обратилось в суд с настоящим иском, указывая на то, что на основании решения Стародубского районного суда Брянской области от 18.12.2013 года на Правительство Брянской области возложена обязанность обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозного имущества - действующего скотомогильника площадью 50 кв.м., первое захоронение в котором произведено в 1989 году, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, 1500 м севернее с.Пятовск, на территории муниципального образования Мохоновского сельского поселения. 11.06.2014 года судебным приставом – исполнителем Советского РОСП УФССП России по Брянской области было возбуждено исполнительное производство №.... 15.08.2014 года судебным приставом – исполнителем Советского РОСП УФССП России по Брянской области П. за неисполнение в установленный срок исполнительного документа, в отношении истца вынесено постановление от № 14/1675242 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. 20.11.2017 года указанное исполнительное производство было принято к исполнению Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области. Ссылаясь на то, что для реализации возложенных на Правительство Брянской области обязанностей необходимы значительные финансовые вложения, а также учитывая принятые истцом меры по реализации мероприятий по ликвидации скотомогильников на территории Брянской области, в действиях Правительства отсутствовало намеренное уклонение от исполнения судебного акта, в связи с чем считает, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора. На основании изложенного, просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Советского РОСП УФССП России по Брянской области от 15.08.2014 года № 14/1675242/19/48872 на 1/4 доли – 12 500 руб. до 37 500 руб.
Определением суда от 22 июня 2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Советский РОСП УФССП России по Брянской области.
Представитель Правительства Брянской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представители МРО по ОИП УФССП России по Брянской области, Советского РОСП УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи(часть 7).
Как установлено судом, решением Стародубского районного суда Брянской области от 18.12.2013 года на Правительство Брянской области возложена обязанность обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Стародубский отдел) с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а именно действующего скотомогильника площадью 50 кв.м., первое захоронение в котором произведено в 1989 году, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, 1500 м севернее с.Пятовск, на территории муниципального образования Мохоновского сельского поселения.
На основании данного решения суда 11.06.2014 года судебным приставом – исполнителем Советского РОСП УФССП России по Брянской области в отношении должника – Правительство Брянской области было возбуждено исполнительное производство №....
15.08.2014 года судебным приставом – исполнителем Советского РОСП УФССП России по Брянской области П. за неисполнение в установленный срок исполнительного документа, в отношении истца вынесено постановление от № 14/1675242 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
20.11.2017 года указанное исполнительное производство было приняты к исполнению Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УВФССП России по Брянской области.
Правительство Брянской области полагает, что имеются основания для снижения суммы исполнительского сбора, поскольку во исполнение указанного решения суда Правительство обращалось в Управление Росреестра Брянской области с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного имущества, однако Управление отказывало в государственной регистрации права ввиду отсутствия в базе данных сведений об объектах капитального строительства (скотомогильники как объекты недвижимости никогда не были зарегистрированы).
В целях разрешения вопросов по исполнению решений судов 20.03.2017 года постановлением Правительства Брянской области №106-п утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области. В соответствии с указанным Порядком, а также на основании результатов ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников Управлением ветеринарии Брянской области принят Приказ от 03.07.2017 года №211 «Об утверждении перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области».
Во исполнение указанных нормативных правовых актов Брянской области на территории субъекта за 2017-2019 годы ликвидирован 197 скотомогильник. На 2020 год запланировано ликвидировать 102 скотомогильника, в том числе и обозначенный.
Из областного бюджета на указанные мероприятия в 2017-2019 годах согласно государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области», утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2016 года № 729-п, от 30.01.2019 года № 18-п, выделено 8351651,4 руб., на 2020 г. выделено 3740000 руб.
В силу ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49ст.ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229-ФЗ.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 56 ГПК РФ, учитывая обстоятельства, установленные по делу, учитывая принцип справедливости и соразмерности применяемой санкции, а также исходя из доказанности наличия существенных обстоятельств, не позволивших Правительству Брянской области своевременно исполнить решение суда, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37500 руб.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Правительства Брянской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительства Брянской области к УФССП России по Брянской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, Советскому РОСП УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора, удовлетворить.
Уменьшить Правительству Брянской области размер исполнительского сбора, взысканный постановлением судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП по Брянской области от 15.08.2014 года по исполнительному производству №... от 11.06.2014 года до 37 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бурлина
Мотивированное решение изготовлено 03.08.2020 года.
Судья Е.М. Бурлина