ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу №...
г. Уфа 29 сентября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» Насырова Р.Р.. на постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»,
установила:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года акционерное общество «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ, общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом положений ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, защитник АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ Насыров Р.Ф. просит постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года отменить, указывая, что оно не соответствует обстоятельствам дела.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ, выслушав защитника АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ Насырова Р.Ф., поддержавшего доводы жалобы, возражения должностного лица Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО2., проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В соответствии с п. 13 ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.
Пунктом 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, в числе прочего обязаны:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Статьями 33, 41 - 44, 47.3 Федерального закона № 73-Ф3 закреплены принципы неизменности облика объектов культурного наследия.
В соответствии с требованием п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.
В силу положений ч. 3 ст. 56.1 названного Закона охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 12 мая 1992 года № 6-2/251в утвержден перечень выявленных объектов историко-культурного наследия народов Республики Башкортостан. Под номером №... названного перечня значится «...», расположенный в адрес (т. 1, л.д. 14 – 17).
Приказом заместителя Министра культуры Российской Федерации от дата 2015 года №... «...» по адресу: адрес зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под №... (т. 1, л.д. 18).
Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от дата 2018 года №... у объекта утверждены границы в режим использования территории (т. 1, л.д. 33 – 34).
Приказом начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от дата 2020 года №... утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «...» (т. 1, л.д. 19 – 20).
Согласно пункту 14 охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия «...» лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, обязано (обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работа, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом № 73-ФЗ.
В силу пункта 16 охранного обязательства при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанный в пункте 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, в числе прочего обязаны:
осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
не проводить работы изменяющие облик объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
незамедлительно извещать Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Из материалов дела видно, что объект культурного наследия «...» используется как многоквартирный жилой дом. Согласно данным МУП ЕРКЦ г. Уфы по состоянию на 25 августа 2021 года в доме были зарегистрированы ... человек (т. 1, л.д. 230 – 234).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу ..., управление указанным многоквартирным домом осуществляет АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ».
В качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» выбрано на основании протокола №... общего собрания собственников помещений многоквартирного от 01 декабря 2009 года (т. 1, л.д. 79 – 80).
АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, выданной государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору №... о10 июня 2016 года (т. 1, л.д. 81 – 82).
На основании показаний защитника АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ Насырова Р.Ф. в Верховном Суде Республики Башкортостан установлено, что в многоквартирном жилом доме по адресу: адрес квартир, находящихся в муниципальной собственности, не имеется (т. 2, л.д. 38 – 41).
В связи с неоднократными обращениями собственника квартиры №... в доме №... г. ... ФИО3. о ненадлежащем содержании жилого дома (т. 1, л.д. 13, 67) заместителем начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан ФИО4. 30 апреля 2021 года было выдано задание №... на проведение мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия, систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия регионального значения «...», расположенный по адресу: адрес (т. 1, л.д. 39).
По результатам проведения мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия в виде визуального обследования и фотофиксации составлен акт осмотра объекта от 30 апреля 2021 года (т. 1, л.д. 41 - 66).
Актом осмотра от 30 апреля 2021 года установлено: наличие трещин различных форм и размеров по периметру фасадов объекта;
отслоение штукатурного слоя, местами разрушение карниза, фасадов (облицовки) в нижней части фасадных плоскостей (фундамент), оконных проемов;
на некоторых участках фасада присутствует растительность, имеются следы потеков (намокания);
отсутствует водосточная конструкция;
в правом объеме дворового (северо-западного) фасада объекта происходит разрушение угла здания на уровне первого этажа;
в подъезде (на лестничной клетке, лестничном пролете, в коридорах общего пользования) происходит отслоение штукатурного, красочного слоя, выявлено наличие трещин, следов намокания, плесени на стенах, потолке;
у входной двери в подъезд наблюдаются щели между металлической дверью и дверным проемом;
в помещении (комнате) №..., расположенном на первом этаже здания, в одном из оконных проемов наблюдаются следы воздействия воды, в связи с чем произошло отслоение (осыпание), намокание штукатурного слоя, подоконного пространства, в местах намокания присутствует отслоение обоев и плесень.
По результатам осмотра сделан вывод о том, что объекту требуется проведение ремонтно-реставрационных работ по фасадам здания в подъезде.
Таким образом, действия АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения подтверждается совокупностью вышеприведенных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а также протоколом об административном правонарушении от 17 мая 2021 года (т. 1, л.д. 1 – 10);
Вопреки доводам жалобы при разрешении настоящего дела об административном правонарушении судьей районного суда на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию. По результатам рассмотрения дела судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие, что АО «УЖХ Кировского района ГО г. Уфа РБ» приняло все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, не представлены.
В данном случае юридическое лицо имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, в том числе путем выполнения возложенных на него охранным обязательством объекта культурного наследия обязанностей, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства, что свидетельствует о виновности юридического лица.
Довод жалобы о том, что в силу ч. 3 ст. 56.1 Закона № 73-ФЗ в целях возложения на управляющую организацию обязательств по выполнению охранного обязательства в отношении многоквартирного жилого дома необходимо принятие отдельного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, является необоснованным, основанным на неверном толковании правовых норм, регулирующих правоотношения в области содержания объектов культурного наследия и реализации жилищных прав граждан, требующих системного подхода при их применении.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491) в состав общего имущества в числе прочего включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Аналогичные требования по содержанию многоквартирного дома установлены Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Таким образом, все действия по содержанию многоквартирного жилого дома-объекта культурного наследия представляют собой стандарты управления, обязательные к исполнению управляющей организацией, исполняющей функции по управлению многоквартирным домом.
В данном случае выявленные нарушения требований законодательства об охране объекта культурного наследия по адресу: адрес, являющегося многоквартирным домом, не выходят за рамки обязательств, составляющих обычные требования к управлению многоквартирным жилым домом и его содержанию.
Административное наказание назначено в минимальном размере соответствии с учетом конкретных обстоятельств по делу, наличия смягчающего обстоятельства - признание вины, отсутствия отягчающих обстоятельств, характера совершенного правонарушения и в соответствии с правилами статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» Насырова Р.Ф. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова
Справка: судья районного суда Ивченкова Ю.М. (дело №...)