Дело № 2-127/2024
УИД: 11RS0014-01-2024-000222-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием прокурора Москалевой М.В., представителя ответчика АСП «Приозерный» Богадевич С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный»
о возложении обязанности организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав в отношении объектов,
установил:
прокурор Корткеросского района обратился в суд с иском об обязании администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее по тексту – АСП «Приозерный», администрация) в срок до <дата> организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав в отношении: здания администрации СП «Приозерный», расположенного по адресу: <адрес>; здания библиотеки – Приозерный филиал МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система», расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту – спорные здания, объекты). В обоснование требований в заявлении указано, что в ходе проведенной проверки состояния законности при использовании и распоряжением администрацией СП «Приозерный» муниципальным имуществом выявлено, что находящиеся в собственности спорные здания, не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрированы, что в свою очередь препятствует планированию органами государственного пожарного надзора контрольных (надзорных) мероприятий. Несоблюдение администрацией указанных требований законодательства в сфере распоряжения и использования муниципальным имуществом является недопустимым и приводит к нарушению прав граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий нахождения в указанных зданиях.
В судебное заседание предоставлен отказ прокурора от части требований об обязании ответчика организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав в отношении: здания администрации СП «Приозерный», расположенного по адресу: <адрес>, в виду добровольного удовлетворения данного требования ответчиком.
Руководствуясь положениями ст. 39, 45, 220 ГПК РФ, исследовав материалы дела, суд считает возможным принять отказ истца от части указанных требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, и прекратить производство по делу в данной части требований. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В судебном заседании прокурор Москалева М.В. настаивала на удовлетворении требований в отношении здания по <адрес>, поддержав доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации СП «Приозерный» Богадевич С.Н. суду пояснила, что по <адрес> в <адрес> в собственности администрации только одно административное здание, которое уже поставлено на кадастровый учет, почему при постановке на учет не указан в адресе № дома пояснить не может, указав об обращении в Комитете РК за информацией, являются ли это здание, поставленное на учет, отраженное в техпаспорте и переданное в собственность одним и тем же.
Третье лицо МК «Корткеросская централизованная библиотечная система» на судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Суд, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, оценив в совокупности представленные доказательства, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 1,2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений об объектах недвижимости.
По общему правилу, в силу ч. 1 ст. 14 закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти. Предметом федерального государственного пожарного надзора являются соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
В силу пп. «а» п. 8, 42 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее по тексту – Постановление №290) органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения. Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты: ввода объекта надзора в эксплуатацию; окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия. Плановое контрольное (надзорное) мероприятие планируется в отношении объектов надзора, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, а в многоквартирных жилых домах - в отношении организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, определенной в соответствии с жилищным законодательством, а в случаях привлечения в целях обеспечения безопасной эксплуатации, технического обслуживания и поддержания надлежащего технического состояния здания, сооружения на основании договора физического (физических) или юридического (юридических) лица (лиц), заключенного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности - в отношении организации (управляющей компании), являющейся ответственным лицом.
В соответствии с решением Совета СП «Приозерный» «О согласовании перечня объектов муниципальной собственности МО МР «Корткеросский», передаваемых в муниципальную собственность МО СП «Приозерный», № <...>, объект недвижимого имущества – здание библиотеки Приозерный филиал МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система», переданное по информации УКНПиТ АМР «Корткеросский» на праве безвозмездного пользования от <дата>, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности СП «Приозерный».
В подтверждение исполнения требований прокурора ответчиком предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о регистрации право собственности <дата> на здание с кадастровым номером <...>, расположенное по адресу: РК, <адрес>, <дата> за МО СП «Приозерный».
Согласно информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> от <дата> отделом проведен анализ сведений об объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, по результатам которого установлено, что на территории района указанный спорный объект не поставлен на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости.
В ходе рассмотрения дела однозначно подтверждено, что спорный объект недвижимости, находящийся по адресу: <адрес>, не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем отсутствуют в едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, доводы стороны ответчика, что здание по адресу - <адрес> здание по адресу - <адрес>, с кадастровым номером <...>, является одним и тем же зданием в рассматриваемом случае не обоснованы. Допустимых, однозначно подтверждающих данный довод доказательств суду не предоставлено, таковыми не являются и предоставленные ответчиком технический паспорт на здание с иным адресом местоположения, а также обращение в комитет РК имущественных и земельных отношений, ответ на которое не поступил.
Ввиду неисполнения ответчиком обязанности по надлежащему кадастровому учету в отношении указанного спорного объект недвижимого имущества, не оформление в отношении него права муниципальной собственности может повлечь нарушения при использовании, распоряжении муниципальным имуществом, в том числе при организации надзорных и иных мероприятий. В свою очередь, отсутствие возможности осуществления плановых контрольных (надзорных) мероприятия в отношении указанного спорного объекта недвижимости нарушает права граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий нахождения в здании и впоследствии может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу муниципального образования.
В силу ст.ст. 37, 41, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений Устава СП «Приозерный» администрация СП «Приозерный» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения и является уполномоченным органом по осуществлению мероприятий по кадастровому учету и государственной регистрации права в отношении принадлежащего муниципальному образованию недвижимого имущества, соответственно администрация является по делу надлежащим ответчиком и обязана проводить работы по устранению вышеуказанных нарушений.
В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
В силу положений ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд полагает, что испрашиваемый в иске срок устранения нарушений до 01.10.2024 является достаточным для исполнения судебного решения, в связи с чем иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Приозерный» (ИНН 1113006799) в срок до 01 октября 2024 года организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объекта:
- здание библиотеки – Приозерный филиал МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система», расположенное по адресу: <адрес>.
В части требований об обязании администрации муниципального образования сельского поселения «Приозерный» (ИНН 1113006799) в срок до <дата> организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении объекта- здание администрации сельского поселения «Приозерный», расположенное по адресу: <адрес>, принять отказ от иска, в связи с добровольным удовлетворением требований, и прекратить производство по делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2024.