К делу 2-1608/2024
УИД 23RS0050-01-2024-001043-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 21 июня 2024 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Коблева С.А.,
при секретаре Потозян И.А.,
с участием истца Василенко Н.И.,
представителя третьего лица администрации МО Темрюкский район по доверенности Куцепаловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуФИО1 к администрации Старотитаровского сельского поселения Темрюкского района об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Василенко Н.И. обратилась в суд к ответчикамс иском об установлении границ земельного участка с кадастровым номером: № по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом от 11.01.2024г., подготовленным кадастровым инженером ФИО2, и считать границы земельного участка согласованными.
Требования мотивированы тем, истица является собственником земельного участкаплощадью 1995 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.Поскольку границы земельного участка ранее не были установлены в соответствии с требованием закона, в январе 2024 года она обратилась к кадастровому инженеру с заявлением о подготовке межевого плана для уточнения местоположения границ земельного участка.ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером был подготовлен межевой план земельного участка. Согласно включенного в него заключения, при уточнении местоположения границ земельного участка установлено, что в ходе проведения собрания заинтересованных лиц не удалось достоверно выяснить какой земельный участок является смежным уточняемому земельному участку с кадастровым номером № и его правообладателя, поэтому невозможно заполнить графу акта согласования местоположения границ.Действительно, местоположение границ ее земельного участка со смежными земельными участками по адресам: <адрес> и <адрес> было согласовано ранее, указанные сведения внесены в ГКН.Согласно включенного в межевой план акта согласования и установления границ земельных участков, утвержденных администрацией Старотитаровского сельского поселения в 1994 году, слева от ее земельного участка расположен участок с адресом: <адрес>, а справа должен быть расположенучасток с почтовым адресом: <адрес>, однако фактический земельный участок с таким адресом расположен в другом месте, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты.При таких обстоятельствах лица, с которыми необходимо согласовать правую межевую границу ее земельного участка отсутствуют.После публикации сообщения о согласовании границ в газете «Тамань» ДД.ММ.ГГГГ, возражений относительно местоположения границ ее земельного участка не поступило.Иным путем, кроме обращения в суд, истица лишена возможности установить местоположения границ земельного участка.
Определением Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство администрации МО Темрюкский район об исключении из числа ответчиков и переводе в третьи лица удовлетворено, также в третьи лица переведен Территориальный отдел № филиала ППК «Роскадастр».
В судебном заседании истица поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований.
Представитель ответчика администрации Старотитаровского сельского поселения в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещены, причин неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Представительтретьего лицаадминистрации МО Темрюкский районКуцепалова Е.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Территориального отдела № 1 филиала ППК «Роскадастр» и кадастровый инженер Пеганов Ю.К. в судебное заседание не явились, причины неявки суду не известна.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
По смыслу ст. 22Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», местоположениеграницземельногоучасткаустанавливаетсяпосредством определения координат характерных точек такихграниц, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка ихместоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявшихместоположение границземельного участка при его образовании. В случае отсутствия документахсведенийоместоположенииграницземельного участкаих местоположениеопределяется в соответствии с утвержденным в установленномзаконодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участкеегограницамиявляютсяграницы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположениеграницземельного участка.
В соответствии с ч. 7 ст.1Закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Таким образом, исходя из требований вышеуказанного закона, земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь.При этом, границы земельного участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе, посредством проведения в отношении каждого конкретногоземельногоучастка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Согласно ст. 11.10ЗК РФграницы земельного участка определяются с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
На основании ст.70ЗК РФ государственный кадастровый учетземельныхучастков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, Василенко Н.И. является собственникомземельного участка площадью 1995 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 7 ч. 2 ст.14Закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниям для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ вустановленномфедеральным законом порядке, утвержденная вустановленномфедеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Всилуподп.5п.22Требованиякподготовкемежевого плана,утвержденныхПриказомМинэкономразвитияРоссийскойФедерации от 08.12.2005(в ред.ДД.ММ.ГГГГ) № «Об утверждении формы и состава сведениймежевогоплана,требованийкегоподготовке,в случаях, предусмотренных федеральным законом, дляподготовки межевого плана используются утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения. При этом, в соответствии с п.25 Требований к подготовкемежевого плана, если приподготовкемежевого плана использованы документы, указанные в подп.4,5,6,7,8 п. 22 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения.
Материалами дела подтверждается, что границы указанного земельного участка не установлены, предыдущим собственником не устанавливались в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем,истицаобратилась к кадастровому инженеру с заявлением о подготовке межевого плана для уточнения местоположения границ земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Пегановым Ю.К. был подготовлен межевой план земельного участка.
Согласно включенного в него заключения, при уточнении местоположения границ земельного участка установлено, что в ходе проведения собрания заинтересованных лиц не удалось достоверно выяснить какой земельный участок является смежным уточняемому земельному участку с кадастровым номером № и его правообладателя, поэтому невозможно заполнить графу акта согласования местоположения границ.
Так, местоположение границ ее земельного участка со смежными земельными участками по адресам: <адрес> было согласовано ранее, указанные сведения внесены в ГКН.
Согласно включенного в межевой план акта согласования и установления границ земельных участков, утвержденных администрацией Старотитаровского сельского поселения в 1994 году, слева от ее земельного участка расположен участок с адресом: <адрес>, а справа должен быть расположенучасток с почтовым адресом: <адрес>, однако фактический земельный участок с таким адресом расположен в другом месте, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты.
Таким образом, лица, с которыми необходимо согласовать правую межевую границу ее земельного участка отсутствуют.
Согласно ч.9 ст.38 Закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании и т.д.
В силу ч.1 ст. 22 Закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующемземельномучасткеи в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведенияоб образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведенияоземельном участкеилиземельных участках.
Согласно ч. 8 ст.22Закона «О государственной регистрации недвижимости»местоположение границ земельного участкаустанавливаетсяпосредствомопределения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
На основании ч. 1 ст.39Закона «О кадастровой деятельности»местоположениеграницземельныхучастковподлежит вустановленном настоящимФедеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых, внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Исходя из заключения кадастрового инженера, в соответствии с п. 1.1 ст. 43 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32,32.1 и 45 ч. 1 ст. 26 настоящего ФЗ. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ
Указанный межевой план оценен судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и суд принимает его в качестве достоверного и допустимого доказательства.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права граждан на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку кадастровый инженер является лицом, обладающим специальными познаниями в области землеустройства, стороны заключение не оспаривают, суд полагает возможным принять его во внимание при вынесении решения как надлежащее доказательство по делу. Суд также принимает во внимание, что при проведении работ по уточнению местоположенияграници площадиземельного участкаистца, его границы согласованы в установленном законом порядке, а площадь не больше площади сведения о которой относительно этогоземельногоучастка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, истец только в судебном порядке может защитить свои права как собственника земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, суд находит необходимым удовлетворить заявленные истцом требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации Старотитаровского сельского поселения <адрес> об установлении границ земельного участка, – удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО2, и считать границы земельного участка согласованными.
Вступившее в законную силу решение судаявляется основанием для внесения Территориальным отделом № филиала ППК «Роскадастр», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости в части местоположения границ в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.
Председательствующий: С.А. Коблев