по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028
г. Йошкар-Ола 11 июня 2019 года
ул. Баумана 91 А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием представителя Марийского Управления антимонопольной службы по Республике Марий Эл Журавлевой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Ляпунова А.А. на постановление начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл № от 03 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, которым
Ляпунов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, являющийся директором Муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее по тексту – МП «ТТ», ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшийся,
привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий № от 03 апреля 2019 года Ляпунов А.А., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 4000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Согласно постановлению, в действиях Ляпунова А.А. установлен факт нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в размещении и распространении рекламы «Деньги Взаймы под залог ПТС» на троллейбусах МП «ТТ» г. Йошкар-Олы без указания наименования лица, оказывающего финансовую услугу.
Не согласившись с данным постановлением, Ляпунов А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил признать постановление незаконным и отменить. В обоснование жалобы указал, что МП «ТТ» не является рекламодателем и распространителем рекламы. В соответствии с договором № от 12 апреля 2018 года о предоставлении права на размещение информации на задних стеклах троллейбуса, МП «ТТ», как владелец транспортных средств, предоставляло ООО <иные данные>, как рекламодателю и рекламораспространителю право на размещение рекламной информации на поверхности задних стекол троллейбусов. Считает, что в его действиях отсутствует вина, поскольку, не смотря на то, что он не является рекламораспространителем, с его стороны были предприняты все усилия и проявлена должная осмотрительность и осторожность по недопущению нарушения действующего законодательства о рекламе. В предоставленном предприятию на согласование макете рекламы содержалось наименование юридического лица, оказывающего финансовые услуги, как того требует часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». В данном случае то, что информация о лице, оказывающем финансовые услуги, была приведена более мелким шрифтом, чем выражение «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» не приводило к искажению смысла информации, доносимой до потребителя, и не вводило потребителя в заблуждение относительно смысла данной информации, следовательно, данная реклама не может быть признана ненадлежащей. Но даже и в случае признания данной рекламы ненадлежащей, могло иметь место только нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а не части 1 статьи 28 данного закона. Согласно частям 6 и 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за соблюдение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет исключительно рекламодатель.
Поскольку в судебное заседание Ляпунов А.А., надлежаще извещенный не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель УФАС по Республике Марий Эл Журавлева Н.В., с доводами жалобы не согласилась, считает постановление законным и обоснованным.
Выслушав Журавлеву Н.В., исследовав материалы административного дела, материалы дел № и № Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга наружной рекламы, в результате которого установлен факт размещения рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» на поверхности задних стекол троллейбусах города Йошкар-Олы.
Таким образом, распространяемая информация, размещенная на наружной стороне поверхности задних стекол троллейбусов, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование поддержания интереса к нему и его продвижению на рынке.
Из содержания рекламной информации следует, что объектом рекламирования являются услуги по выдаче денежных средств под залог автомобиля.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется отчество).
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф «О защите конкуренции», под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" микрофинансовая организация является финансовой организацией.
Согласно пункта 2.2 Устава ООО «<иные данные>, общество осуществляет микрофинансовую деятельность по предоставлению микрозаймов (микрофинансированию).
В рекламе указано на оказание услуги «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС».
Как следует из материалов дела, реклама размещалась на троллейбусах на основании договора от 12 апреля 2018 №, заключенного между МП «ТТ» и ООО <иные данные>.
По материалам дела установлено, что предоставление денежных средств под залог автомобиля осуществляется ООО <иные данные> на основании утвержденных Правил предоставления, пользования и возврат микрозаймов с обеспечением ООО «<иные данные> от 05 февраля 2018 года, Общих условий договора микрозайма с обеспечением от 05 февраля 2018 года, утвержденных директором ФИО4
Как следует из макета рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС», в нижней части рекламы размещается также информация об условиях предоставления займов, о лице, оказывающем услугу и иная информация. Указанная информация приведена мелким шрифтом, и содержит следующие сведения: «Общество с ограниченной ответственностью <иные данные>; ИНН №, КПП №; ОГРН №; Рег.номер свидетельства:№, дата включения в реестр ДД.ММ.ГГГГ, является членом Саморегулируемой организации Союза микрофинансовых организаций «Единство», действует на основании Федерального закона № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Федерального закона № 353 «О потребительском кредите (займе)». Займ предоставляется гражданам РФ в возрасте от 18 лет, обладающих полной дееспособностью, имеющих постоянную регистрацию на территории РФ, имеющих в собственности транспортное средство. Без справок о доходе и поручителей. Срок рассмотрения - 1 день. Срок погашения займа - от 1 до 365 дней. Сумма займа - от 1000 до 500 000 руб. Процентная ставка от 60 до 84 % годовых или от 0,16 до 0,23% в день. Расчет процентов за пользование займом производится каждый день по фиксированной ставке на фактический остаток задолженности по возврату основной суммы займа. Юр. адрес: <адрес>, сайт <адрес>, то есть в рекламе информация о лице, оказывающем финансовые услуги, приведена мелким шрифтом.
Согласно письма ГБУ РМЭ «Республиканская офтальмологическая больница имени Г.И. Григорьева» от 09 июня 2018 года № следует, что текст рекламы «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС» является читаемым с расстояния 80-90 метров. Вместе с тем, текст, расположенный внизу рекламы, является читаемым с расстояния не более двух метров.
Рассматриваемая реклама, размещалась на задних стекол троллейбусов лицевой стороной в наружу, осуществляющих движение в пределах города Йошкар-Олы.
Поскольку реклама, а именно текст «ДЕНЬГИ Взаймы под залог ПТС», воспринимается с расстояния 90 метров, а троллейбус является транспортным средством, и при движении, у потребителя отсутствует возможность восприятия текста рекламы, который расположен внизу рекламного модуля и приведен мелким шрифтом.
Кроме того, у потребителей, воспринимающих рекламу при нахождении троллейбуса на остановах общественного транспорта, также отсутствует возможность восприятия текста рекламы, приведенного мелким шрифтом, поскольку согласно представленных фотоматериалов реклама размещалась на заднем стекле троллейбуса.
При этом, троллейбус при осуществлении посадки и высадки пассажиров на остановках общественного транспорта стоит боком к потенциальным пассажирам, а так же к остальным участникам дорожного движения, водителю, пассажиру на переднем сиденье, движущимися за троллейбусом, возможность прочитать текст рекламы, расположенной на задних стеклах троллейбуса, отсутствует.
Таким образом, реклама с мелким шрифтом, не читаемом на значительном расстоянии, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы, и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
При таких обстоятельсвах, административный орган пришел к правильному выводу о том, что МП «ТТ» является рекламораспространителем спорной рекламы, следовательно, несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
Доводы заявителя о том, что он не являлся рекламораспространителем, не основании изложенного являются не состоятельными.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно распоряжения № от 20 мая 2016 года Ляпунов А.А. назначен директором МП «ТТ» с 20 мая 2018 года.
В соответствии с трудовым договором от 15 мая 2016 года руководитель предприятия является единоличным исполнительным органом предприятия и самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Руководитель вправе совершать сделки от имени предприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Ляпунова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Факт совершения Ляпуновым А.А. административного правонарушения подтверждается: трудовым договором от 15 мая 2016 года; протоколом об административном правонарушении № от 06 марта 2019 года; договором № от 05 марта 2018 года; счет-фактурой № от 31 марта 2018 года; актом № от 31 марта 2018 года; счет-фактурой № от 30 апреля 2018 года; актом № от 30 апреля 2018 года; счет-фактурой № от 31 мая 2018 года; актом № от 31 мая 2018 года; счет-фактурой № от 14 июня 2018 года; актом № от 14 июня 2018 года; Правилами предоставления, пользования и возврата микрозаймов с обеспечением ООО <иные данные>; Общими условиями договора микрозайма с обеспечением; ответом № от 09 июня 2018 года ГБУ Республики Марий Эл «Республиканская офтольмологическая больница им. Г.И. Григорьева»; решением по делу № от 09 ноября 2018 года, фотоматериалом, плакатом рекламы.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", рассматривая дела о привлечении лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, суды должны учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе.
В случае размещения спорной рекламы в средствах массовой информации сроки давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения исчисляются со дня последнего распространения рекламы в средстве массовой информации.
Если спорная реклама размещена в средстве массовой информации, выпущенном тиражом, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется со дня начала распространения соответствующего тиража этого средства массовой информации.
Таким образом, начало течения срока давности является дата размещения рекламы, согласно письма, за подписью Ляпунова А.А., период размещения названой рекламы - с 13 апреля по 12 июня 2018 года, т.е. заявитель привлечен к административной ответственности 03 апреля 2019 года в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности.
Вместе с этим считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, не выявлено.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, посягающие на охраняемые государством общественные отношения в области развитие рынка товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Остальные доводы жалобы не являются юридически значимыми, так как не опровергают обстоятельств, на основании которых установлена вина Ляпунова А.А., а сводятся к изложению своей позиции по делу.
С учетом изложенного, привлечение Ляпунова А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в пределах санкции указанной статьи, соответствует требованиям закона и характеру совершенного им правонарушения, оснований для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Марийского Управления Федеральной антимонопольной службы России № от 03 апреля 2019 года о признании директора МП «ТТ» Ляпунова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 4000 рублей, - оставить без изменения, жалобу Ляпунова А.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов