Адм. № 5-736/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 октября 2017 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Костенко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда Пермского края дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении Татаурова Игоря Владимировича, <данные изъяты>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ часов в зале прилета международного сектора аэропорта «Большое Савино» в ходе оформления международного рейса IK 1712 «Ираклион (Греция)-Пермь (РФ) при таможенном контроле пассажиров в результате применения СУР у гражданина РФ Татаурова И.В. в сопровождаемом багаже – сумке-чемодане был обнаружен нож в ножнах, лезвие ножа с гравировкой, рукоятка желтого цвета с нанесенным рисунком.
Татауров И.В. и должностное лицо административного органа в судебное заседание не явились, будучи извещенными судом надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания по делу не заявляли.
Судья, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
На основании ч.1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза следует, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено таможенным кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Пунктом 1 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.
Согласно частям 1,2,3 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе, товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно ст. 356 Таможенного кодекса Таможенного союза подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенного органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003, исходя из национальных интересов, в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами могут вводиться меры, не носящие экономического характера, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, с целью выполнения Российской Федерации международных обязательств и являются запретами-ограничениями.
На основании п.89 главы 15 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» ввозимые на территорию РФ или вывозимые из РФ оружие и патроны подлежат обязательному таможенному досмотру при таможенном оформлении. Согласно п.90 Постановления требования по осуществлению таможенного контроля и производству таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых из Российской Федерации оружия и патронов устанавливаются Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального Закона РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» холодное оружие – оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения.
В соответствие со ст. 3 Федерального Закона РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» к гражданскому оружию относится, в том числе холодное клинковое охотничье оружие.
Согласно ст. 17 Федерального Закона РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий осуществляются в соответствии с законодательством Таможенного союза.
На основании Приложения 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) вывозу с этой территории при перемещении через таможенную границу любым способом любые виды оружия, его основные части и патроны к нему.
В соответствии с приложением № 2 п.2.22 «Служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему», утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21 апреля 2015 года, «О Мерах нетарифного регулирования» холодное клинковое охотничье оружие (ножи и кинжалы охотничьи) ограничено для ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза физическими лицами в качестве товаров для личного пользования. Ввоз и вывоз физическими лицами оружия в качестве товаров для личного пользования осуществляются при наличии заключения (разрешительного документа).
В силу положения о применении ограничений к единому перечню товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (приложения №2) «О порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему» оно распространяется, в том числе на физических лиц, осуществляющих ввоз, вывоз и транзит таких товаров для личного пользования, и данные действия осуществляются на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государств – членов Таможенного союза.
На основании п.п.1,2 ст. 357 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования может применяться система двойного коридора. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора (зеленого или красного) для совершения таможенных операций.
Статья 179 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии ТК РФ; таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации.
На основании ст. 151 Таможенного кодекса Таможенного союза местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств – членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.
Согласно приказу ФТС России от 26.03.2013 №579 пункт пропуска Большое Савино (Пермь), Пермская таможня включен в перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории, в которых применяется система двойного коридора.
В соответствии с требования, применяемыми к обустройству двойного коридора в местах пребывания товара на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории, пункт пропуска через таможенную границу Таможенного союза, расположенный в аэропорту «Большое Савино», открыт для международных сообщений и в информационной зоне оборудован информационными стендами и стендами, предупреждающими об ответственности за нарушение таможенного законодательства.
Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ.
За несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность статьей 16.3 КоАП РФ.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенного выше законодательства и подзаконных актов следует, что наличие запретов и ограничений на ввоз перемещаемого через таможенную границу товара для личного пользования на территорию Российской Федерации не исключает обязанности лица по декларированию данного товара в целях его обнаружения сотрудниками таможенного органа, то есть проведения таможенного контроля ввозимого на территорию Российской Федерации товара, и соответственно, соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При этом обязанность лица выполнить то или иное требование закона в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из прямого указания в законе и общеправового принципа, закрепленного в Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Судом установлено, что Татауров И.В. при перемещении через таможенную границу таможенного союза ножа в ножнах, ограниченного к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, пассажирскую таможенную декларацию не заполнял, должностному лицу таможенного поста не предъявлял, к должностному лицу таможенного поста за консультацией по порядку ввоза товаров на территорию Российской Федерации не обращался, разрешительного документа на его ввоз не имел, ввез через таможенную границу Таможенного союза предмет, относящийся к колюще-режущему оружию в силу Российского законодательства, в связи с чем Татаурову И.В. необходимо было произвести его таможенное декларирование. Поскольку Татауров И.В., будучи обязанным задекларировать товар, перемещаемый через таможенную территорию Российской Федерации, в отношении которого установлены запреты и ограничения, данную обязанность не исполнил, Пермской таможней было установлено, что изъятый у него товар он вез для личного пользования, в связи с чем товар, явившийся предметом правонарушения, был обоснованно изъят таможенным органом по протоколу изъятия вещей от 05.06.2017.
Объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ, образует бездействие лица, то есть не декларирование по установленной форме товара, подлежащего декларированию, и не соблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию с превышением квоты на ввоз.
Исходя из положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ следует, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Определением Пермского районного суда Пермского края от 21.09.2017 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ в отношении Татаурова И.В. объединены в одно производство.
Учитывая характер изъятого товара, в отношении которого установлены ограничения и запреты на его ввоз на территорию таможенного союза, перемещаемый товар подлежит декларированию в письменной форме, поэтому у Татаурова И.В. возникла обязанность соблюсти запреты и ограничения на ввоз товаров в РФ, и заявить по установленной форме таможенным органам о товаре, перемещаемом им через границу, в отношении которого установлены ограничения и запреты на перемещение его через границу Таможенного союза. Татауров И.В. же ДД.ММ.ГГГГ ввез товар вопреки запретам и ограничениям, установленным действующим законодательством на таможенную территорию Таможенного союза, не задекларировав его по установленной форме, и его бездействие образует составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ.
Объективно вина Татаурова И.В. в совершении административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела: объяснением Татаурова И.В. о том, что в сувенирном магазине г. Ираклион (Греция) он приобрел нож в качестве сувенира, <данные изъяты> он прибыл в г. Пермь из Греции, шел по зеленому коридору, пассажирскую таможенную декларацию не заполнял, за консультацией к сотруднику таможни не обращался, в чемодане при себе имел сувенирный нож, не предполагал о том, что он может быть отнесен к холодному оружию (л.д.8); копией посадочного талона и маршрутной квитанцией на имя Татаурова И.В. (л.д.11-18); актом таможенного досмотра и фототаблицей к нему, согласно которым в сопровождаемом Татауровым И.В. багаже – сумке-чемодане черного цвета был обнаружен нож в ножнах, лезвие ножа с гравировкой, рукоятка желтого цвета с нанесенным рисунком (л.д.20-21); актом отбора проб и образцов, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ у Татаурова И.В. был изъят нож с гравировкой на лезвии (л.д.24); заключением таможенного эксперта и фототаблицей к нему, согласно выводов которого, представленный на исследование охотничий нож является колюще-режущим холодным оружием (л.д.26-30); протоколом изъятия вещей и документов, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ у Татаурова И.В. был изъят нож с гравировкой на лезвии, который помещен на хранение на склад вооружения ГУ МВД России по Пермскому краю по приемному акту (л.д.32-33); объяснением ФИО3 о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 21:20 часов в зале прилета международного сектора аэропорта «Большое Савино» в ходе оформления международного рейса IK 1712 «Ираклион (Греция)-Пермь (РФ) при таможенном контроле пассажиров у гражданина РФ Татаурова И.В. в сумке-чемодане был обнаружен нож в ножнах, лезвие ножа с гравировкой, рукоятка желтого цвета с нанесенным рисунком (л.д.71-74); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ (л.д.81-91); видеозаписью правонарушения; протоколом об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ (л.д.1-4 дела № 10411000-789/2017).
Исследовав представленные доказательства, судья находит их допустимыми, достоверными и достаточными для принятия решения по делу. В совокупности собранные по делу доказательства указывают на то, что субъективная сторона административного правонарушения заключается в том, что Татауров И.В., имея реальную возможность ознакомиться с правилами ввоза определенной категории товара на таможенную территорию, уточнить ограничения и запреты, существующие на ввоз определенных видов товара для личного потребления, исходя из качественных характеристик, а в дальнейшем заявить к таможенному оформлению в установленном порядке ввозимый на территорию Российской Федерации товар, а также провести его таможенное декларирование в целях его таможенного контроля сотрудниками таможенного органа, учитывая, что в отношении данного товара установлены ограничения и запреты на его ввоз по качественному признаку в целях его обнаружения сотрудниками таможенного органа для соблюдения действующих правил, ограничивающих ввоз определенного вида товаров, не подал в установленном законодательством РФ порядке в таможенный орган письменную таможенную декларацию на ввозимый им товар, в отношении которого установлены ограничения и запреты на их ввоз, следовал с данным товаром по зеленому коридору, полагая, что декларирование данного товара не требуется.
Однако, вступая в правоотношения с таможенными органами, он должен был знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть, проявив должную степень внимательности и осмотрительности, которая ему была необходима для соблюдения правил и норм, установленных действующим законодательством государств – членов Таможенного союза, он должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, и перед прохождением таможенного контроля имел возможность ознакомиться с информацией о товарах, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, изложенной на информационных стендах в зале прилета международного сектора аэропорта Большое Савино. Между тем, он указанных мер не предпринял и не задекларировал перемещенный через таможенную границу товар, подлежащий обязательному письменному декларированию ввиду установления ограничений на ввоз и вывоз данного товара с Таможенной территории Российской Федерации.
Оценив в совокупности собранные по делу и представленные в суд вышеприведенные доказательства, оснований не доверять которым или ставить их под сомнение у суда не имеется, поскольку в своей совокупности они раскрывают целостную картину произошедших событий, и подтверждают виновность Татаурова И.В. в совершении правонарушений в области таможенного законодательства, судья квалифицирует действия Татаурова И.В. по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию и по ст. 16.3 КоАП РФ, как несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию в Российскую Федерацию.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.
Смягчающими административную ответственность Татаурова И.В. обстоятельствами судья признает: признание вины, раскаяние в содеянном, совершение правонарушения впервые, отсутствие тяжких последствий от его действий.
Отягчающих административную ответственность Татаурова И.В. обстоятельств судьей не установлено.
Принимая во внимание, что правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и ст. 16.3 КоАП РФ, совершены Татауровым И.В. в результате его бездействия, выявлены должностным лицом административного органа одновременно, при проведении одной проверки, дела подведомственны одному судье, наказание судьей назначается по правилам ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ.
При назначении Татаурову И.В. наказания судья учитывает цели административного наказания, то есть предупреждение совершения новых правонарушений, как самим нарушителем, так и другими лицами, а также конкретные обстоятельства произошедшего. Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение физического лица, привлекаемого к ответственности, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих его административную ответственность обстоятельств, а также то, что Татауров И.В. ввез на таможенную территорию таможенного союза предмет, ограниченный к ввозу, являющийся холодным оружием, компетентным государственным органам о ввозе данного предмета не заявил, разрешительные документы на него не предъявил, судья считает необходимым назначить ему административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Татаурова Игоря Владимировича признать виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание с учетом положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде конфискации предмета административного правонарушения - ножа в ножнах, лезвие ножа с гравировкой, рукоятка желтого цвета с нанесенными рисунками, изъятого по протоколу изъятия № 10411000 – 788/2017.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья подпись Т.Н. Костенко
Копия верна: судья Т.Н. Костенко