УИИ: 02RS0006-01-2023-000906-35 № 5-328/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 июля 2023 года с. Улаган
Судья Улаганского районного суда Республики Алтай Куликова Т.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО «Улаганский район»,
установил:
Судебным приставом-исполнителем Улаганского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Алтай ФИО2 23 мая 2023 года составлен протокол №55/22/04008-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Улаганский район» (далее администрация).
Основанием для составления протокола послужило то, что до 17 апреля 2023 года администрация, являясь должником по исполнительному производству №-1050/21/04008-ИП не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, а именно: в срок до 17 апреля 2023 года, не ликвидировала свалку, расположенную на земельном участке площадью 6037+\-680 кв.м. Улаганского района Республики Алтай с кадастровым номером 04:09:030202:76, категория земель: земли промышленности, с категорией использования: для размещения твердых бытовых отходов. Требование об исполнении решения суда получено должником 28.03.2023 года.
Судебный пристав-исполнитель Улаганского районного отделения судебных приставов УФССП России по Республике Алтай ФИО2 в судебном заседании пояснила, что считает протокол об административном правонарушении, составленный в отношении администрации, законным и обоснованным, настаивает на привлечении администрации к ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Представитель администрации ФИО3 возражала против привлечения администрации к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ. Пояснил, что решение суда в настоящее время исполняется, заключен контракт на буртование свалки, администрация имеет значительную кредиторскую задолженность. Кроме того администрация не может нести ответственность за неликвидацию свалки, ссылаясь на постановление Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 года, т.к. не имеет для этого финансовых ресурсов, которые должны быть выделены муниципальному образованию.
Оценив представленные доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует и установлено судьей, что вступившим в законную силу решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 20 февраля 2019 года, на администрацию МО «Улаганский район» возложена обязанность в срок до 30 ноября 2020 года ликвидировать свалку, расположенную на земельном участке площадью 6037+\-680 кв.м. Улаганского района Республики Алтай с кадастровым номером 04:09:030202:76.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ч. 2 ст. 13 ГПК РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Администрация обязана соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, неукоснительно исполнить вступившее в законную силу судебное решение. Между тем в установленный законом срок решение суда администрация добровольно не исполнила.
С целью принудительного исполнения указанного решения на исполнение в ОСП по Улаганскому району УФССП России по Республики Алтай был направлен исполнительный лист, выданный 20 февраля 2019 года, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Улаганскому району УФССП России по Республики Алтай от 20 января 2021 года в отношении администрации возбуждено исполнительное производство №1050/21/04008-ИП, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 21 января 2021 года.
Статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч. 1, 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
7 апреля 2021 года определением Улаганского районного суда Республики Алтай администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Улаганского районного суда Республики Алтай от 28 февраля 2019 года, сроком до 1 октября 2021 года.
16 ноября 2021 года должнику установлен новый срок для исполнения требований вышеуказанного исполнительного документа до 24.11.2021 года. Требование получено должником 16.11.2021 года. Вместе с тем, вопреки доводам представителя администрации, получив требование 16.11.2021 года об исполнении решения суда, и имея на руках акт приемки выполненных работ по контракту на буртование свалки, администрация в Улаганское районное отделение судебных приставов УФССП России по Республике Алтай с заявлением об исполнении решения суда не обращается
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в указанный срок, в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении №138/21/04008-АП от 25 ноября 2021 года, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
14.01.2022 года должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.01.2022 года. Требование получено должником 14.01.2022 года. Об исполнении решения суда и прекращении исполнительного производства администрация вновь не заявляет.
04.04.2022 года постановлением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай администрация МО «Улаганский район» привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ к административному штрафу в размере 500 000 рублей.
11.07.2022 года постановлением судьи Улаганского районного суда Республики Алтай администрация МО «Улаганский район» привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ к административному штрафу в размере 500 000 рублей.
Вышеуказанные административные штрафы не оплачены.
27.03.2023 года судебным приставом-исполнителем Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай администрации МО «Улаганский район» вынесено новое требование об исполнении в срок до 24:00 час. 17.04.2023 года исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, которое было получено должником 28.03.2023 года (вх. № 1325) и вновь не было исполнено должником.
Таким образом, судья считает, что администрация не исполнила в установленный судебным приставом-исполнителем срок содержащееся в исполнительном документе требование неимущественного характера.
Исходя из положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ (наличие вины в форме умысла или неосторожности), применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Материалами дела и объяснениями в судебном заседании не подтвержден факт принятия администрацией исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
Доказательства обращения с предложениями о выделении бюджетных ассигнований и совершения должником действий, направленных на исполнение решения суда по делу, администрацией МО «Улаганский район» по запросу судьи не представлены.
В соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Решение суда не исполняется более 3 лет.
Событие вменяемого административного правонарушения и виновность администрации в его совершении подтверждается протоколом об административном правонарушении, а также иными собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; исполнительным документом (листом) Улаганского районного суда Республики Алтай ФС №, содержащего требования неимущественного характера, связанного с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения; постановлением о возбуждении исполнительного производства; постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай ФИО4 от 14.12.2021 года о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ; требованием судебного пристава-исполнителя от 27.03.2023 года об исполнении в срок до 24:00 час. 17.04.2023 года исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера; актом Улаганского РОСП УФССП России по Республике Алтай об обнаружении признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, и иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении от 23 мая 2023 г. соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом ОСП по Улаганскому району УФССП России по Республике Алтай, в отсутствие представителя администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте составления протокола. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела и описание состава административного правонарушения, в протоколе отражены.
Имеющиеся в деле доказательства согласуются между собой, противоречий не имеют, получены уполномоченным должностным лицом при производстве по делу с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Таким образом, судья приходит к выводу о совершении администрацией МО «Улаганский район» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ и квалифицирует деяние - как неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, для признания деяния малозначительным, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Ссылку должника на тот факт, что ликвидация свалки должна осуществляться за счет средств федерального и регионального бюджета, что указано в постановлении КС РФ от 30.05.2023 года суд считает несостоятельной, основанной на неверном толковании, поскольку решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 20.02.2019 года на администрацию МО «Улаганский район» возложена обязанность ликвидации данной свалки, решение суда вступило в законную силу. Доказательства обращения с предложениями о выделении бюджетных ассигнований и совершения должником действий, направленных на исполнение решения суда по делу, администрацией МО «Улаганский район» по запросу судьи не представлены.
Вместе с тем несанкционированная свалка, о которой идет речь, образовалась в результате жизнедеятельности населения села Саратан, находится в границах Улаганского района, функционировала долгое время, что было достоверно известно администрации района. Таким образом, администрация МО «Улаганский район» не обеспечила надлежащее исполнение органом местного самоуправления возложенных на него полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (прежде всего в части организации на территории села Саратан удовлетворяющих потребностям жителей мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов) и муниципального земельного контроля.
При назначении административного наказания судья в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, которое посягает на порядок принудительного исполнения судебных актов, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность судья признаёт и учитывает при назначении наказания принятие администрацией МО «Улаганский район» мер для исполнения судебного акта, на что указано в определении суда о предоставлении отсрочки.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, судья учитывает повторное совершение однородного административного правонарушения (постановления от 04.04.2022 года и от 11.07.2022 года).
Основываясь на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, судья полагает правильным назначить юридическому лицу за совершение административного правонарушения наказание в виде административного штрафа. Оснований для применения юридическому лицу более строго наказания в виде административного приостановления деятельности, судья не находит.
В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.
С учётом характера совершенного административного правонарушения и его последствиями, финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, являющегося органом местного самоуправления, имеющим значительную кредиторскую задолженность (на 19.06.2023 года 5232327 руб. 80 коп.), учитывая, что наложение штрафа создаст дополнительную нагрузку на бюджет муниципального образования и негативно скажется на возможности решения вопросов местного значения, и признавая данные обстоятельства исключительными, судья полагает правильным назначить администрации МО «Улаганский район» административное наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2.1. ст. 17.15 КоАП РФ, что наибольшим образом будет отвечать предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Администрацию МО «Улаганский район» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначить ей административное наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 500 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Республике Алтай (УФССП России по Республике Алтай, л/с 03771784960); ИНН 0411119740, КПП 041101001, КБК 32211601171019000140, ОКТМО 84701000, Банк получателя отделение НБ Республика Алтай Банка России//УФК по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск, БИК 018405033, р/сч. 03100643000000017700, корр/сч. 40102810045370000071, УИН 322040082300000555019.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Улаганский районный суд Республики Алтай по адресу: с. Улаган, ул. Санаа, д. 13.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Алтай.
Судья Т.С. Куликова