Дело №2-315/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04.08.2021года с. Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Расурулаева Р.С.
При секретаре Яхьяевой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ногайского района Дильманбетова А.Т. интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Ногайский район», МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» о финансировании и осуществлении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> ФИО3 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>», МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» о финансировании и осуществлении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
В обоснование иска изложено следующее.
<адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности в деятельности МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ». По итогам проверки выявлены ряд нарушений, в частности: в школе не обеспечивается пропускной режим, отсутствует система экстренного вызова полиции, тревожно-вызывная, охранная, пожарная сигнализации и система оповещения. Денежные средства на устранение выявленных нарушений образовательному учреждению не выделяются. Согласно Уставу, учредителем образовательного учреждения является администрация МР «<адрес>». В соответствии с разделом 2 Устава основной деятельностью образовательного учреждения является осуществление образовательной деятельности. Ввиду положений действующего законодательства в области пожарной и антитеррористической защищенности, обеспечение безопасности обучающихся во время образовательного процесса является обязанностью образовательного учреждения. В связи с изложенным просит обязать администрацию МР «<адрес>» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности школы, а МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» в течение 3 месяцев после поступления денежных средств обеспечить пропускной режим, установить: систему экстренного вызова полиции, тревожно-вызывную, охранную, пожарную сигнализации и систему оповещения.
В подтверждение заявленных требований к иску приложены: -копия акта обследования и категорирования объекта МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ»; -копия представления прокурора <адрес> № от 26.05.2021г. об устранении нарушений законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности; -копия письма заместителя главы администрации МР «<адрес>» № от 21.06.2021г. о результатах рассмотрения представления прокурора района; -копия приказа №п.1 от 18.06.2021г. начальника МКУ «Отдел образования администрации МР «<адрес>»» об объявлении замечания вследствие нарушения действующего законодательства об образовании; -копия письма главы МР «<адрес>» № от 15.06.2021г. в адрес Аппарата антитеррористической комиссии в <адрес> об оказании финансовой помощи из республиканского бюджета;
Ответчиком, администрацией МР «<адрес>», в порядке пункта 2 части 2 статьи 149 ГПК РФ подан письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно дорожной карте от 20.09.2018г., утвержденной главой администрации района по согласованию с начальником ОНД и ПР № по <адрес>, Тарумовскому и <адрес>м в МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» установлены и функционируют камеры видеонаблюдения. Для проведения мероприятий, указанных в иске, требуются крупные финансовые затраты, в связи с чем их исполнение в течение трех месяцев невозможно. Ими в Аппарат антитеррористической комиссии в <адрес> направлено обращение об оказании муниципалитетам финансовой помощи из республиканского бюджета.
В обоснование доводов отзыва ответчиком приложены: -копия дорожной карты устранения нарушений требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях МР «<адрес>», утвержденный 20.09.2018г.
В судебное заседание, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, стороны не явились, обратились в суд с письменными заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом положений части 5 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствии, надлежаще извещенных, сторон.
Изучив доводы иска, письменного отзыва, исследовав приложенные к ним письменные материалы, суд приходит к следующему.
Из пункта 2 устава МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ», утвержденного постановлением администрации МР «<адрес>», учреждение осуществляет образовательную деятельность по очной, очно-заочной, заочной форме обучения, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, обучения по индивидуальным программам, обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Согласно указанного устава учредителем учреждения МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» является администрация МР «<адрес>», то есть администрация, обладая правомочиями собственника, обязана нести бремя содержания имущества.
<адрес> РД в целях обеспечения верховенства закона, единообразного его применения, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проведена проверка исполнения МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» требований федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности, по итогам которой выявлены ряд нарушений, в частности: в школе не обеспечивается пропускной режим, отсутствует система экстренного вызова полиции, тревожно-вызывная, охранная, пожарная сигнализации и система оповещения.
Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела.
Согласно статьям 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 названного закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подп. «а» и «б» п.4 ч.1 ст.3 указанного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 указанного Федерального закона органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 10 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, целью противодействия терроризму в РФ является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
В данной Концепции также определены основные задачи противодействия терроризму: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Согласно п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из п.8 ч.1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. ст. 1, 4, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей является одной из целей государственной политики. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка образовательные учреждения не могут ущемлять права ребенка.
В силу п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Кроме того, в соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». Эти же Требования предусматривают типовую форму паспорта мест массового пребывания людей.
В соответствии с п.п. 1-3 Требований, они устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. Перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
Как установлено из исследованных судом материалов проверки, проведенной прокуратурой <адрес> в МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» по факту соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании, о пожарной безопасности, в деятельности школы выявлены ряд нарушений, в частности: не обеспечивается пропускной режим, отсутствует система экстренного вызова полиции, тревожно-вызывная, охранная, пожарная сигнализации и система оповещения.
В указанной части ответчики выявленные нарушения признали в полном объеме и пояснили, что причиной несоблюдения требований законодательства является отсутствие денежных средств.
Вместе с тем, вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находятся в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления и на них возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья учащихся и учителей образовательного учреждения.
С учетом изложенного, суд, изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь нормами указанного выше действующего законодательства, а также учитывая, что учредителем и собственником имущества МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» является администрация МР «<адрес>», что финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов, а также учитывая, что организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей, а также учитывая требования пожарной безопасности, считает исковые требования и.о. прокурора <адрес> РД, действующего в интересах неопределенного круга лиц, предъявленные к МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» и администрации МР «<адрес>» о финансировании и осуществлении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, с учетом письменного отзыва ответчика, в котором отражено обращение к суду о предоставлении разумного срока для устранения выявленных нарушений вследствие того факта, что бюджет муниципального района на текущий финансовый год не располагает подобными денежными средствами, полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск и.о. прокурора <адрес> ФИО3 интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>», МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» о финансировании и осуществлении мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности удовлетворить частично.
Обязать администрацию МР «<адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ».
Обязать МКОУ «Батыр-Мурзаевская СОШ» в течение шести месяцев после поступления денежных средств обеспечить пропускной режим, установить систему экстренного вызова полиции, тревожно-вызывную сигнализацию, охранную сигнализацию, пожарную сигнализацию и систему оповещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд РД в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий
судья Р.С. Расурулаев