Дело № 2-461/2022
УИД 03RS0040-01-2022-000624-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дюртюли 16 июня 2022 года
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Крамаренко Е.Г.,
при секретаре Гареевой Р.Ф.,
с участием заместителя Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ Насретдинова И.Р.,
представителя ответчика – главы администрации сельского послания Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район РБ Байгускаров С.Х.,
представителя третьего лица Нефтекамского территориального комитета Минэкологии РБ Валиева Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюртюлинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Дюртюлинский межрайонный прокурор Раянов Р.Р. обратился в суд с иском в защиту в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой 22.04.2022 установлено, что в 500 м северу от с.Юкалекулево Дюртюлинского района Республики Башкортостан площадью около 0,48 га, а также в 500 м к северу от д.Уткинево Дюртюлинского района Республики Башкортостан площадью 0,135 га, в 500 м. юго-восточнее д. Мамадалево Дюртюлинского района РБ расположены несанкционированные свалки, в которые доступ свободный, какие либо информационные таблички о запрете сброса отходов отсутствуют, прилегающие к свалке ТКО территории захламлены отходами полиэтилена, отходами от жилищ несортированные, отходы от разборки строения несортированные, древесные отходы. Истец просит обязать ответчика ликвидировать свалки в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор иск поддержал по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам.
Представитель третьего лица Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан Валиев Р.Р. исковые требования прокурора поддержал, показал, что администрации сельского поселения необходимо проведение информационной работы с населением для предотвращения образования подобных стихийных свалок.
В судебном заседании представитель ответчика администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Байгускаров С.Х. исковые требования признал.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В частности, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды (ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Поскольку обеспечение конституционных прав граждан составляет существо деятельность всех уровней власти государства, то в природоохранной деятельности должны принимать участие федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления согласно своей компетенции.
Положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах, производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу подп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с ч. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов), на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, на земельном участке, расположенном в 500 м. к северу от с. Юкаликулево Дюртюлинского района РБ расположена свалка ТКО с. Юкаликулево Дюртюлинского района РБ площадью около 0,4 га, обслуживаемая администрацией сельского поселения Суккуловский сельсовет МР Дюртюлинский район РБ, доступ на территорию свалки ТКО свободный, какие либо информационные таблички о запрете сброса отходов отсутствуют, прилегающая к свалке ТКО территория захламлена отходами полиэтилена, отходами от жилищ несортированные, отходами от разборки строении несортированные, древесных отходов.
Такие же несанкционированные свалки отходов потребления образованы в 500 м к северу от д. Уткинеево Дюртюлинского района РБ расположена свалка ТКО д. Уткинеево Дюртюлинского района РБ на поверхности почвы площадью около 0,135 га., в 500 м. юго-восточнее д. Мамадалево Дюртюлинского района РБ расположена свалка ТКО д. Мамадалево Дюртюлинского района РБ на поверхности почвы площадью около 0,4 га, доступ к которой был свободный, какие либо информационные таблички о запрете сброса отходов отсутствуют, прилегающие к свалке ТКО территории захламлены отходами полиэтилена, отходами от жилищ несортированные, отходы от разборки строения несортированные, древесные отходы.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки (фототаблицей, актом проверки помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора от 27.04.2022, актом проверки от 26.04.2022 г. в отношении администрации сельского поселения Суккуловский сельсовет).
В соответствии с Уставом сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, вышеуказанные свалки являются несанкционированными, расположены на земельных участках в границе сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, в непосредственной близости от населенных пунктов – д. Уткинеева, д.Мамадалево, с.Юкаликулево. Выявленные в ходе проведения проверки отходы являются продуктами жизнедеятельности граждан, носят бытовое и коммунальное происхождение. Администрацией сельского поселения как землепользователем допущено бездействие по организации регулярной очистки населенных пунктов от отходов потребления, по принятию своевременных мер для выявления несанкционированных свалок и их ликвидации.
Вышеуказанная обязанность муниципалитета по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не может восприниматься в отрыве от обязанностей муниципалитета разрешения иных вопросов местного значения, установленных подп. 9, 10 и 19 п. 1, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, организация благоустройства территории поселения.
Приведенное согласуется с положением ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в силу которого территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При том, что в силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов может являться только специально оборудованное сооружение, а одним из требований к объектам размещения отходов ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлен запрет захоронения отходов в границах населенных пунктов.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
На администрацию сельского поселения в силу вышеприведенных норм Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Земельного кодекса РФ, а также заключенного соглашения о передаче части полномочий муниципального района, должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, образование которых допущено в пределах сельского поселения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым возложить обязанность на ответчика по проведению вышеуказанных работ в срок 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
иск Дюртюлинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Суккуловский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в 500 м. к северу от с. Юкаликулево Дюртюлинского района РБ, в 500 м. к северу от д. Уткинеево Дюртюлинского района РБ, в 500 м. юго-восточнее д. Мамадалево Дюртюлинского района РБ в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме составлено 23.06.2022 года
Председательствующий Е.Г. Крамаренко