Дело № 2-1738/2023
УИД 13RS0025-01-2023-002046-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 года
г. Саранск
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе судьи Даниловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Хапугиной Е.М.,
с участием представителя истца прокурора города Дзержинска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Республики Мордовия Лапшиной О.Г., действующей на основании доверенности от 22.08.2023 года.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Дзержинска к Суровову Николаю Александровичу о понуждении принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в двухэтажное нежилое здание путем ограждения проемов на внешних стенах, освободить от навалов бытового и строительного мусора земельный участок, установлении срока для исполнения решения суда в течение трех календарных месяцев с даты вступления решения в законную силу,
установил:
прокурор г.Дзержинска обратился с иском к Шатову А.М., в обоснование требований указав, что в ходе проверки соблюдения требований градостроительного законодательства на территории г.Дзержинск прокуратурой города 22.06.2022 выявлены объекты недвижимости (нежилое здание кадастровый <..>) и земельный участок кадастровый <..> под ним, расположенные по адресу: <адрес>, эксплуатация которых не осуществляется. Установлено, что указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности Шатову А.М. Вышеуказанное недвижимое имущество длительное время не эксплуатируется, никем не охраняется. На объекты имеется свободный доступ, в том числе, несовершеннолетних лиц, которые подвергают себя и свою жизнь опасности путем проникновения на верхний этаж и кровлю здания. Проемы на внешних стенах зданий не имеют ограждения и представляют собой серьезную угрозу для жизни и здоровья, входящих и поднимающихся на верхние этажи здания людей, так как велика вероятность их падения с высоты. Ограждение земельного участка имеет значительные повреждения и не препятствует свободному проникновению лиц на территорию земельного участка и в нежилое здание. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в границах земельного участка имеются навалы бытового и строительного мусора, что нарушает гарантированные федеральным законодательством права неограниченного круга лиц в сфере охраны окружающей природной среды и безопасности зданий и сооружений.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просил обязать Шатова А.М. принять меры к консервации двухэтажного нежилого здания кадастровый <..>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, освободить земельный участок, с кадастровым номером <..>, площадью <...>+(-) 29 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: детская инфекционная больница, расположенный по адресу: <адрес>, от навалов бытового и строительного мусора; установить ответчику срок для исполнения решения суда в течении трех календарных месяцев с даты вступления решения в законную силу (л.д.5-6).
Протокольным определением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24.04.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика Шатова А.М. на надлежащего ответчика Суровова Н.А., принято заявление об уточнении исковых требований (т.1 л.д.92).
Определением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 25.05.2023 гражданское дело по иску прокурора города Дзержинска к Суровову Н.А. о возложении обязанностей по подсудности направлено в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия (т.1 л.д.119-120).
28.08.2023 в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия поступили возражения Суровова Н.А., из которых следует, что 22.11.2022 между Сурововым Н.А. (покупатель) и ИП Шатовым А.М. (продавец) был заключен договор купли-продажи земельного участка (назначение: для размещения детской инфекционной больницы) по адресу: <адрес> и пяти нежилых зданий на нем. В соответствии с договором купли-продажи, земельный участок и здания каких-либо обременений не имели, так же продавец не извещал покупателя о наличии каких-либо предписаний. 16.02.2023 произошла смена назначения земельного участка на среднеэтажная жилая застройка. 03.04.2023 получен приказ №007-02-02/62 Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций НО «О подготовке проекта планировки территории в границах проспекта Дзержинского, улиц Пирогова, Ватутина, площади Свободы в городском округе г.Дзержинск, НО». 17.04.2023 получен Градостроительный план земельного участка для размещения на данном участке многоэтажного многоквартирного дома. 20.06.2023 Сурововым Н.А. в администрацию г.Дзержинска было подано уведомление о планируемом сносе объектов капитального строительства по адресу <адрес>. Сформированного проезда на данный земельный участок не существует (здания, находясь в муниципальной собственности, не эксплуатировались с конца 1980 годов) были поданы заявки на организацию проезда на участок: в администрацию г.Дзержинска для заключения договора о размещении проезда на участок, в ООО УК «ДомУправ» о согласовании проезда автотранспорта по придомовой территории в рамках ранее существующего проезда. 20.07.2023 получен отказ администрации г.Дзержинска о предоставлении участка под проезд, 01.08.2023,08.08.2023 получены отказы ООО УК «ДомУправ». В настоящий момент проводятся мероприятия по организации сервитутов для проезда на земельный участок по адресу: <адрес>, и обслуживания (в том числе сноса) зданий на данном участке. Сурововым Н.А. не было получено никаких предписаний о консервации зданий на участке по адресу: <адрес> (т.1 л.д.187).
Определением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 22.08.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шатов А.М., администрация Нижегородской области, Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (т.1 л.д.178).
28.09.2023 истец – и.о.прокурора г.Дзержинска Кокин С.Н. в адрес суда представил письменное заявление об уточнении исковых требований, в котором просил обязать Суровова Н.А., <дата> года рождения, принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в двухэтажное нежилое здание, кадастровый <..>, площадью <...> кв.м., расположенное по адресу <адрес> путем ограждения проемов на внешних стенах, освободить от навалов бытового и строительного мусора земельный участок, кадастровый <..>, площадью <...>+(-) 29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: детская инфекционная больница, расположенный по адресу <адрес>, установить Суровову Н.А. срок для исполнения настоящего решения суда в течение трех календарных месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу (т.2 л.д.6).
Определением Октябрьского районного суда г.Саранска РМ от 18.10.2023 года производство в части исковых требования прокурора <адрес> к Шатову А.М. о понуждении принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в двухэтажное нежилое здание, кадастровый <..>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, путем установления ограждений проемов на внешних стенах; понуждении освободить от навалов бытового и строительного мусора земельный участок кадастровый <..>, площадью <...>+(-) 29 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: детская инфекционная больница, расположенный по адресу: <адрес> прекращено (л.д.108-111,т.2).
Истец прокурор г.Дзержинска, ответчик Суровов Н.А., представитель Суровова Н.А. – Носов М.Е., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Шатов А.М., представители администрации Нижегородской области, Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом (т.1 л.д.14-19,22-26).
Представитель истца прокурора г.Дзержинска - старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска РМ Лапшина О.Г., действующая на основании доверенности от 22.08.2023 года в судебном заседании не возражала против прекращения производства по делу в части исковых требований, предъявленных к Шатову А.М., в остальной части иск поддержала.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ответчик Суровов Н.А. является собственником нежилого помещения кадастровый <..>, площадью <...> кв.м., и земельного участка <..>, площадью <...>+(-) 29 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 30.11.2022, что подтверждено выписками из ЕГРН от 09.08.2023 №КУВИ-001/2023-181247436 и №КУВИ-001/2023-181234014 (т.1, 137-138,140-141).
Из справки старшего помощника прокурора г.Дзержинска Суховой Н.П. на имя заместителя прокурора г.Дзержинская Сенкову С.В. следует, что в ходе проверки исполнения требований градостроительного законодательства на территории г.о.г.Дзержинск, 22.06.2022 выявлены объекты недвижимости (нежилое здание кадастровый <..>) и земельный участок кадастровый <..> под ним, расположенные по адресу: <адрес>, эксплуатация которых не осуществляется. Установлено, что указанные объекты недвижимости являются частной собственностью Шатова А.М., <дата> года рождения. Право собственности Шатова А.М. на двухэтажное нежилое здание кадастровый <..>, площадью <...> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (далее - нежилое здание), зарегистрировано в установленном законом порядке (запись о регистрации от 09.03.2021 <..>. Право собственности Шатова А.М. на земельный участок кадастровый <..>, площадью <...>+(-) 29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: детская инфекционная больница кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (далее – земельный участок), зарегистрировано в установленном законом порядке (запись о регистрации от 09.03.2021 <..>. На момент проверки вышеуказанное недвижимое имущество не эксплуатировалось. Также установлено, что недвижимое имущество никем не охраняется, на объекты имеется свободный доступ, в том числе, несовершеннолетних лиц, которые подвергают себя и свою жизнь опасности путем проникновения на верхний этаж и кровлю здания. Проемы на внешних стенах зданий не имеют ограждения и представляют собой серьезную угрозу для жизни и здоровья входящих и поднимающихся на верхние этажи здания людей, так как велика вероятность их падения с высоты. Ограждение земельного участка имеет значительные повреждения и не препятствует свободному проникновению лиц на территорию земельного участка и в нежилое здание. В ходе проверки установлено, что в нарушении требований законодательства в сфере обращения с отходами, в границах земельного участка имеются навалы бытового и строительного мусора. Выявленные нарушения закона нарушают гарантированные федеральным законодательством требования в сфере охраны окружающей природной среды и безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации сноса. В ходе осмотра осуществлялось фотографирование объекта. К справке приобщен фотоматериал (т.1 л.д.7-15).
Согласно договору купли-продажи от 22.11.2022, заключенному между ИП Шатов А.М. (продавец) и Сурововым Н.А. (покупатель), продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество, указанное в приложении №1 к договору, а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную договором денежную сумму (цену), Имущество принадлежит продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи муниципального имущества №107 от 27.01.2021 (пункты 1.1, 1.2 договора) (т.1 л.д.80-82).
Из приложения 1 к договору купли-продажи от 22.11.2022 указаны сведения об имуществе, в том числе, на нежилое здание 2 этажа, площадь <...> кв.м., и земельный участок, площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детская инфекционная больница; для размещения объектов здравоохранения, расположенные по адресу: <адрес> (т.1 л.д.83).
Согласно решению Суровова Н.А. о смене вида разрешенного использования земельного участка <..>, расположенного по адресу: <адрес>, от 06.02.2023, решено изменить вид разрешенного использования указанного земельного участка, «детская инфекционная больница» на вид разрешенного использования - на среднеэтажная жилая застройка в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными постановлением Городской Думы г.Дзержинская №481 от 23.06.2009 (т.1 л.д.147 обр.сторона).
Из приказа Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 03.04.2023 №07-02-02/62 ИП Суровову Н.А. разрешено подготовку проекта планировки территории в границах проспекта Дзержинского, улиц Пирогова, Ватутина, площади Свободы в го г.Дзержинск Нижегорожской области, за счет собственных средств, согласно прилагаемой схеме №75/23 (т.1 л.д.149).
Согласно акту выездного обследования старшего помощника прокурора г.Дзержинска Суховой Н.П. следует, что в целях проверки фактического устранения нарушений требований градостроительного законодательства, выявленных в ходе ранее проведенной проверки, 23.08.2023 осуществлен выход на объекты недвижимости (нежилое здание кадастровый <..>) и земельный участок кадастровый <..> под ним, расположенные по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что эксплуатация указанных объектов не осуществляется, недвижимое имущество никем не охраняется, на объекты имеется свободный доступ, в том числе, несовершеннолетних лиц, которые подвергают себя и свою жизнь опасности путем проникновения на верхний этаж и кровлю здания. Проемы на внешних стенах зданий не имеют ограждения и представляют собой серьезную угрозу для жизни и здоровья, входящих и поднимающихся на верхние этажи здания людей, так как велика вероятность их падения с высоты. Ограждение земельного участка имеет значительные повреждения и не препятствует свободному проникновению лиц на территорию земельного участка и в нежилое здание. В нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами, в границах земельного участка имеются навалы бытового и строительного мусора. Выявленные нарушения закона нарушают гарантированные федеральным законодательством требования в сфере охраны окружающей природной среды и безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации сноса. В ходе осмотра осуществлялось фотографирование объекта. К акту приобщен фотоматериал (т.1, л.д.7-15, т.2 л.д.7-12).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник на основании ст. 209 ГК РФ вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые интересы других лиц, к которым в соответствии с градостроительным законодательством относятся благоприятные условия жизнедеятельности людей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" настоящий Федеральный закон принимается в целях: 1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
В соответствии со ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Как следует из ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом ответственным за эксплуатацию здания, сооружения является собственник здания, сооружения.
Ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Исковые требования направлены на устранение опасности для неопределенного круга лиц.
Здание собственником Сурововым Н.А. не эксплуатируется, проемы на внешних стенах зданий не имеют ограждения и представляют собой серьезную угрозу для жизни и здоровья, входящих и поднимающихся на верхние этажи здания людей, так как велика вероятность их падения с высоты. Ограждение земельного участка имеет значительные повреждения и не препятствует свободному проникновению лиц на территорию земельного участка и в нежилое здание.
Судом установлено, что меры, предупреждающие причинение вреда населению, а равно меры по обеспечению безопасности спорного нежилого здания собственником не приняты. Собственник никаких мер для устранения возникшей опасности, к моменту рассмотрения дела, не предпринял.
В целях соблюдения требования об устранении угрозы для окружающих, безопасность объекта может быть обеспечена путем исключения доступа посторонних лиц посредством ограждения проемов на внешних стенах.
Учитывая, что спорный объект не эксплуатируется, влечет реальную опасность для людей, учитывая отсутствие ограждения, доступность на объект неопределенного круга лиц, в целях исключения угрозы жизни и здоровья людей, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в двухэтажное нежилое здание, кадастровый <..>, площадью <...> кв.м., расположенное по адресу <адрес> путем ограждения проемов на внешних стенах.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно абзацу 5 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" размещение отходов представляет собой хранение (содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение отходов (изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду), накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.7 ст.12 закона №89-ФЗ).
В силу ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия.
Единые нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и уборки территории в границах городского округа города Дзержинск установлены Правилами благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, утвержденные решением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2013 № 586.
В соответствии с ч.3 ст. 2 Правил благоустройства г. Дзержинск, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются настоящими Правилами (л.д.35,т.2).
Собственники и пользователи нежилых здания (помещений в них), сооружений обязаны обеспечивать содержание и уборку территории земельного участка, на котором расположено нежилое здание (помещение в нем), сооружение, включая временное, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета (п.12 Правил) (л.д.36,т.2).
Таким образом, в силу норм действующего законодательства ответчик обязан принять меры по освобождению от навалов бытового и строительного мусора земельного участка, кадастровый <..>, площадью <...>+(-) 29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: детская инфекционная больница, расположенный по адресу <адрес>.
Исходя из вышеизложенных норм закона, доводы ответчика Суровова Н.А. и его представителя Носова М.Е. о том, что ответчик не имеет никакой фактической возможности для консервации/ сноса зданий на нем, поскольку, у него нет доступа на вышеуказанный участок и им проводятся мероприятия по организации сервитута для проезда на него и обслуживания зданий на данном участке (л.д.145-166,т.1), не являются безусловным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку, как собственник спорного имущества ответчик обязан нести бремя по содержанию своего имущества при любых условиях.
Согласно п.1 ч.2 ст.9 ФЗ РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности от 04.07.2008 года (в ред. ФЗ от 10.07.2012 года № 117-ФЗ) к сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся: осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 30 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств обратному со стороны ответчика суду не представлено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
При этом, в силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд определяет срок, в течение которого надлежит исполнить решение суда - в течение трех календарных месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, который суд считает разумным, учитывая возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку, судом удовлетворены 2 исковых требования неимущественного характера, с ответчика в доход бюджета го Саранск, в соответствии с требованиями абз.1 п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Дзержинска удовлетворить.
Обязать Суровова Николая Александровича, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, (паспорт <..>, выдан <дата> отделом по вопросам миграции отдела полиции <..> УМВД России по <адрес>, код <..>) принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в двухэтажное нежилое здание, кадастровый <..>, площадью <...> кв.м., расположенное по адресу <адрес> путем ограждения проемов на внешних стенах, освободить от навалов бытового и строительного мусора земельный участок, кадастровый <..>, площадью <...> + (-) 29 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: детская инфекционная больница, расположенный по адресу <адрес>, установить Суровову Николаю Александровичу срок для исполнения настоящего решения суда в течение трех календарных месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Суровова Николая Александровича в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в сумме 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путём подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья О.В.Данилова
Мотивированное решение изготовлено
19.10.2023 года
Судья О.В.Данилова