Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-226/2023 (2-4231/2022;) ~ М-4659/2022 от 19.10.2022

Дело № 2-226/2023

УИД 23RS0058-01-2022-005900-89

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2023 г.                                                                               г. Сочи

         Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ткаченко С.С.,

при секретаре судебного заседания Крышталевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыловой Н.А. к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Рылова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, в котором, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просит установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с каталогом координат в системе Краснодарского края МСК-23, указанными в заключении судебной экспертизы № от 06 февраля 2023 г.; указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ указанного земельного участка, обеспечивающего эксплуатации многоквартирного жилого дома.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит квартира № 1 по улице <адрес> в Хостинском районе города Сочи, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись государственной регистрации права собственности от 29 июля 2013 г. № <данные изъяты>. В данном жилом помещении истец проживает совместно с членами своей семьи. Жилой дом № 9 по улице Л. Украинки в Хостинском районе города Сочи является многоквартирным домом, состоящим из 4 (четырех) квартир.                На земельном участке, помимо многоквартирного жилого дома, расположены объекты вспомогательного назначения (сараи), необходимые для обеспечения его эксплуатации, что отражено в техническом паспорте домовладения от 15 мая 2000 г., а также в техническом паспорте от                 13 августа 1991 г., составленном Министерством коммунального хозяйства РСФСР. В 2006 году по инициативе жильцов жилого дома проектной мастерской Нигай Инны Евгеньевны по фактическим границам земельного участка под многоквартирным жилым домом был выполнен проект границ земельного участка. Постановлением Главы города Сочи от                                       07 ноября 2007г. № 1280 «О передаче земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом № 9 по улице Украинки                                   в Хостинском районе города Сочи, в общую долевую собственность, бесплатно, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме» утвержден проект границ земельного участка общей площадью .м, из состава земельного участка площадью 718 кв.м, ранее поставленного на государственный кадастровый учет (кадастровый номер ) по декларированной площади при проведении работ по разграничению государственной собственности на землю и из состава земель государственной собственности с кадастровым номером . Указанным постановлением земельный участок общей площадью <данные изъяты>.м для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома был передан в общую долевую собственность бесплатно собственникам помещений в многоквартирном жилом. 25 апреля 2008 г. земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет площадью <данные изъяты> кв.м с присвоением кадастрового номера . С разрешения органа местного самоуправления истцом была произведена реконструкция ранее существующих в границах участка с кадастровым номером хозяйственных построек без изменения границ фактического их расположения, в результате которой был создан объект капитального строительства – здание (хозяйственный блок) с кадастровым номером , в настоящее время принадлежащий истцу на праве собственности. Таким образом, указанный объект расположен в фактических исторически сложившихся (более 15 лет) на местности границах земельного участка по улице Украинки, д. 9 в Хостинском районе города Сочи, о чем имеется заключение кадастрового инженера                        Ивановой А.В. от 09 марта 2017 г. Однако в процессе оформления права собственности на указанный хозяйственный блок и постановки его на государственный кадастровый учет было обнаружено, что границы здания с кадастровым номером пересекаются с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером . Истец полагает, что при выполнении проекта границ на земельный участок имеющиеся объекты вспомогательного назначения не были учтены и часть их вошла в контур проектных границ земельного участка, а часть осталась за границами формируемого земельного участка. Обращает внимание, что на объект недвижимости с кадастровым номером было получено согласие органа местного самоуправления на размещение объекта, что подтверждается письмом департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 11 августа 2016 г. Обращает внимание, что согласно расчету минимальной площади земельного участка жилого дома     № 9 по ул. Украинки в Хостинском районе г. Сочи, произведенному в               2006 г., минимальная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации жилого дома, составила 725,5 кв.м. Однако учитывая, что жилой дом является одноэтажным и имеет 4 квартиры, то минимальная площадь земельного участка за жилым домом составляет <данные изъяты> кв.м. На основании изложенного, истец полагает, что при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> году полевых исследований и выноса границ земельного участка в натуре (на местности) не проводилось, работы были выполнены камерально. В связи с чем, при формировании конфигурации границ и площади земельного участка была допущена ошибка, не учтено фактическое исторически сложившееся расположение хозяйственных построек. Обращает внимание, что спора по фактическому землепользованию до настоящего времени между собственниками земельного участка с кадастровым номером , участок которых огорожен и используется, и администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи не возникало, площадь и границы фактически используемого земельного участка никем не оспаривались. При этом уточнение местоположение границ земельного участка предложенным способом, не превысит более чем на 10% первоначально установленную площадь участка. При этом формировании площади и границ спорного земельного участка в сторону их увеличения осуществляется за счет земель неразграниченной собственности, что исключает нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

Истец Рылова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно, об отложении рассмотрения дела не просила, обеспечила явку своего представителя.

Представитель истца Рыловой Н.А. - Казакова А.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам, подробно изложенным в исковом заявлении и заявлениях об уточнении исковых требований. Также полагала, что в связи с наличием признаков реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ спорного земельного участка необходимо уточнить местоположение границ земельного участка и его площадь, в соответствии с каталогом координат, установленным судебной экспертизой, а также считать судебный акт основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для проведения кадастрового учета изменений в ЕГРН без согласования со смежными землепользователями, наделив Рылову Н.А. полномочиями по подаче необходимого заявления в орган Росреестра без истребования дополнительных документов.

Представитель ответчика администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края – Ребещенко Б.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что земельный участок под многоквартирный жилой дом был выделен ранее, чем за истцом зарегистрировано право собственности на хозяйственный блок.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю г.Сочи – Новойдарская А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать. Указала, что экспертом не были сделаны достаточные выводы, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки. Также полагала, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, а при реконструкции хозяйственной постройки проектная документация была неверной.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП Волкова А.В., Кильк Л.К., Пищулин Р.В., Чернова М.И. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежаще и своевременно, об отложении рассмотрения дела не просили, причины неявки не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, признав причины неявки лиц, участвующих в судебном заседании, неуважительными.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения ответчика, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В ст.209 Гражданского кодекса РФ указывается о том, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от                                           29 декабря 2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г., в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

На основании ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015, ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 03 июля 2016, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков                 (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В настоящее время местоположение границ земельного участка и его площадь также определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка                                (п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ).

В случае если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (п. 10 ст. 3 Федерального закона от                       25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Ранее, в соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от                     25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного                                кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 10 статьи 3 ФЗ РФ от 25 октября 2001                       № 137-ФЗ признан утратившим силу.

Данный Федеральный закон вступил в законную силу с                                    01 марта 2015 г., за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу (п. 1 ст. 35).

Часть 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусматривает, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Судом установлено, что Рылова А.Н. является собственником квартиры №1, площадью 47 кв.м, расположенной по улице Л. Украинки, д. 9 в Хостинском районе города Сочи, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись государственной регистрации права собственности от 29 июля 2013 г. № , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права                   (том 1 л.д.80).

Жилой дом № 9 по улице Л. Украинки в Хостинском районе города Сочи, в котором расположена квартира истца, является многоквартирным домом с кадастровым номером , состоящим из                             4 (четырех) квартир, 1956 года постройки (том 1 л.д.72).

В 2006 году с целью определения границ земельного участка для дальнейшего оформления и постановки на кадастровый учет по инициативе жильцов жилого дома проектной мастерской Нигай И.Е. по фактическим границам земельного участка под многоквартирным жилым домом был выполнен проект границ земельного участка жилого дома № 9 по ул. Украинки в Хостинском районе г. Сочи для непосредственного управления и согласован в установленном законом порядке                                         (том 1 л.д.58-76).

Исходными материалами для разработки проекта границ послужили, в том числе: справка градостроительной базы данных и дежурного плана города, выполненная МУП г. Сочи «МИГ» (договор № технический паспорт домовладения №9, выполненный филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г. Сочи от 15 мая 2000 г. инв. № 2279 и т.д. Проект границ выполнен на топографической съемке М1:500, откорректированной ОАО «Южпроекткоммунстрой» в 1988 г. Планшет 168-В-11. Из материалов проекта границ, выполненного на топографической съемке, следует, что на земельном участке располагались объекты вспомогательного назначения (сараи), необходимые для обеспечения эксплуатации жилого дома, эти же объекты вспомогательного назначения также были отражены в используемом техническом паспорте, поскольку дом является барачного типа.

Постановлением Главы города Сочи от 07 ноября 2007 № 1280 «О передаче земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом № 9 по улице Украинки в Хостинском районе города Сочи, в общую долевую собственность, бесплатно, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме» (том 1 л.д.18) утвержден проект границ земельного участка общей площадью кв.м, занимаемого многоквартирным жилым домом № 9 по улице Украинки в Хостинском районе города Сочи. Часть указанного земельного участка, площадью                    кв.м, формируется из состава земельного участка площадью кв.м, ранее поставленного на государственный кадастровый учет (кадастровый номер ) по декларированной площади при проведении работ по разграничению государственной собственности на землю, а часть земельного участка, площадью кв.м из состава земель государственной собственности с кадастровым номером .

Также указанным постановлением земельный участок общей площадью кв.м для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома был передан в общую долевую собственность бесплатно собственникам помещений в многоквартирном жилом доме № 9 по улице Украинки в Хостинском районе города Сочи.

25 апреля 2008 г. земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет площадью кв.м с присвоением кадастрового номера , видом разрешенного использования «для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома» по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН (том 1 л.д. 32-113).

На земельном участке, помимо многоквартирного жилого дома барачного типа, расположены объекты вспомогательного назначения (сараи), необходимые для обеспечения его эксплуатации, что отражено в техническом паспорте домовладения от 15 мая 2000 г., выданном Сочинским бюро технической инвентаризации, а также в техническом паспорте от 13 августа 1991 г, составленном Министерством коммунального хозяйства РСФСР (том 1 л.д.63-68). Таким образом, указанные объекты вспомогательного назначения существовали на местности в границах фактических границ спорного земельного участка на момент выполнения проекта границ земельного участка жилого дома № 9 по ул. Украинки в Хостинском районе г. Сочи проектной мастерской Нигай И.Е..

С разрешения органа местного самоуправления истцом была произведена реконструкция ранее существующего в границах участка с кадастровым номером хозяйственных построек, без изменения границ фактического их расположения, в результате которой был создан объект капитального строительства – здание (хозяйственный блок) площадью 164 кв.м с кадастровым номером , в настоящее время принадлежащий истцу на праве собственности (запись государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости от 29 августа 2017 г.                                   № <данные изъяты>), что подтверждается выпиской из ЕГРН (том 1 л.д.43-46).

Согласие на реконструкцию подтверждается письмом департамента имущественных отношений администрации города Сочи от                                11 августа 2016 г., согласно которому департамент дал разрешение на постановку на государственный кадастровый учет хозяйственного блока в тех границах и площади, которые в настоящее время отражены в ЕГРН                    (том 1 л.д.83).

Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера                          Ивановой А.В. от 09 марта 2017 г. хозяйственный блок целиком расположен в исторически сложившихся на местности границах земельного участка по ул. Украинки, д.9, выхода здания хозяйственного блока за границы земельного участка не выявлено (том 1 л.д.84).

При этом на момент формирования границ земельного участка с кадастровым номером данная хозяйственная постройка уже существовала в границах, имеющихся в настоящее время.

Однако в ноябре 2021 года истец обратилась к кадастровому инженеру <данные изъяты>., которой было выдано заключение от 17 ноября 2021 г. № 06 о том, что границы нежилого здания с кадастровым номером выходят за кадастровые границы правомерного земельного участка с кадастровым номером . При этом кадастровым инженером, исходя из имеющихся данных, указано, что, объекты вспомогательного назначения не были учтены и часть их вошла в контур проектных границ земельного участка, а часть осталась за границами формируемого земельного участка. Фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером составляет кв.м, конфигурация земельного участка по фактическим границам не соответствует границам, указанным в ЕГРН, по фактическому пользованию объект недвижимости с кадастровым номером расположен в фактических границах земельного участка с кадастровым номером и пересечения по фактическим границам отсутствует.

По ходатайству истца судом определением от 25 ноября 2022 г. была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено <данные изъяты>», в соответствии с заключением эксперта №<данные изъяты> от 06 февраля 2023 г. были сделаны следующие выводы:

- стены объекта капитального строительства с кадастровым номером представляют на местности часть ограждающей конструкции земельного участка с кадастровым номером , также, в месте расположения объекта капитального строительства с кадастровым номером , по адресу: <адрес> на местности имеются заборы, представленные металлической сеткой рабицей. Физическим осмотром эксперта определено, что установленные границы части земельного участка с кадастровым номером на местности сложились исторически и существуют более 15 лет;

- местоположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером в месте расположения объекта капитального строительства с кадастровым номером , по адресу: Краснодарский <адрес>, не соответствует сведениям о границах исследуемого земельного участка, внесенным в ЕГРН. Установленное местоположение фактических границ не пересекается с правомерными границами смежных земельных участков, а также не расположено на землях общего пользования;

- экспертом разработан единственный вариант по устранению выявленных недостатков в местоположении и площади земельного участка с кадастровым номером – проведение кадастровых работ, направленных на исправление местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером с учетом установленных экспертом фактических границ указанного земельного участка. При этом, ввиду того, что экспертом была исследована лишь часть фактических границ земельного участка с кадастровым номером – в месте расположения объекта капитального строительства с кадастровым номером , границы, не исследованные экспертом, не предлагаются для исправления и принимаются согласно сведениям, внесённым в ЕГРН. Экспертом приведена схема положения границ земельного участка с кадастровым номером после исправления его границ и каталог координат указанного земельного участка и его площадь, с учётом предлагаемых экспертом изменений. Площадь земельного участка с кадастровым номером после предлагаемых экспертом изменений будет увеличена и станет кв.м, при этом собственники земельного участка ранее при уточнении границ не воспользовались возможностью по увеличению площади своего земельного участка до 10 (десяти) процентов;

- местоположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером месте расположения объекта капитального строительства с кадастровым номером , по адресу: Краснодарский <адрес>, препятствия смежным землепользователям, а также владельцам рядом расположенных объектов капитального строительства, не создают.

Суд принимает выводы эксперта, поскольку они сделаны специалистом, имеющими соответствующую квалификацию. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено. У суда не имеется оснований не доверять представленному заключению, указанные в нём выводы соответствуют материалам дела. Оснований для назначений повторной и (или) дополнительной экспертизы не имеется.

Сторонами указанные выводы эксперта под сомнение не поставлены.

Кроме того, проект границ земельного участка жилого дома № 9 по ул. Украинки в Хостинском районе г. Сочи в 2006 г. был выполнен проектной мастерской Нигай Инны Евгеньевны в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России С.И. Сай 17 февраля 2003 г., о чем указано в самом проекте.

В расчете минимальной площади земельного участка (том 1 л.д.73) имеется ссылка на СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (приложение 3*), утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78, действовавшие на момент произведения расчета, согласно которым при одно-, двух- или четырехквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке коттеджного типа на новых периферийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших городов, при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки и в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне городов любой величины, размер земельного участка рассчитывается из расчета 200-400 кв.м (включая площадь застройки) на квартиру.

Учитывая, что жилой дом является одноэтажным и имеет 4 квартиры, то минимальная площадь земельного участка за жилым домом составляет 200x4=800 кв.м. Данный вывод также отражен в расчете минимальной площади земельного участка, выполненном в составе проекта границ земельного участка жилого дома № 9 по ул. Украинки в Хостинском районе г. Сочи в 2006 г. был выполнен проектной мастерской Нигай Инны Евгеньевны.

При этом, в расчете минимальной площади спорного земельного участка, произведенному в рамках вышеуказанного проекта, как итог, указано, что площадь минимальная площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации жилого дома, составила 725,5 кв.м, что ставит под сомнение корректность произведения расчета минимальной площади земельного участка.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2001                      № 122-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей до 01 января 2017 г., при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 названной статьи).

Из частей 2 - 5 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», с учетом разъяснений, данных в пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от                     29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме обусловлен необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

По смыслу ч.ч. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом, но вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В силу ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.                                  . № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как указывалось ранее, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом фактического землепользования и красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01.03.2015, площадь части земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 данного Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г., предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Из содержания указанной нормы следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.

Из приставленных в дело доказательств в их совокупности судом достоверно установлено, что на момент формирования кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером в 2006 г., используемого под эксплуатацию многоквартирного дома, фактические границы участка исторически сложились не местности. В границах указанного земельного участка для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома (барачного типа) на момент разработки проекта границ существовали хозяйственные постройки, наличие которых подтверждается технической документацией 2000 и 1991 годов. Неизменность границ хозяйственных построек в границах земельного участка с кадастровым номером подтверждается разрешением департамента имущественных отношений, который дал согласие на постановку на государственный кадастровый учет существующего в настоящее время хозяйственного блока с кадастровым номером . Исходя из указанных ранее норм, исторически сложившиеся фактические границы должны были быть учтены при выполнении проекта границ земельного участка жилого дома № <данные изъяты>.

Более того, при определении минимального размера земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, в расчете указано, что его площадь в соответствии с нормативами должна составлять 800 кв.м, однако, в итоге под эксплуатацию дома был выделен участок площадью 725 кв.м.

В соответствии с ч.3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

Согласно ч. 4.2 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2007г.                        №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

В соответствии с частью 1, 2 ст. 39 Федерального закона                                № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Из содержания ст. 37 Федерального закона № 221-ФЗ следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В силу ч. 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).

Частью 1.1. указанной нормой установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.

Анализируя представленные в дело доказательства в их совокупности, суд полагает, что в рассматриваемом случае имеются признаки реестровой ошибки, допущенной при постановке земельного участка на кадастровый учет, в связи с несоответствием фактических границ с учетом имеющихся хозяйственных построек, которые подлежали обязательному учету при разработке проекта кадастровых границ при межевания в 2006 году. В связи с чем содержащиеся в настоящее время в ЕГРН сведения о координатах местоположения границ земельного участка с кадастровым номером являются неверными, что влечет необходимость устранения ошибки путем уточнения в ЕГРН сведениях о местоположении границы земельного участка.

При этом согласно ч.3 ст.42.8 Федерального закона от                                                 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте                  1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, не должна быть: больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен (п.3).

Предельные размеры земельных участков должны быть определены в соответствии с градостроительным регламентом.

На территории города Сочи действуют «Правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи», принятые                                 29 декабря 2009 г. Согласно п. 12.1 Главы 12 Предельные размеры (минимальные и (или) максимальные) земельных участков составляют:

- для индивидуального жилищного строительства - от <данные изъяты>. м;

- для блокированной жилой застройки – от <данные изъяты> кв.м за каждым домом;

- для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) – от <данные изъяты> кв.м;

- для земельных участков с видом разрешенного использования «Гостиничное обслуживание (код 4.7.)» или видов разрешенного использования, позволяющих строительство гостиниц, - не менее                    10 000 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г<адрес>, имеет разрешенное использование – для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома, а, как следует из указанных выше норм, к земельным участкам с таким разрешенным использованием, в Правилах землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи предельные размеры отсутствуют. В связи с чем, увеличение площади земельного участка с кадастровым номером не более чем на десять процентов в соответствии с действующим законодательством является допустимым.

Кроме того, заключением судебной экспертизы установлено, что местоположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером в месте расположения объекта капитального строительства с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, препятствия смежным землепользователям, а также владельцам рядом расположенных объектов капитального строительства, не создают.

Более того, фактические границы земельного участка с кадастровым номером существует на местности более 15 лет, спора по фактическому землепользованию между собственниками смежных земельных участков не имеется, участок огорожен и используется, администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи не возникало претензий по фактическому расположению ограждения не возникало, площадь и границы фактически используемого земельного участка никем не оспаривались.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об установлении границ земельного участка с кадастровым номером по фактическим его границам, в соответствии с каталогом координат в системе Краснодарского края МСК-23, указанными в заключении эксперта №<данные изъяты>Э от                          06 февраля 2023 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рыловой Н.А. (паспорт серии <данные изъяты> выдан 08 апреля 2015 г. отделением № 3 (по Хостинскому району) отдела УФМС России по Краснодарскому краю в г. Сочи) к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края об установлении границ земельного участка (ИНН ) - удовлетворить.

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , категорией земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с каталогом координат в системе <адрес> указанными в заключении эксперта № от                            06 февраля 2023 г., а именно:

    <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

Установить площадь земельного участка с кадастровым номером , категорией земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с заключением эксперта №-Э от <данные изъяты> г., в размере кв.м.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , категорией земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обеспечения эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с каталогом координат в системе Краснодарского края МСК-23, указанными в заключении эксперта                            № 06 февраля 2023 г., а именно:

    <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>

и сведений о площади указанного земельного участка в размере                         кв.м без согласования со смежными землепользователями и без истребования дополнительных документов, наделив Рылову Н.А. полномочиями по подаче необходимых документов в органы Росреестра.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Хостинский районный суд города Сочи в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2023 г.

Председательствующий:                                                         С.С. Ткаченко

2-226/2023 (2-4231/2022;) ~ М-4659/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рылова Наталья Александровна
Ответчики
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи
Другие
Кадастровый инженер ИП Волкова А.В.
УФСГРКиК по Кк
Чернова Мария Ивановна
Пищулин Роман Валентинович
Кильк Любовь Карповна
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Ткаченко Светлана Сергеевна
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky--krd.sudrf.ru
19.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2022Передача материалов судье
26.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2022Подготовка дела (собеседование)
16.11.2022Подготовка дела (собеседование)
25.11.2022Подготовка дела (собеседование)
25.11.2022Производство по делу приостановлено
22.02.2023Производство по делу возобновлено
22.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Подготовка дела (собеседование)
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2023Судебное заседание
12.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее