Дело № 2-6657 (2019)
32RS0027-01-2019-006433-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2019 года Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего Сухоруковой Л.В.,
при секретаре Борисенковой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Брянской области к УФССП России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. об уменьшении исполнительского сбора (2-617/2012),
УСТАНОВИЛ:
Правительство Брянской области обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 01 марта 2013 года Клинцовским районным судом Брянской области был выдан исполнительный лист №... на основании решения суда от 25 сентября 2012 года по гражданскому делу № 2-617/2012 по исковому заявлению прокурора Клинцоского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Брянской области о понуждении к совершению действий (обязании обратиться в Клинцовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных скотомогильников (биометрических ям) находящихся на территории Межведомственного сельского поселения Клинцовского района Брянской области, а именно: скотомогильник, расположенный на открытой местности тракторного стана в 1500 м. от с. Душкино Клинцовского района Брянской области, в 600 м от СПК «Душкино», в 1000 м. от пастбищ, в 1000 м. от водоема, в 500 м. от дороги, введен в действие в 1974 году, площадью 300 кв.м.; скотомогильник, расположенный в лесном массиве в 300 м. от с. Бутовск Клинцовского района Брянской области, в 2000 м. от территории ТнВ «Ударник», в 200 м. от пастбищ, в 300 м. от водоема, в 700 м. от дороги с. Бутовск – с. Медведево, введен в действие в 1976 году, площадью 100 кв.м.; биотермическую яму, расположенную на окраине лесного массива в 2500 м. от с. Медведево Клинцовского района Брянской области, в 2500 м. от помещения фермы колхоза «Прогресс», в 2000 м. от пастбищ, в 2000 м. от водоема, в 2000 м. от дороги, введена в действие в 1975 году, площадью 600 кв.м; скотомогильник, расположенный на окраине лесного массива в 1500 м. от с. Киваи Клинцовского района Брянской области, в 1500 м. от помещения фермы, в 200 м. от пастбищ, в 300 м от водоема, в 200 м. от дороги, введен в действие в 1961 году, площадью 300 м.; биометрическую яму, расположенную на окраине лесного массива в 2000 м. от с. Горчаки Клинцовского района Брянской области, в 2000 м. от колхоза «Прогресс», в 2000 м. от пастбищ, в 2000 м. от водоема, в 2000 м. от дороги, введена в действие в 1975 году, площадью 600 кв.м.
14 марта 2013 г. судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Брянска П. возбуждено исполнительное производство №... в отношении Правительства Брянской области, что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от 14.03.2013 года.
20 ноября 2017 г. указанное исполнительное производство принято к исполнению Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области.
21 октября 2019 г. судебным приставом – исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. на основании определения Советского районного суда г. Брянска обозначенное исполнительное производство прекращено, что подтверждается постановлением о прекращении исполнительного производства от 21.10.2019 г. №....
22 октября 2019 года судебным приставом – исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. по прекращению основного исполнительного производства, возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении Правительства Брянской области о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб., что подтверждается постановлением от 22.10.2019 г. №32033/19/56106.
Правительство Брянской области во исполнение указанного решения суда обращалось в Управление Росреестра Брянской области с заявлением о постановке на учет обозначенного бесхозяйного имущества, однако управление отказывало в государственной регистрации права, ввиду отсутствия в базе данных сведений об указанном объекте капитального строительства (обозначенный скотомогильник как объект недвижимости никогда не был зарегистрирован).
В целях разрешения сложившейся ситуации по исполнению решений судов, 20.03.2017 года постановлением Правительства Брянской области № 106-п был утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области.
В соответствии с указанным Порядком, а также на основании результатов ветеринарно- санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников Управлением ветеринарии Брянской области был принят Приказ от 03.07.2017г. № 211 «Об утверждении перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области».
Во исполнение указанных нормативных правовых актов Брянской области, на территории субъекта за 2017 -2018 года были ликвидированы 121 скотомогильник, в том числе и обозначенный, о чем в установленном порядке были составлены акты ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников. На 2019 год запланировано ликвидировать 70 скотомогильника.
Из областного бюджета на указанные мероприятия в 2017-2018 годах согласно государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020), утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2016 года № 729-п, было выделено 49633423,5 руб., на 2019 год выделено 3808000 рублей. Вместе с тем, всего на территории области необходимо ликвидировать около 250 скотомогильников, что требует значительного объема финансовых средств из бюджета субъекта.
Ссылаясь на требования Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», учитывая принятые Правительством Брянской области меры, а также объем финансирования расходов на реализацию мероприятий по ликвидации скотомогильников на территории Брянской области, истец просил суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области от 22.10.2019 г. № 32033/19/56106 на 1/4 доли – 12 500 рублей до 37500 рублей.
Представитель истца Правительства Брянской области, представитель ответчика УФССП по Брянской области, судебный пристав- исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркунова Ю.В. в судебное заседание не явились. Уведомлены надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие судебного пристава – исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 01 марта 2013 года Клинцовским районным судом Брянской области был выдан исполнительный лист №... на основании решения суда от 25 сентября 2012 года по гражданскому делу № 2-617/2012 по исковому заявлению прокурора Клинцоского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Брянской области о понуждении к совершению действий (обязании обратиться в Клинцовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйных скотомогильник (биометрических ям) находящихся на территории Межведомственного сельского поселения Клинцовского района Брянской области, а именно: скотомогильник, расположенный на открытой местности тракторного стана в 1500 м. от с. Душкино Клинцовского района Брянской области, в 600 м от СПК «Душкино», в 1000 м. от пастбищ, в 1000 м. от водоема, в 500 м. от дороги, введен в действие в 1974 году, площадью 300 кв.м.; скотомогильник, расположенный в лесном массиве в 300 м. от с. Бутовск Клинцовского района Брянской области, в 2000 м. от территории ТнВ «Ударник», в 200 м. от пастбищ, в 300 м. от водоема, в 700 м. от дороги с. Бутовск – с. Медведево, введен в действие в 1976 году, площадью 100 кв.м.; биотермическую яму, расположенную на окраине лесного массива в 2500 м. от с. Медведево Клинцовского района Брянской области, в 2500 м. от помещения фермы колхоза «Прогресс», в 2000 м. от пастбищ, в 2000 м. от водоема, в 2000 м. от дороги, введена в действие в 1975 году, площадью 600 кв.м; скотомогильник, расположенный на окраине лесного массива в 1500 м. от с. Киваи Клинцовского района Брянской области, в 1500 м. от помещения фермы, в 200 м. от пастбищ, в 300 м от водоема, в 200 м. от дороги, введен в действие в 1961 году, площадью 300 м.; биометрическую яму, расположенную на окраине лесного массива в 2000 м. от с. Горчаки Клинцовского района Брянской области, в 2000 м. от колхоза «Прогресс», в 2000 м. от пастбищ, в 2000 м. от водоема, в 2000 м. от дороги, введена в действие в 1975 году, площадью 600 кв.м.
14 марта 2013 г. судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Брянска П. возбуждено исполнительное производство №... в отношении Правительства Брянской области, что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от 14.03.2013 года.
20 ноября 2017 г. указанное исполнительное производство принято к исполнению Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области.
21 октября 2019 г. судебным приставом – исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. на основании определения Советского районного суда г. Брянска обозначенное исполнительное производство прекращено, что подтверждается постановлением о прекращении исполнительного производства от 21.10.2019 г. №....
22 октября 2019 года судебным приставом – исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. по прекращению основного исполнительного производства, возбуждено исполнительное производство №...-ИП в отношении Правительства Брянской области о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 руб., что подтверждается постановлением от 22.10.2019 г. №32033/19/56106.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1,2,3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом, в случае если должник полагает, что установленный размер исполнительского сбора принят без учета его имущественного положения, иных обстоятельств дела, должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, об отсрочке или рассрочке его взыскания. Следовательно, окончательное определение размера исполнительского сбора является компетенцией суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июля 2001г. N 13-П в части 4 указывает на то, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статьи 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. В связи с тем, что в большинстве случаев исполнительский сбор должнику устанавливается в максимальном размере - 7%, а денежный долг по исполнительному производству возникает из гражданско-правового обязательства, следовательно, имеет место нарушение гражданско-правового принципа разумности и справедливости, что подтверждается часть 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Правительство Брянской области во исполнение решения суда обращалось в Управление Росреестра Брянской области с заявлением о постановке на учет обозначенного бесхозяйного имущества, однако Управлением было отказано в государственной регистрации права ввиду отсутствия в базе данных сведений об указанном объекте капитального строительства (обозначенный скотомогильник как объект недвижимости никогда не был зарегистрирован).
Вместе с тем, в целях разрешения сложившейся ситуации по исполнению решений судов, 20.03.2017 года постановлением Правительства Брянской области № 106-п был утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области.
В соответствии с указанным Порядком, а также на основании результатов ветеринарно- санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников Управлением ветеринарии Брянской области был принят Приказ от 03.07.2017г. № 211 «Об утверждении перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области».
Во исполнение указанных нормативных правовых актов Брянской области, на территории субъекта за 2017 -2018 года были ликвидированы 121 скотомогильник, в том числе и обозначенный, о чем в установленном порядке были составлены акты ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников. На 2019 год запланировано ликвидировать 70 скотомогильников.
Из областного бюджета на указанные мероприятия в 2017-2018 годах согласно государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» (2017-2020), утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2016 года № 729-п, было выделено 49633423,5 руб., на 2019 год выделено 3808000 рублей. Вместе с тем, всего на территории области необходимо ликвидировать около 250 скотомогильников, что требует значительного объема финансовых средств из бюджета субъекта.
Кроме того, Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области возбуждены в отношении Правительства Брянской области исполнительные производства по 102 бесхозяйным скотомогильникам, что также влечет взыскание исполнительского сбора из бюджета субъекта.
На основании изложенного, учитывая принятые Правительством Брянской области меры, а также объем финансирования расходов на реализацию мероприятий по ликвидации скотомогильников на территории Брянской области, руководствуясь статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя, на одну четверть на 12 500 рублей.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительства Брянской области к УФССП России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В. об уменьшении исполнительского сбора (2-617/2012), удовлетворить.
Уменьшить Правительству Брянской области размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Брянской области от 22 октября 2019 года № 32033/19/56106 по исполнительному производству №...-ИП до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 23.12.2019 года.