Дело № 2-374/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Майя 14 октября 2022 г.
Мегино - Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Соловьева А.В.,
при секретаре судебного заседания Васильеве В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифорова Петра Анатольевича к администрации Городского поселения «поселок Нижний Бестях» Муниципального района «Мегино – Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) и Государственному казенному учреждению «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Никифоров П.А. (далее - истец) обратился в Мегино - Кангаласский районный суд РС (Я) с административным иском к администрации ГП «п. Нижний Бестях» Мегино – Кангаласского улуса РС (Я) (далее - ответчик) о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления равноценного другого жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>
В обосновании исковых требований указано, что истец является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 20 сентября 2016 года, В данной квартире истец проживает в настоящее время и она является единственным жильем для него. Дом признан аварийным и подлежащим сносу 02 марта 2015 года. Истец обращался в Администрацию поселка Нижний Бестях, но ему отказывали, ссылаясь на то, что он имеет право только на денежную компенсацию. С данным отказом истец не согласен и считает его незаконным. Положение ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу применению не подлежит, поскольку право на предоставление другого жилого помещения возникло до введения в действие данной нормы, т.е. переход права собственности жилого помещения на его имя было осуществлено на основании договора купли-продажи квартиры от 20 сентября 2016 года, а ФЗ №473 вступил в законную силу 28 декабря 2019 года, а многоквартирный жилой дом признан аварийным 02 марта 2015 года и включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы».
Определением от 12 августа 2022 г. административный иск принят к производству суда и по нему возбуждено административное дело.
Определением от 29 августа 2022 г. произведен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, и в качестве соответчика привлечено ГКУ РС (Я) «Дирекция жилищного строительства РС (Я)».
На судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, стороны не явились.
От истца и ответчика имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пунктом 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Как следует из материалов дела, истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение общей площадью 48,6 кв.м., расположенное по адресу: РС (Я), Мегино – Кангаласский район, п. Нижний Бестях квартал Энергетиков, д.5 кв. 6.
Указанная квартира приобретена истцом на основании договора купли – продажи квартиры от 20 сентября 2016 г.
Заключением межведомственной комиссии №15 от 02 марта 2015 г., многоквартирный дом, расположенный по адресу: РС (Я), Мегино – Кангаласский район, п. Нижний Бестях квартал Энергетиков, д.5, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 г. №50 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы» (Далее - республиканская адресная программа). Указанный выше многоквартирный дом включен в данную республиканскую программу с указанием о признании его аварийным 02 марта 2015 г., и планируемой датой окончания переселения 31 декабря 2024 г.
Таким образом, на основании исследования представленных доказательств судом установлено, что истец является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, который признан аварийным и подлежащим сносу и включен в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Из материалов дела также усматривается, что истцом получено письмо врио главы «п. Нижний Бестях» МР «Мегино – Кангаласский улус» РС (Я) от 27 июля 2022 г. за исх. № 1195, в котором ответчик разъяснил истцу, что он имеет право только на выплату возмещения в соответствии с положениями части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку право собственности у него на жилое помещение возникло после признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, указанное письмо ответчика, не обладает признаками ненормативного правового акта органа местного самоуправления, не содержит обязательных к исполнению указаний, не носит распорядительный характер, не обязывает истца к совершению определенных действий, не возлагает на него какие-либо иные обязанности.
Данное письмо является ответом на обращение истца и само по себе не влечет для него каких-либо правовых последствий, а носит разъяснительный характер, в связи с чем, не может служить препятствием для реализации прав истца в рамках региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Более того, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к правоотношениям по настоящему спору применению не подлежат, поскольку право истца на предоставление другого жилого помещения возникло у истца до введения в действие названной нормы, при этом действие этой нормы не распространено на ранее возникшие правоотношения.
Однако, учитывая, что реализация мероприятий по расселению жилого дома, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, в рамках республиканской адресной программы в настоящее время не начато, доказательств обратного не имеется, требование о предоставлении жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу, заявлено истцом преждевременно, поскольку реализация жилищных прав истца в связи с признанием аварийным многоквартирного дома по адресу: <адрес> в рамках республиканской адресной программы возможна в запланированные в программе сроки.
При этом суд исходит из того, что срок переселения граждан из указанного многоквартирного дома, установленный республиканской адресной программой не наступил, планируемая дата окончания переселения в соответствии с данной республиканской адресной программой установлена - 31 декабря 2024 г.
При установленных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Никифорова Петра Анатольевича к администрации Городского поселения «поселок Нижний Бестях» Муниципального района «Мегино – Кангаласский улус» Республики Саха (Якутия) и Государственному казенному учреждению «Дирекция жилищного строительства Республики Саха (Якутия)» о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 октября 2022 года.
Судья: . Соловьев А.В.
.
. .