№ 2-4809/2023
УИД: 61RS0013-01-2023-003542-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
судьи Кузьменко И.А.
при секретаре Антонове К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Пенсионного фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к Романенко Н. А., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом,
у с т а н о в и л :
истец в обоснование заявленных требований ссылается на то, что 08.06.2015г. Романенко Н.А. обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях», а 09.06.2015г. с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предъявив справку и выписку из акта медицинского освидетельствования МСЭ-2014 № от 15.05.2015г., выданные Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», об установлении ей 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания. Романенко Н.А.с 15.05.2015г. была назначена – страховая пенсия по инвалидности, а с 08.06.2015г. –ЕДВ. В рамках проведения законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат был направлен запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России), на который получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №о том, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Романенко Н.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования указанного ответчика также отсутствуют. Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России свидетельствуют о не проведении в отношении Романенко Н.А. медико-социальной экспертизы в Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», незаконности установления ей группы инвалидности. Выплата ответчику страховой пенсии по инвалидности и ЕДВ. прекращена с 01.01.2021г.Истец просит суд признать недействительными с момента выдачи справку и выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2014 № от 15.05.2015г., выданные Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», об установлении Романенко Н. А. 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Представитель истца в судебное заседание не явился, при подаче искового заявления заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя пенсионного и социального органа.
Ответчик Романенко Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена, представила заявление о признании иска, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в ранее направленном отзыве просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон на основании ч. 5ст. 167ГПК РФ.
Исследовав письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно выписке из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2014 № от 15ДД.ММ.ГГГГ выданной Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО»,Романенко Н.А.с15.05.2015г.установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
На основании заявлений, поданных в УПФР в <адрес>, Романенко Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена – страховая пенсия по инвалидности, а с ДД.ММ.ГГГГ – ЕДВ.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. прекратило деятельность в качестве юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединяй в Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ а <адрес> (межрайонное), которое, в свою очередь, прекратило деятельность в качестве юридического лица 01.06.2021г. в связи с реорганизацией в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес> с передачей прав и обязанностей согласно закону и передаточным актам.
Вследствие реорганизации Пенсионного фонда РФ с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования РФ, осуществленной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", 01.01.2023 г. создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствие с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 Правилами признания лица инвалидом (утратили силу с 01.07.2022 года) признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п.п. 6, 9 названных Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп -на 1 год.
Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с п. 13 Правил, гражданам устанавливается:
не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);
Согласно п.п. 15, 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 30.12.2020 N 978н) утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы (далее - Административный регламент).
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
В соответствие с п. 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Результатом предоставления государственной услуги, согласно п. 11 Административного регламента, установлено, что является: при установлении инвалидности является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н (утратил силу с 01.01.2020 года), критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификаций и критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом 2 группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Между тем, из информации ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, содержащейся в письме от ДД.ММ.ГГГГ № №, следует, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Романенко Н.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования этого ответчика также отсутствуют.
Таким образом, информация ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России свидетельствует о не проведении в отношении Романенко Н.А. медико-социальной экспертизы в Бюро №30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», и незаконности установления ей группы инвалидности, о чем Романенко Н.А.не могла не знать.
Таким образом, справка и выписка из акта медицинского освидетельствования содержат заведомо ложные сведения об установлении указанному ответчику 2 группы инвалидности с 15.05.015г. бессрочно, что ею самой не оспраивается.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или IIIгруппы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды и дети-инвалиды.
В силу ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу(возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно положениям ч.ч. 1,2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ. Романенко Н.А. прекращена выплата пенсии и ЕДВ.
Учитывая, что противоправность действий ответчика Романенко Н.А. подтверждена материалами дела, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, при подаче иска взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенной нормы с каждого из ответчиков подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет в размере 300 руб., то есть по 150 руб. с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Отделения Пенсионного фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области – удовлетворить.
Признать недействительными с момента выдачи справку серии МСЭ-2014 № от 15.05.2015г. и выписку из акта медицинского освидетельствования МСЭ-2014 № от ДД.ММ.ГГГГ., выданные Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», об установлении Романенко Н. А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт №, выдан Межрайонном отделом УФМС России по <адрес> в городе Гуково ДД.ММ.ГГГГ.) 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
Взыскать с Романенко Н. А. и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в доход местного бюджета госпошлину в сумме 150 рублей 00 копеек с каждого.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения отпечатана в совещательной комнате.
Судья И.А. Кузьменко
Решение в окончательной форме изготовлено 07.11.2023г.