Дело № 2-774/2024
24RS0016-01-2023-003345-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2024 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего - судьи Кызласовой Т.В.,
при секретаре Лобань К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора ЗАТО Железногорск Красноярского края Себельдина И.С., действующего в интересах Ребекиной К.Д., к КГКУ «Управление социальной защиты населения» об обязании предоставить меры социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивируя тем, что ответчиком по обращению Ребекиной К.Д. принято решение от 27.03.2023 об отказе в предоставлении единовременной материальной помощи как члену семьи участника специальной военной операции Ребекина А.А., являющегося участником специальной военной операции, по мотивам отсутствия регистрации Ребекиной К.Д. по месту жительства на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края. Однако, хотя Ребекина К.Д. зарегистрирована по адресу: <адрес> <адрес>, однако она проживает в служебной квартире в г. Железногорске, работает в МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск и прикреплена на медицинское обслуживание в ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России, в связи с чем истец просит установить факт постоянного проживания Ребекиной К.Д., на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, признать за ней право на предоставление единовременной материальной помощи как члену семьи участника специальной военной операции, обязать ответчика назначить единовременную материальную помощь Ребекиной К.Д. как члену семьи участника специальной военной операции.
На судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Вертилецкая А.Е. поддержала иск.
На судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск не признал согласно доводам отзыва.
Другие лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав истца, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления единовременной материальной помощи (далее - ЕМП), утвержденного Постановлению Правительства Красноярского края от 08.11.2022 N 964-п, членам семей лиц, принимающих участие в СВО, за счет средств краевого бюджета в размере 5000 рублей на человека дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным постановлением Правительства Красноярского края № 805-п от 29.09.2022 «О дополнительных социальных гарантиях отдельными категориям граждан» и постановлением Правительства Красноярского края № 600-п от 08.07.2022 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям граждан», утвержденным постановлением Правительства Красноярского края № 964-п от 08.11.2022 ЕМП предоставляется и выплачивается супруге (супругу), детям, родителям участников СВО, имеющим гражданство Российской федерации и проживающим на территории Красноярского края.
Право на получение ЕМП распространяется на супругу (супруга), несовершеннолетних детей и детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, инвалидов с детства независимо от возраста, лица, принимающего (принимавшего- введен постановлением от 01.12.2023 № 945-п) участие в специальной военной операции (далее - участники СВО), включая усыновленных (удочеренных) детей, детей, находящихся под опекой, или подопечных, детей, переданных на воспитание в приемную семью, пасынков и падчериц, а также совместно проживающих с участником СВО родителей (усыновителей) (далее - супруги, дети, родители).
ЕМП предоставляется и выплачивается супруге (супругу), детям, родителям участников СВО, имеющим гражданство Российской Федерации и проживающим на территории Красноярского края.
С заявлением о предоставлении ЕМП (далее - заявление) обращаются:
- супруг (супруга) участника СВО - в целях реализации своего права на получение ЕМП, а также реализации права на получение ЕМП несовершеннолетних детей участника СВО, за исключением детей, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия (далее - несовершеннолетние дети) (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 01.12.2023 N 945-п);
- дети участника СВО, достигшие совершеннолетия или приобретшие полную дееспособность до достижения совершеннолетия - в целях реализации своего права на получение ЕМП (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 01.12.2023 N 945-п) (до внесения изменений - супруг (супруга) участника СВО - в целях реализации своего права на получение ЕМП, а также реализации права на получение ЕМП несовершеннолетних детей участника СВО;
- дети участника СВО, достигшие совершеннолетия или приобретшие полную дееспособность с достижением совершеннолетия - в целях реализации своего права на получение ЕМП);
- родители участника СВО - в целях реализации своего права на получение ЕМП (далее - заявители).
В целях реализации права на получение ЕМП несовершеннолетними детьми участника СВО, в отношении которых законным представителем не является супруга (супруг) участника СВО, с заявлением обращается законный представитель такого несовершеннолетнего ребенка.
ЕМП предоставляется заявителю единовременно краевым государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения" (его территориальным отделением) (далее - уполномоченное учреждение).
Размер ЕМП составляет 5000 рублей.
Для предоставления ЕМП заявители, законные представители несовершеннолетнего ребенка (в случае, указанном в абзаце седьмом пункта 2 Порядка) или уполномоченные ими на основании доверенности представители (далее - представители) представляют в уполномоченное учреждение заявление по форме согласно приложению к Порядку с приложением установленного перечня документов.
Согласно п. 18 (в редакции до 01.12.2023) основаниями для отказа в предоставлении ЕМП являются:
1) непредставление заявления и (или) документов, указанных в пункте 5 Порядка, за исключением документов, указанных в подпунктах 2 (в части свидетельства о регистрации брака, выданного органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации), 3 (в части свидетельства о рождении ребенка (детей) участника СВО, выданного органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации), 5, 6, 7 (в случае обучения ребенка (детей) участника СВО в государственной или муниципальной общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования), 8 (в части свидетельства о рождении ребенка (детей) участника СВО, выданного органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации), 11, 13 пункта 5 Порядка;
2) заявитель или лицо, в отношении которого подано заявление, не относится к категории лиц, имеющих право на предоставление ЕМП в соответствии с пунктом 2 Порядка;
3) право на подачу заявления с документами, перечисленными в пункте 5 Порядка, было реализовано заявителем (представителем) и в отношении заявителя принято решение о предоставлении ЕМП.
Согласно положениям статьи 3 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация и (или) отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектами в Российской Федерации.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии со ст. 4 Закона Красноярского края от 04.06.2019 № 72824 «О внесении изменений в отдельные законы края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» соответствующими полномочиями наделено КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту - «КГКУ «УСЗН»).
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Согласно ч. 4 ст. 1 ЖК РФ, граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В силу ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 2 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 (ред. от 02.06.2016) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»: «регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно положениям статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 (ред. от 02.06.2016) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома; местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В силу пункта 12 Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания. Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
В настоящее время на территории ЗАТО г. Железногорск располагается Территориальное отделение КГКУ «УСЗН».
Из материалов дела следует, что согласно справке МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск капитан полиции Ребекин А.А. командирован в зону СВО для выполнения служебных задач с 27.12.2022 по 01.05.2023.
Его супруга Ребекина й К.Д. 16.03.2023 обратилась в Территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края с заявлением о предоставлении ей единовременной материальной помощи как члену семьи участника СВО.
27.03.2023 указанным органом принято решение об отказе в назначении ей выплаты по мотивам отсутствия регистрации по месту жительства в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края.
Материалами дела установлено, что Ребекина К.Д. зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако она проживает в служебной квартире в г. Железногорске по адресу: <адрес>, работает с 17.08.2020 дознавателем в МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск и прикреплена на медицинское обслуживание в ФГБУЗ КБ № 51 ФМБА России.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, проанализировав установленные обстоятельства, в совокупности с приведенными выше положениями законодательства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие у супруги участника специальной военной операции регистрации по месту жительства на территории Красноярского края, которая фактически проживает в г. Железногорске, где работает, не может являться основанием для отказа ей как члену семьи участника СВО в назначении им ЕМП в установленном размере, в связи с чем решение ответчика об отказе в назначении материальной помощи № от 27.03.2023 является незаконным.
Доводы представителя ответчика о правомерности действий с учетом требований действующего законодательства на период вынесения решения основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем суд признает их несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования истца подлежат удовлетворению, считает необходимым установить факт постоянного проживания Ребекиной К.Д. на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, признать за ней право на предоставление единовременной материальной помощи как члену семьи участника специальной военной операции, обязать КГКУ «Управление социальной защиты населения» в лице территориального органа по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края назначить ей единовременную материальную помощь как члену семьи участника специальной военной операции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт постоянного проживания Ребекиной К.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края.
Признать за Ребекиной К.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на предоставление единовременной материальной помощи как члену семьи участника специальной военной операции.
Обязать Территориальное отделение КГКУ «Управление социальной защиты населения» по ЗАТО г. Железногорск Красноярского края назначить единовременную материальную помощь Ребекиной К.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. как члену семьи участника специальной военной операции.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Железногорский городской суд.
Председательствующий Кызласова Т.В.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2024.