Дело № 2-891/2023
УИД 21RS0025-01-2022-006944-17
Р Е Ш Е Н И Е
заочное
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Гусев Е.В., при секретаре судебного заседания Рыбаковой Н.В., с участием пом. прокурора Московского района г. Чебоксары Садртдиновой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к СНТ «Роща» о понуждении к исполнению обязанностей в порядке ст. 45 ГПК РФ,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары Тихонов П.Н. обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ) в интересах неопределенного круга лиц к СНТ «Роща» о понуждении к исполнению обязанностей в порядке ст. 45 ГПК РФ, указывая, что Прокуратурой района в рамках проводимого анализа соблюдения порядка обращения с отходами производства и потребления на поднадзорной территории проведено обследование мест сбора и размещения ТКО в Московском районе г. Чебоксары.
В ходе проводимой работы установлено, что СНТ «Роща» расположено на территории <данные изъяты>
Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие специально оборудованных мест для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления (контейнерных площадок), отвечающих требованиям действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе по количеству контейнеров для сбора ТКО. Поскольку отсутствие площадки для контейнеров для сбора мусора не соответствует требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», то это создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и может повлечь вред здоровью населения.
В силу того, что СНТ «Роща» не выполняются обязанности, возложенные на него вышеуказанным законодательством, они подлежат возложению на ответчика в судебном порядке.
С учетом уточнения и ссылками на нормы действующего законодательства, ст.45 ГПК РФ, просят суд обязать СНТ «Роща» в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- в месте сбора твердых бытовых отходов установить контейнер с колесами и крышкой;
- нанести на контейнер маркировку собственника (эксплуатирующей организации);
- нанести на контейнерную площадку твердое покрытие (бетонное или асфальтовое);
- на контейнерной площадке установить пандус, обеспечивающий установку, контейнера на площадку;
- контейнерную площадку оградить с трех сторон бордюром высотой 15,0 см;
- нанести дорожное покрытие на подъезды к месту установки контейнера;
- разместить контейнерную площадку на расстояние не менее 20 м от границ участков,
- согласовать с управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов и включить сведения о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 40.
В судебном заседании помощник прокурора Московского района города Чебоксары Чувашской Республики Садртдинова Е.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме и просила удовлетворить.
В судебное заседание ответчик СНТ «Роща», извещенный в установленном порядке о рассмотрении дела, представителя в суд не направил.
На судебное заседание представители третьих лиц Администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Администрации Московского района г. Чебоксары не явились, извещены надлежаще о слушании дела, своих возражений суду не представили.
В соответствии со ст.113 ч.5 ГПК РФ судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.
Согласно ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде через представителей. Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.
В соответствии со ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять возложенные на них обязанности.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что принял все меры для надлежащего извещения ответчика.
В соответствии со ст. ст. 233, 234 ГПК РФ с согласия истца настоящее дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в ходе проводимой прокуратурой Московского района г. Чебоксары ЧР работы установлено, что на территории Московского г. Чебоксары в районе <данные изъяты>
Согласно Уставу СНТ «Роща», утвержденного общим собранием учредителей товарищества, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, СНТ «Роща» является некоммерческой организацией, созданного в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Товарищество учреждено без ограничения срока деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Московского района г. Чебоксары Дельманом А.О. был составлен Акт осмотра территории СНТ «Роща», которым установлено отсутствие специально оборудованных мест для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления (контейнерных площадок), отвечающих требованиям действующего природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в т.ч. по количеству контейнеров для сбора ТКО, не установлено.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ) (п.1). При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 503-ФЗ) (п.2). Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.3 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ) ( п. 3 ).
Согласно п. 2 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 104-ФЗ).
Согласно ст.ст.12, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», вынесено постановление администрации <адрес> ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по включению сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>», которое регламентирует порядок организации работы по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по включению сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, по ведению реестра.
В силу ст.13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п.2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4). Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
- данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п.5). Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.6).
В силу п. 3 раздела 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 4 раздела 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства территории <адрес>.
Согласно п.5.1.2 Правил, содержание и благоустройство территории <адрес> заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих, в том числе:
1) размещение площадок, контейнеров, урн для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, мытья и дезинфекции данных объектов, своевременное транспортирование отходов на объекты размещения отходов физическими и юридическими лицами всех организационно-правовых форм;
7) предотвращение загрязнения территории <адрес> жидкими, сыпучими и иными веществами при их транспортировке, выноса грязи на улицы <адрес> машинами, механизмами, иной техникой с территории производства работ и грунтовых дорог, организацию мойки транспортных средств в специально оборудованных местах.
Положениями п.5.3.2.3.2 Правил, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил благоустройства территории <адрес>» (далее Правил) предусмотрено, что в случаях, предусмотренных п.ДД.ММ.ГГГГ.3 настоящих Правил для организации очистки территории <адрес> от ТКО и КГО, администрация <адрес> определяет места расположения контейнерных площадок сбора ТКО и площадок сбора КГО на территории <адрес>, земельные участки под которые передаются Управляющим организациям, ТСЖ, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве аренды либо на ином предусмотренном действующим законодательством праве пользования для размещения и обслуживания контейнерных площадок, с исключением при этом образования совмещенных, укрупненных контейнерных площадок.
Создание, организация содержания и технического обслуживания контейнерных площадок кроме уборки мест погрузки твердых коммунальных отходов (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз), осуществляется Управляющими организациями, ТСЖ, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в установленном законом порядке (п.5.3.2.3.2 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.5.3.2.3.3. Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, независимо от формы собственности, заключают договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в порядке, предусмотренном подразделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В целях утилизации образующихся отходов физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели размещают ТКО и КГО в местах накопления указанных в договоре с региональным оператором.
Физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям запрещается размещение ТКО в контейнерах сбора ТКО и КГО на площадках сбора КГО, не указанных в договоре с региональным оператором (п.5.3.2.3.3 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.5.3.2.3.6. Правил складирование ТКО потребителями осуществляется в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами:
1) в контейнеры, расположенные в мусоропроводах и мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
2) в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
3) прием ТКО в пакетах или других предназначенных для их сбора емкостях мусоровозным транспортом непосредственно от потребителей без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.
Эксплуатация контейнеров без колес и крышек или с незакрытыми крышками запрещается (п.5.3.2.3.6 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно п.5.3.2.3.7. Правил контейнеры должны быть в технически исправном состоянии и иметь надлежащий эстетический вид.
Контейнеры из черного металла должны окрашиваться не менее двух раз в год - весной и осенью.
На всех контейнерах должна быть нанесена маркировка собственника или эксплуатирующей организации.
При осуществлении раздельного накопления ТКО используются контейнеры с цветовой индикацией и письменными обозначениями: - в контейнеры с зеленой цветовой индикацией складируются сортированные ТКО (текстиль, бумага, стекло, пластик); - в контейнеры с синей цветовой индикацией складируются несортированные ТКО (п. 5.3.2.3.7 в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 304).
Согласно п. 5.3.2.3.9. Правил контейнеры для сбора ТКО должны устанавливаться на специальных площадках с твердым покрытием.
Размер площадок должен быть рассчитан на необходимое количество контейнеров, но не более 5 контейнеров.
Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры для сбора мусора на проезжей части дорог, тротуарах, пешеходных дорожках и газонах.
Согласно п. 5.3.ДД.ММ.ГГГГ. Правил контейнерные площадки для ТКО выполняются в уровень с подъездной дорогой (хозпроездом) либо должны иметь пандус, обеспечивающий установку контейнера на площадку.
Площадка должна иметь небольшой уклон в сторону проезжей части. Контейнерная площадка должна быть ограждена с трех сторон бордюром высотой 15,0 см, исключающим возможность скатывания контейнера в сторону, твердое покрытие (бетонное или асфальтовое).
Ограждение контейнерных площадок должны выполняться из плотного металлического материала (профнастила), выполнение ограждения из решетчатого, сетчатого или деревянного материала не допускается.
Подъезды к местам установки контейнеров должны иметь дорожные покрытия с учетом подъезда и разворота мусоровозов и работы навесного оборудования.
Подъезды и подходы к контейнерной площадке должны освещаться (п. 5.3.ДД.ММ.ГГГГ в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 304).
Согласно п. 5.3.ДД.ММ.ГГГГ Правил площадки для сбора КГМ целесообразно располагать рядом с площадками для сбора ТКО.
Площадки для сбора КГМ должны иметь твердое покрытие и с трех сторон ограждаться бордюрным камнем на высоту 15,0 - 25,0 см или иным ограждением высотой не более 1,0 метра.
Согласно п. 5.3.ДД.ММ.ГГГГ. Правил к площадкам для сбора ТКО и КГМ круглосуточно должен быть обеспечен свободный подъезд.
Запрещается размещение транспортных средств у площадок для сбора ТКО и КГМ, создающих помехи для вывоза ТКО и КГМ и уборки территории <адрес>.
Согласно п. 5.3.ДД.ММ.ГГГГ Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 5.3.ДД.ММ.ГГГГ в ред. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 304).
Согласно п. 5.3.ДД.ММ.ГГГГ. Правил вывоз ТКО осуществляется ежедневно.
Исследовав представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 235-237ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики к СНТ «Роща» удовлетворить.
Обязать СНТ «Роща» (<данные изъяты>) в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- в месте сбора твердых бытовых отходов установить контейнер с колесами и крышкой;
- нанести на контейнер маркировку собственника (эксплуатирующей организации);
- нанести на контейнерную площадку твердое покрытие (бетонное или асфальтовое);
- на контейнерной площадке установить пандус, обеспечивающий установку
контейнера на площадку; - контейнерную площадку оградить с трех сторон бордюром высотой 15,0 см;
- нанести дорожное покрытие на подъезды к месту установки контейнера;
- разместить контейнерную площадку на расстояние не менее 20 м от границ участков,
- согласовать с управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов и включить сведения о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, Постановлением администрации г.Чебоксары от 15.01.2020 г. N 40. 2.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Гусев Е.В.
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ