Дело № 2-916/2023 (2-5629/2022)
УИД 59RS0003-01-2022-000685-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре судебного заседания Орловой О.В.,
с участием истца Носковой Г.С.,
представителя ответчика Булычевой И.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Носковой Г. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о признании действий и решений незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Носкова Г.С. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ - ОПФР по Пермскому краю о признании действий и решений незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины ИПК. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась к ответчику с заявлением об установлении пенсии, предоставив дополнительные документы, подтверждающие страховой стаж, в результате чего ответчиком принято решение о назначении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о доначислении пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оставлено ответчиком без удовлетворения. Считает отказ ответчика в доначислении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, поскольку при первоначальном обращении ей не был разъяснен порядок предоставления недостающих документов. Кроме того, о необходимости предоставления дополнительных документов она не была извещена, в результате чего не смогла своевременно обратиться в пенсионный орган.
На основании изложенного, с учетом уточненного искового заявления, просит суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в не направлении в адрес Носковой Г.С. уведомления установленного Приложением № к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом РФ услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №п; признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии ГУ – ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №; признать незаконным отказ ГУ – ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № в доначислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости Носковой Г.С. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выплатить недополученную страховую пенсию по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая все полагающиеся выплаты за указанный период в соответствии с действующим законодательством; взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> расходы по оплате юридической помощи по составлению искового заявления в размере <данные изъяты>
01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Истец в судебном заседании требования искового заявления поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в отдел оценки пенсионных прав ГУ – УПФР в Орджоникидзевском районе г. Перми в рамках заблаговременной проверки документов для выхода на пенсию, представив трудовую книжку и паспорт гражданина РФ. ДД.ММ.ГГГГ истец представила свидетельство о расторжении брака и свидетельство о рождении ребенка. ДД.ММ.ГГГГ специалистами оценки пенсионных прав были запрошены справки о заработной плате за все периоды трудовой деятельности истца в различные архивы <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратились в Управление ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, которое было направлено в форме электронного документа с использованием информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Поскольку на дату подачи заявления о назначении пенсии ответы из архивов поступили не полностью, самостоятельно истцом справки о заработной плате представлены не были, заявление было поставлено на трехмесячный контроль, о чем было направлено уведомление в форме электронного документа с использованием информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». С учетом всех имеющихся документов страховой стаж истца включительно по ДД.ММ.ГГГГ составил - <данные изъяты>. В страховой стаж истца учтен период ухода за ребенком до полутора лет ДД.ММ.ГГГГ года рождения, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила - <данные изъяты>. Период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, составил – <данные изъяты> величина индивидуального пенсионного коэффициента – 1,805. При определении размера пенсии оценка пенсионных прав произведена по п. 3 ст. 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, как по наиболее выгодному варианту. Для расчета размера пенсии общий трудовой стаж по ДД.ММ.ГГГГ составил -<данные изъяты>. Общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> дня, в связи с чем, сумма повышения величины пенсионного капитала за счет суммы валоризации составила <данные изъяты> %. Среднемесячный заработок учтен за период с ДД.ММ.ГГГГ (неполные <данные изъяты> месяцев) и составил <данные изъяты>., отношение заработков – <данные изъяты>. Сумма страховых взносов на индивидуальном лицевом счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила – <данные изъяты>. Решением Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), ввиду отсутствия требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21. Заявление Истца было рассмотрено в установленные законодательством сроки, решение об отказе в назначении пенсии вынесено по истечению трех месяцев по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР документам ДД.ММ.ГГГГ. Решение об отказе направлено в адрес истца посредством почтовой корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ, помимо этого ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе в назначении страховой пенсии старости направлено в форме электронного документа с использованием информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». ДД.ММ.ГГГГ истцом вновь подано заявление о назначении страховой пенсии по старости. В связи с поступлением архивных справок о заработной плате истца в <данные изъяты> среднемесячный заработок для расчета размера страховой пенсии учтен за период с июля ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> месяцев) и составил <данные изъяты>., отношение заработков - 0<данные изъяты> Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила <данные изъяты> Решением Отделения от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) - (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Согласно п. 8 ч. 6 ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина должны быть представлены гражданином, документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы. У органа пенсионного обеспечения обязанность истребовать такие документы в организациях, где осуществлял трудовую деятельность гражданин и архивах, отсутствует.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в отдел оценки пенсионных прав ГУ – УПФР в Орджоникидзевском районе г. Перми в рамках заблаговременной проверки документов для выхода на пенсию, представив трудовую книжку и паспорт гражданина РФ (л.д. 149).
ДД.ММ.ГГГГ в рамках заблаговременной проверки, которая проводится пенсионным органом в целях оказания консультативно-информационной помощи до подачи заявления о назначении пенсии, специалистами оценки пенсионных прав были запрошены справки о заработной плате за все периоды трудовой деятельности истца в МБУ «Архив <адрес>» и ГКБУ «Государственный архив <адрес>», в том числе в адреса работодателей истца, в том числе, <данные изъяты> (л.д. 150).
ДД.ММ.ГГГГ истец представила в пенсионный орган свидетельство о расторжении брака и свидетельство о рождении ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ Носкова Г.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (л.д. 126-127). Заявление направлено в форме электронного документа с использованием информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (л.д. 20-21).
Заявление принято пенсионным органом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» ответчиком в адрес истца в форме электронного документа направлено уведомление, в соответствии с которым Носковой Г.С. необходимо в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить справки о заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 128).
Уведомление через портал государственных услуг истцу поступило ДД.ММ.ГГГГ, срок для предоставления документов установлен – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 166).
Во исполнение запросов ГУ – УПФР в Орджоникидзевском районе г. Перми поступили следующие ответы:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Специалистами оценки пенсионных прав были запрошены справки о заработной плате за периоды трудовой деятельности истца в Отдел образования Орджоникидзевского района Департамента образования администрации г. Перми, № (запросы от ДД.ММ.ГГГГ), ГКБУ «Государственный архив Пермского края» (запрос от ДД.ММ.ГГГГ), Министерство образования и науки Пермского края (запрос от ДД.ММ.ГГГГ), МБУ «Архив г. Перми» и ГКБУ «Государственный архив Пермского края» (запрос от ДД.ММ.ГГГГ).
Во исполнение запросов ГУ – УПФР в Орджоникидзевском районе г. Перми поступили следующие ответы:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ по истечении трехмесячного срока для представления документов и назначении пенсии по имеющимся документам территориальным органом пенсионного фонда, по имеющимся документам принято решение № об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины ИПК (л.д. 124-125).
Расчет ИПК произведен следующим образом: с учетом всех имеющихся документов страховой стаж истца включительно по ДД.ММ.ГГГГ составил - <данные изъяты>. В страховой стаж истца учтен период <данные изъяты>. При определении размера пенсии оценка пенсионных прав произведена по п. 3 ст. 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, как по наиболее выгодному варианту. Для расчета размера пенсии общий трудовой стаж по ДД.ММ.ГГГГ составил – <данные изъяты> Общий трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> в связи с чем, сумма повышения величины пенсионного капитала за счет суммы валоризации составила <данные изъяты> %. Среднемесячный заработок учтен за период с ДД.ММ.ГГГГ (неполные <данные изъяты> месяцев) и составил <данные изъяты> отношение заработков – <данные изъяты> Сумма страховых взносов на индивидуальном лицевом счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>. Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила – <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась к ответчику с заявлением об установлении пенсии, предоставив дополнительные документы, подтверждающие страховой стаж и заработную плату истца, в том числе, справку о заработной плате <данные изъяты> (л.д. 24-31, 94-95, 107-111).
К моменту подачи истцом повторного заявления о назначении пенсии ответчику поступили ответы на повторно направленные запросы:
- из МБУ «Архив города Перми» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в архиве документов по личному составу <данные изъяты>
- из ГКБУ «Государственный архив Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ о представлении сведений о заработной плате Носковой Г.С. за ДД.ММ.ГГГГ. из документов архивного фонда <данные изъяты>
Решением ГУ – ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ Носковой Г.С. назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 97).
ИПК истца за период до ДД.ММ.ГГГГ года составил <данные изъяты> с учетом заработной платы в <данные изъяты> среднемесячный заработок учтен за <данные изъяты> месяцев за период с ДД.ММ.ГГГГ и составил <данные изъяты>., отношение заработков – 0,9150. Общий ИПК истца составил <данные изъяты>
Истец, полагая, что права ее при назначении пенсии нарушены действиями ответчика, который при принятии первоначального заявления о назначении пенсии не разъяснил ей о необходимости самостоятельного предъявления справок о заработной плате, написала заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) с требованием произвести ей выплату пенсии с момента подачи первого заявления.
Письмом ГУ – ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было разъяснено об отсутствии таких оснований.
В связи с этим, истец обратился с указанными требованиями.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I, действовавшего на период возникновения спорных правоотношений, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, при обращении граждан; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Согласно пунктов 5-8 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется:
- должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги (далее - должностное лицо), при непосредственном обращении гражданина в территориальный орган ПФР;
- посредством телефонной и факсимильной связи;
- путем оформления информационных стендов в местах предоставления государственной услуги, на которых размещается информация, указанная в абзацах шестнадцатом - восемнадцатом пункта 69 Административного регламента;
- путем публикации информационных материалов в средствах массовой информации, издания информационных брошюр, буклетов, иной печатной продукции; размещения информации на сайте ПФР и на Едином портале;
- путем размещения брошюр, буклетов и других информационных материалов в помещениях территориальных органов ПФР, предназначенных для приема граждан, а также иных организаций всех форм собственности по согласованию с указанными организациями, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры);
- посредством ответов на письменные обращения граждан.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 4-8 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №п.
Согласно действующему законодательству назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» носит заявительный характер.
В соответствие с пунктами 3-4 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель). Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в том числе с учетом места подачи указанного заявления отдельными категориями граждан в соответствии с пунктами 5 - 7, 9, 11, 12, 15 настоящих Правил, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее - в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица».
Пунктами 24-25 указанных правил предусмотрено, что пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», в статье 10 Федерального закона «О накопительной пенсии» и статье 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, при первоначальной подаче истцом заявления о назначения пенсии посредством личного кабинета ПФР, никаких дополнительных документов ею представлено не было.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в личный кабинет истца было направлено уведомление, соответствующее требованиям Приложения № к Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом РФ услуги по установлению страховых пенсий с учетом установленной у истца операционной системы, с указанием, что ей до ДД.ММ.ГГГГ необходимо представить справки о заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ, справка об уплате СВ ИП за работника, справка об уплате взносов ИП с ДД.ММ.ГГГГ, указано, что запросы сделаны ООПП (л.д. 21, 166). Таким образом, обязанность ответчика дать разъяснение, какие документы истец должна была представить дополнительно самостоятельно, было исполнено.
Однако, как пояснила истец, после того, как ею было направлено заявление через личный кабинет, она не отслеживала поступающую от ответчика в личный кабинет информацию. Начала собирать справки о заработной плате самостоятельно только после получения отказа в назначении пенсии, при этом, в срок до ДД.ММ.ГГГГ такие справки ею также не были представлены.
Как указано выше, в силу положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Согласно п. 8 ч. 6 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы. должны быть представлены гражданином.
У органа пенсионного обеспечения обязанность истребовать такие документы в организациях, где осуществлял трудовую деятельность гражданин и архивах, отсутствует. Запросы в такие организации и архивные учреждения направляются ответчиком в целях содействия пенсионеру, что не освобождает гражданина от самостоятельного представления таких документов.
Исходя из совокупности представленных сторонами в материалы дела доказательств, анализа положений пенсионного законодательства, суд приходит к выводу о том, что пенсионный орган с учетом истребованных самостоятельно и дополнительно принятых от истца документов, подтверждающих осуществление ей трудовой деятельности, сведений которые Носковой Г.С. ранее не представлялось, произвел назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой истцом по существу не оспаривается.
Так как судом не установлено случаев неисполнения ответчиком обязанности по разъяснению вопросов пенсионного обеспечения при обращении истца в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, суд не может согласиться с доводами истца о нарушении его прав со стороны ответчика в виде не разъяснения его права на представление документов.
Суд считает, что несвоевременное предоставление сведений о заработной плате самим заявителем не является основанием для перерасчета пенсии с более ранних сроков, чем предусмотрено в законе, и явилось бы грубым нарушением действующего пенсионного законодательства.
Иных оснований для признания незаконным решения об отказе в установлении пенсии ГУ – ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № истцом не указано. В связи с изложенным, суд не находит оснований для признания незаконным решение об отказе в установлении пенсии ГУ – ОПФР по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так как судом отказано в признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии ГУ – ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, не имеется оснований и для признания незаконным письма ГУ – ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №
Оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о признании действий и решений незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии, удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Истцом заявлено требование о взыскании в ее пользу судебных расходов в виде расходов истца, понесенных ею на оплату юридических услуг по составлению искового заявления в сумме 3 500,00 руб. Так как истцу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, требование о взыскании с ответчика судебных расходов также не подлежат удовлетворению.
Носковой Г.С. при подаче иска уплачена государственной пошлина в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 6). Так как истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (подпункт 5 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ), освобождаются от уплаты государственной пошлины, указанная государственная пошлина подлежит возврату истцу.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Носковой Г. С., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения – <адрес>, СНИЛС №, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) о признании действий и решений незаконными, возложении обязанности произвести перерасчёт пенсии, взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме.
Возвратить Носковой Галине Сергеевне излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 300,00 руб. Справку на возврат государственной пошлины выдать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 июня 2023 года.
Судья: О.П. Берсенёва