Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-282/2022 от 21.03.2022

Судья Трушкова О.А. Дела №№ 77-282/2022, 77-259/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 12 апреля 2022 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя МУП «<данные изъяты> ФИО8. на постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Безденежных М.А. №№ 13-/-21, 13-/21 от 24 ноября 2021 года и решения судьи Санчурского районного суда Кировской области от 17 февраля 2022 года и 14 февраля 2022 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «<данные изъяты>

<данные изъяты>

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Безденежных М.А. № 13--21 от 24 ноября 2021 года МУП «<данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.

Постановлением того же должностного лица № 13--21 от 24.11.2021 МУП «<данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решениями судьи Санчурского районного суда Кировской области от 14 и 17 февраля 2022 года постановления о назначении административных наказаний оставлены без изменения, жалобы МУП «<данные изъяты>» - без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми решениями, законный представитель МУП <данные изъяты>» ФИО5 ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с малозначительностью.

Законный представитель или защитник юридического лица, а также должностное лицо, вынесшее постановления по делам об административных правонарушениях, Безденежных М.А. извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении не заявили.

При таком положении в целях соблюдения сроков рассмотрения жалобы нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела об административных правонарушениях, изучив доводы жалоб, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно положениям ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Как следует из содержания ст. 39 указанного Федерального закона, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ч. 1). При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Как следует из материалов дела, на основании решения врио заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23.09.2021 -К проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в ходе которой в 14 часов 21.10.2021 на объекте HBOC - Промплощадка , код , II категория, расположенного в 0,8 км от д. Ермолкино, в 3 км от пгт. Кикнур, установлено несоблюдение юридическим лицом требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

МУП «<данные изъяты> эксплуатирует полигон ТКО «<данные изъяты> с кадастровым номером на основании договора аренды от 06.02.2012 № 1, заключенного с администрацией Кикнурского муниципального района <адрес>, который расположен на земельном участке с кадастровым номером 43:10:311201:0002, также переданном в аренду по договору от 30.09.2010 .

Свалка твердых бытовых отходов построена на основании разрешения на строительство а (срок действия разрешения до 10.12.2008), введена в эксплуатацию на основании разрешения от <дата>.

Полигон построен в соответствии с рабочим проектом «Полигон для обезвреживания твердых бытовых отходов п.Кикнур Кировской области», разработанным в 1994 году ГКПСО МАРАГРОСТРОЙ, проектный институт МАРАГРОПРОМПРОЕКТ. шифр 15/1119-93 (далее - Рабочий проект).

Согласно таблице «Основные показатели» (15/1119-93-ГП) Рабочего проекта площадь участка полигона ТБО составляет 2,44 га, площадь застройки участка складирования полигона - 1,55 га, площадь 1 очереди - 0,775 га, площадь застройки хозяйственной части - 0,25 га.

Рабочим Проектом предусмотрено 2 очереди эксплуатации полигона площадью 0,775 га каждая, расположенные друг за другом между двумя автотрассами по левую сторону от въезда на полигон. Вместимость 1 очереди эксплуатации - 31999 куб.м в уплотненном состоянии (15-1119-93-ТХ), совокупная вместимость 1 и 2 очереди составляет 63998 куб.м. Также на полигоне предусмотрены следующие объекты: территория 1 очереди эксплуатации полигона, территория 2 очереди эксплуатации полигона, территория хозяйственного двора, санитарно-защитная зона, кавальер растительного грунты, кавальер грунта для изоляции.

При осмотре 04.10.2021 полигона ТБО на территории хозяйственного двора отсутствуют предусмотренные Рабочим проектом: закрытая стоянка для механизмов, жижесборник емкостью 50 куб.м, площадка для складирования ж-б плит, площадка для складирования лежней, площадка для зачистки контейнеров и мусоровозов, пожарный резервуар емкостью 50 куб.м, жижесборник емкостью 15 куб. м.

По заключению экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического контроля от 18.10.2021 № 20-Пл, утвержденного директором филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» координаты угловых точек отличаются от угловых точек, предоставленных предприятием и полученных из публичной кадастровой карты, границы полигона отличаются от выделенного участка на кадастровой карте. По проведенным замерам площадь полигона составила 78155,82 кв.м, по представленным документам и кадастровому номеру площадь участка составляет 62000 кв.м, фактическая площадь полигона больше выделенного земельного участка на 16155,82 кв.м. На полигоне расположены 2 карты, которые отличаются от установленных Рабочим проектом и планом полигона. Координаты угловых и поворотных точек полигона: 1 - 57°19"48.7498", 47°09’29.8059"; 2 - 57°19"50.6058", 47°09"48.9860"; 3 - 57°19"51.7239", 47°09"50.4350"; 4 - 57°19"50.2683", 47°09"55.3087"; 5 - 57°19*38.9371", 47°09’46.7161". При осмотре 04.10.2021 полигона ТБО с правой стороны от подъездного пути складируются отходы ТКО (вторая карта), однако Рабочим проектом в указанном месте карт для складирования отходов не предусмотрено, данное место разгрузки ТКО осуществляется с января 2019 года.

Согласно характеристике объекта размещения отходов (ОРО) - сооружения для захоронения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2020 году, находящегося в п.Кикнур, имеющего площадь 62000 кв.м, 2008 года ввода в эксплуатацию, вместимость данного объекта составляет 2800000 куб.м (560000 т), размещено 1455851,6 куб.м (289788,8 т).

Согласно сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2020 год, предоставленной МУП «Коммунальщик», в разделе III «Сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов», указано, что остаточная вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов составляет 263740,99т, остаточная вместимость эксплуатируемых респондентом объектов захоронения отходов - 1318704,95 куб.м. По состоянию на 31.12.2020 на данном объекте размещено 1481295,05 куб.м (296259,01 т) отходов, что превысило вместимость объекта на 1417297,05 куб.м.

Таким образом, МУП <данные изъяты> осуществляет деятельность по размещению отходов на объекте не в соответствии с проектом строительства «Полигон для обезвреживания твердых бытовых отходов п.Кикнур Кировской области», разработанного в 1994 году ГКПСО МАРАГРОСТРОИ, проектный институт МАРАГРОПРОМПРОЕКТ, шифр 15/1119-93, чем нарушены п. 1 ст. 34, п. 1, п. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Частью 11 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Пунктом 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Порядок) утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1030.

Согласно п. 3 Порядка мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов. Для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки изменений ее состояния лицами, ответственными за проведение мониторинга, разрабатывается программа мониторинга состояния загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

На основании п. 4 Порядка результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов.

В соответствии с п. 9 Порядка при выборе мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды при разработке программы мониторинга для объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусматриваются следующие места отбора проб, в том числе: для атмосферного воздуха и почв - на границе территории, соответствующей пределам негативного воздействия; для подземных водных объектов - в местах отбора проб, обоснованных в проектной документации объекта размещения отходов.

Приказом Росстандарта от 09.07.2014 г. № 709-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 56060-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов» (далее - ГОСТ Р 56060-2014), который предназначен для организации и осуществления мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (за исключением радиоактивных).

Согласно п. 4.5 ГОСТ Р 56060-2014 мониторинг включает, в том числе: мониторинг состояния и загрязнения грунтовых вод; мониторинг состояния и загрязнения атмосферного воздуха; мониторинг состояния и загрязнения почвенного покрова.

В соответствии с п. 4.6.4 ГОСТ Р 56060-2014 в отобранных пробах грунтовых вод обычно определяют содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов, цианидов, кальция, железа, лития, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, органического углерода, ХПК, БПК, pH, сухого остатка и другие показатели в соответствии с составом отходов.

В соответствии с п. 4.6.6 ГОСТ Р 56060-2014 при анализе проб атмосферного воздуха обычно определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, оксида углерода, бензола, трихлорметана, тетрахлорида углерода, хлорбензола и другие показатели в соответствии с составом отходов.

Из материалов дела следует, что для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разработана программа производственного экологического мониторинга на полигоне твердых бытовых отходов п. Кикнур МУП <данные изъяты>», утвержденная директором МУП <данные изъяты> ФИО5 16.01.2017 г.

Программа производственного экологического мониторинга на полигоне твердых бытовых отходов п. Кикнур МУП <данные изъяты> включает в себя систему мероприятий по мониторингу состояния окружающей среды на полигоне ТБО.

Контроль за состоянием подземных водных объектов предусмотрен п. 5.1, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3,5.1.5 Программы. Для контроля за состоянием грунтовых вод предусмотрены 2 наблюдательные скважины: фоновая наблюдательная скважина (1) заложена выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона, ниже полигона ТБО по течению грунтовых вод заложена контрольная скважина (наблюдательная) для отбора проб воды, учитывающих влияние объекта. Периодичность контроля качества грунтовых вод в рамках Программы предполагается 1 раз в год.

Контроль за состоянием атмосферного воздуха предусмотрен п. 5.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Программы. Предусмотрен ежегодный контроль за состоянием атмосферного воздуха границе санитарно-защитной зоны с учетом направления и скорости ветра. Контроль за состоянием атмосферного воздуха предусматривает отбор проб атмосферного воздуха на содержание: сероводорода, оксида углерода, аммиака, диоксида азота, диоксида серы, взвешенных веществ с периодичностью 1 раз в квартал в 2 точках отбора: полигон ТБО и в СЗЗ с учетом розы ветров.

Контроль за состоянием почв предусмотрен п. 5.3, 5.3.1, 5.3.2 Программы. Программой экологического мониторинга на полигоне определены места отбора проб, почвы: на границе СЗЗ с северной, западной, восточной и южной сторон полигона, фоновая проба за границей СЗЗ Полигона. Периодичность контроля 1 раз в год.

Предполагается контроль качества почвы по химическим, бактериологическим и гельминтологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, органического углерода, pH, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей используются: общее бактериальное число, колли-титр, титр протея, яйца гельминтов.

Периодичность контроля по химическим показателям: pH, медь, свинец, ртуть, цинк, мышьяк, кадмий, марганец, хром, железо, нефтепродукты, микробиологическим бактериальное число, колли-титр, титр протея, яйца гельминтов - 1 раз в год. Контроль загрязнения тяжелыми металлами осуществляется не менее 1 раза в 3 года.

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды объекта размещения отходов Полигона твердых бытовых отходов МУП «<данные изъяты> и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется не в полном объеме.

Отсутствуют данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды:

- в пробах атмосферного воздуха не определено содержание взвешенных веществ, предусмотренные программой производственного экологического мониторинга на полигоне твердых бытовых отходов п. Кикнур МУП «<данные изъяты>

- в пробах атмосферного воздуха не определено содержание метана, бензола, трихлорметана, тетрахлорида углерода, хлорбензола, контроль которых предусмотрен в соответствии с п. 4.6.6 ФИО7 56060-2014;

- отсутствуют результаты контроля за состоянием атмосферного воздуха за 1, 2, 3 кварталы 2020 года, предусмотренные программой производственного экологического мониторинга на полигоне твердых бытовых отходов п. Кикнур МУП «<данные изъяты>

Не представлены результаты исследования в пробах подземной воды на содержание карбонатов, предусмотренные программой производственного экологического мониторинга на полигоне твердых бытовых отходов п. Кикнур МУП <данные изъяты>».

- в отобранных пробах грунтовых вод не определено содержание л органического углерода, цианидов, магния, бария, контроль которых предусмотрен соответствии с п. 4.6.4 ГОСТ Р 56060-2014.

Не представлены результаты исследования в пробах почвы на содержание органического углерода, железа, нефтепротуктов, микробиологических показателей используются: общее бактериальное число, колли-титр, титр протея, яйца гельминтов предусмотренных программой производственного экологического мониторинга на полигоне твердых бытовых отходов <адрес> МУП «Коммунальщик».

В результате вышеизложенного допущены нарушения п. 2 ст. 11, п. 3 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1030, и ГОСТ Р 56060-2014, утвержденного Приказом Росстандарта от 09.07.2014 г. № 709-ст.

В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данные обстоятельства явились основанием для привлечения МУП «<данные изъяты> к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 4 и 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административных правонарушений МУП «<данные изъяты> подтвержден совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: протоколами об административных правонарушениях от 10.11.2021 № 13-26/89-21, № 13-26/92-21; уведомлением о проведении плановой выездной проверки от 24.09.2021; решением о проведении плановой выездной проверки от 23.09.2021 N 197-К; решением о внесении изменений в решение о проведении плановой выездной проверки от 23.09.2021 № 197-К от 24.09.2021 № 202-К; решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 14.10.2021 № 217-К; актом выездной проверки от 21.10.2021; выпиской из ЕГРЮЛ; выпиской из реестра ОНВОС: распоряжением администрации Кикнурского района Кировской области от 06.02.2012 о предоставлении в аренду свалки ТБО; договором аренды от 06.02.2012 № 1; свидетельствами о государственной регистрации прав от 24.01.2012 и от 07.07.2010; договором аренды земельного участка от 18.10.2019; проектом полигона для обезвреживания твердых бытовых отходов п. Кикнур Кировской области от 1994 года; справкой МУП «<данные изъяты> от 12.10.2021; информацией МУП «<данные изъяты> от 12.10.2021; характеристиками объекта размещения отходов (ОРО) - сооружения для захоронения отходов по результатам инвентаризации в 2020 году, в 2015 году; сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 год; протоколом осмотра территории (акватории) от 04.10.2021 № 1 с фототаблицей; заключением экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 18.10.2021 № 20-Пл; Программой производственного экологического мониторинга на полигоне твердых бытовых отходов п. Кикнур МУП «<данные изъяты> отчете за 2020 год о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на полигоне ТБО п. Кикнур МУП «<данные изъяты> и в пределах его воздействия на окружающую среду; протоколах исследований почвы от 14.01.2021 № 637/П-638/П, № 641/П, № 639/П-640/П, от 29.01.2020 № 412/П-413/П, № 414/П-415/П, № 416/П, № 412/П-413/П, протоколах исследования воздуха в населенных пунктах от 03.07.2019 № 83/В, от 12.12.2019 № 325/В, от 26.12.2020 № 473/В, протоколах исследования подземной воды от 28.12.2019 № 3471/г, № 3472/г, от 30.12.2020 № 4535/г № 4534/г, а также в протоколах результатов испытаний пробы почвы от 19.10.2021 № 180-П, от 19.10.2021 № 179-П, от 19.10.2021 № 180а-П, от 19.10.2021 № 179а-П, протоколах результатов испытаний проб подземной воды от 15.10.2021 № 852-В, от 15.10.2021 № 853-В, протоколах результатов испытаний атмосферного воздуха от 11.10.2021 № 134-АВ; и другими материалами дела.

Действия МУП «Коммунальщик» правильно квалифицированы должностным лицом по частям 4 и 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание за оба правонарушения назначено МУП «Коммунальщик» с учетом положений ст. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, то есть ниже низшего предела санкции предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в жалобе МУП «Коммунальщик», были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в том числе и довод о возможности прекращения производства по делам в связи с малозначительностью.

Данным доводам суд первой инстанции дал надлежащую оценку, оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью обоснованно не усмотрел. Решение судьи сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его изменения, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и норм материального права судом не допущено.

Довод жалобы о малозначительности административного правонарушения, считаю несостоятельным.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Понятие малозначительности раскрыто в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Данные правонарушения посягают на общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, эксплуатация полигона ТБО осуществляется с нарушением проекта, а обязанность по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона не осуществлялось, что не может быть признано малозначительным административным правонарушением.

Санкция чч. 4, 11 ст. 8.2 КоАП РФ не предусматривает наказание в виде предупреждения, доводы юридического лица о возможности применения данного вида наказания являются необоснованными.

Вместе с тем, принятые по делу решения подлежат изменению.

Так 6 апреля 2022 года вступил в законную силу Федеральный закон № 70-ФЗ от 26.03.2022 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в частности была введена в действие ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

При этом согласно правилам определенным в ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Таким образом, Федеральный закон № 70-ФЗ от 26 марта 2022 года имеет обратную силу в той части, в которой улучшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В данном случае, поскольку оба правонарушения были выявлены в ходе проведения одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), наказание МУП <данные изъяты> может быть назначено по правилам чч. 2-4, 6 ст. 4.4 КоАП РФ, то есть в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

рассмотренные в отношении МУП «Коммунальщик дела об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 4 и 11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объединить в одно производство.

Постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО4 №№ 13--21, 13-26/53-21 от 24 ноября 2021 года и решения судьи Санчурского районного суда Кировской области от 17 февраля 2022 года и 14 февраля 2022 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4 и 11 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Коммунальщик», изменить и назначить МУП «Коммунальщик» административное наказание с применением положений чч. 2-4, 6 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В остальном указанные постановления и решения судьи оставить без изменения, а жалобу законного представителя МУП «<данные изъяты> ФИО5 – без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.В. Мосеев

77-282/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МУП "Коммунальщик"
Суд
Кировский областной суд
Судья
Мосеев Александр Валерьевич
Статьи

ст. 8.2 ч.4 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--kir.sudrf.ru
21.03.2022Материалы переданы в производство судье
12.04.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее