Копия
Дело № 2-76/2022
УИД № 16RS0029-01-2022-000189-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 марта 2022 года город Болгар,
Республика Татарстан
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,
при секретаре О.В. Костиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Логиновой О.Г. к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании жилого помещения жилым домом блокированной застройки, сохранении жилого помещения в реконструированном виде, снятии объекта недвижимости с кадастрового учёта, прекращении права собственности на жилое помещение и признании права собственности на жилой дом блокированной застройки,
у с т а н о в и л :
О.<адрес> обратилась в суд с названным выше иском к Болгарскому городскому Исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером 16:37:060201:769 - квартира, общей площадью 46,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Фактически указанное жилое помещение является изолированной частью здания - отдельным автономным жилым блоком, разделенной капитальной стеной, расположенной на отдельном земельном участке с устройством автономного входного узла и с выходом на самостоятельный земельный участок с кадастровым номером 16:37:010501:44. Здание состоит из двух блоков, один из которых принадлежит ей. Согласно техническому заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному акционерным обществом "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан", <адрес> жилом <адрес>, принадлежащая ей на праве собственности, является автономной и может рассматриваться как отдельный жилой блок (автономный). По результатам обследования <адрес> не имеет общих с квартирой № подполий, шахт коммуникаций, наружных входов, вспомогательных помещений, также помещений, расположенных над и под жилыми блоками. Квартира № имеет самостоятельную систему электроснабжения от надземной линии электропередачи, собственный газовый котёл с системой отопления, водоснабжение и канализацию. Квартира № имеет общую стену без проёмов с соседней квартирой, расположена на отдельном земельном участке с кадастровым номером 16:37:010501:44 площадью 666,84 кв.м. Земельный участок разделён забором и каждый жилой блок расположен на своём земельном участке. Участок с кадастровым номером 16:37:010501:44 принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Признаки многоквартирного жилого дома, элементы общего имущества у здания отсутствуют, следовательно, принадлежащее ей жилое помещение, квартирой не является. Просила признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, жилым домом блокированной застройки, сохранить данное жилое помещение в реконструированном виде, который представляет жилой дом блокированной застройки общей площадью 98,5 кв.м, снять с государственного кадастрового учёта объект недвижимости - жилое помещение в виде квартиры с кадастровым номером 16:37:060201:769, прекратить право собственности на квартиру, расположенную по указанному выше адресу, признав право собственности на жилой дом блокированной застройки, общей площадью 98,5 кв.м, по этому же адресу.
Истец О.<адрес>, уведомлённая о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.
Ответчик – Болгарский городской Исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Третье лицо З.П. Шашина, извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась, причин неявки не сообщила, возражений относительно исковых требований О.<адрес> не представила.
Третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, отдел архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо - акционерное общество "Бюро технической инвентаризации" Республики Татарстан, уведомлённое о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, причин неявки не сообщило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со статьёй 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а так же из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьёй 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", определены основные задачи государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, которыми является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
Согласно пунктам 4, 7, 9 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в случае определения технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Как следует из части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 данного Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства являются самостоятельными видами объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", технический паспорт оформляется по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", действовавшей в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до ДД.ММ.ГГГГ органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого же Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
На основании данной нормы Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Этот Порядок устанавливает сроки и правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, правила передачи в органы кадастрового учета заверенных уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копий технических паспортов ранее учтенных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - копии технических паспортов).
Согласно статье 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Как следует из пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и письму Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ог-<адрес> «О статусе жилого дома блокированной застройки» под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Блок жилой автономный: Жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками. (пункт 3.2 СП 55.13330.2016 Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001).
С учетом Свода правил "СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №, утративших силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществлялась в качестве отдельного здания с назначением "жилое".
Понятие многоквартирного жилого дома приведено в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 6 названного Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Состав общего имущества в многоквартирном доме приведен в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с частью 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Часть 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Как следует из правовых разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 31 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В этой связи при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.
Согласно положениям пункта 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации подробно урегулирована деятельность по осуществлению капитального строительства и по предоставлению земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаёт ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к её легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, право собственности на строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений, на принадлежащем ему земельном участке, может быть признано, если указанное строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В пункте 28 этого постановления разъяснено, что положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, пристройка к жилому дому либо квартире не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведённые части, поэтому при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путём признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также положений статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданному ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес> Республики Татарстан, Логинова О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка рп. Камское Устье <адрес> Татарской АССР, зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес>.
Из технического паспорта, составленного Спасским подразделением пригородного отделения акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по адресу: <адрес> расположено жилое помещение, общей площадью 98,5 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учёт поставлено помещение, назначение - жилое помещение, наименование - жилое помещение, этаж №, площадь – 46,8 кв.м, инвентарный №, адрес - <адрес>, с присвоением кадастрового номера 16:37:060201:769. Правообладателем данного объекта является О.<адрес>, вид права - собственность.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером 16:37:010501:44, расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для обслуживания индивидуального жилого дома, для индивидуальной жилой застройки, его площадь составляет 666,84+/-1,34 кв.м. Правообладателем данного объекта является О.<адрес>, вид права - собственность.
Согласно заключению, составленному акционерным обществом "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> Республики Татарстан является автономной и может рассматриваться как отдельный жилой блок автономный.
Как следует из приведенного заключения, квартира расположена в одноэтажном двухквартирном жилом доме, состоящем из двух блоков. <адрес> квартиры по пункту 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации согласно техническому паспорту – 98,5 кв.м. Квартира не имеет с соседним жилым блоком общих подполий, шахт коммуникаций, наружных входов, вспомогательных помещений а также помещений, расположенных над и под другим жилым блоком. Квартира имеет самостоятельные системы отопления и вентиляции, другие инженерные системы с индивидуальным подключением к внешним сетям, имеет общую стену без проёмов с соседним блоком, расположена на отдельном земельном участке.
Согласно сообщению начальника отдела архитектуры и градостроительства исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ за № жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам. Данное строение не нарушает права и интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, судом установлено, что жилое помещение, принадлежащее истице О.<адрес>, имеет самостоятельный выход на прилегающий к дому земельный участок, состоит из жилых комнат и вспомогательных помещений, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием. Каждая часть жилого <адрес> Республики Татарстан отделена от другой части сплошной непроходной стеной. У истицы отдельное отопление, водоснабжение, энергоснабжение, кухня. Наличие в жилом доме помещений общего пользования, а именно помещений, не являющихся частями блоков и предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе наличие межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, коридоров, технических этажей, чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, иного обслуживающего более одного помещения в доме оборудования не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в соответствии с критериями, содержащимися в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, жилой <адрес> Республики Татарстан с учетом его технических характеристик является жилым домом блокированной застройки, в состав которого входят две самостоятельные части, одна из которых принадлежит истице на праве собственности. Исходя из пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации блок жилого дома блокированной застройки расположен на отдельном земельном участке. В этой связи, если жилой дом относится к дому блокированной застройки, а каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома, постановка такого блока на государственный кадастровый учет может быть осуществлена в качестве здания - блока жилого дома блокированной застройки. Аналогичные разъяснения даны в письме Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №-ГЕ/19 (вместе с письмом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-<адрес>). В целях постановки на государственный кадастровый учёт названного выше жилого дома блокированной застройки, следует снять с кадастрового учёта жилое помещение - квартиру по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание, что истица фактически приобрела в собственность отдельный блок в жилом доме блокированной застройки, а не квартиру, суд считает обоснованным прекратить её право собственности на <адрес> Республики Татарстан.
После приобретения жилого дома блокированной застройки истица О.<адрес> произвела его реконструкцию путём возведения нового пристроя без получения на это необходимого разрешения. С момента завершения строительства истица владеет и пользуется жилым домом как единым целым. При этом земельный участок, на котором расположен жилой дом блокированной застройки, принадлежит истице О.<адрес> на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Жилое строение соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам. Оценивая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к убеждению, что сохранение жилого дома блокированной застройки, права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушает, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, а потому приходит к выводу, что имеются основания для сохранения самовольной постройки.
При таких обстоятельствах суд считает законным и обоснованным признать за О.<адрес> право собственности на здание - жилой дом блокированной застройки, общей площадью 98,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь статьями 12, 14, 56, 68, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Логиновой О.Г. удовлетворить.
Установить, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее Логиновой О.Г. на праве собственности, является жилым домом блокированной застройки.
Снять с государственного кадастрового учёта объект недвижимости - жилое помещение в виде квартиры с кадастровым номером 16:37:060201:769, расположенный по адресу: <адрес>.
Прекратить право собственности Логиновой О.Г. на жилое помещение, общей площадью 46,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реконструированном виде, который представляет жилой дом блокированной застройки, общей площадью 98,5 кв.м.
Признать за Логиновой О.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой рп. Камское Устье <адрес> Татарской АССР, право собственности на жилой дом блокированной застройки, общей площадью 98,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий
судья Ф.Г. Батыршин
Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2022 года
Копия верна:
Судья Ф.Г. Батыршин
Подлинник хранится в деле № 2-76/2022 в Спасском районном суде Республики Татарстан