Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-226/2016 от 07.11.2016

№ 12-226/2016

РЕШЕНИЕ

26декабря 2016 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Дегтяревой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Башировой А.Р.,

с участием представителя Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка РФ – ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Обухова Д.Н. - представителя Комарова С. Н. (<данные изъяты>– лица, привлеченного к административной ответственности, на постановление заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО7вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> (<данные изъяты>Комарова С.Н., который признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.27 КоАПРФ и ему по данной статье назначено наказание в виде предупреждения.

Представителем Комарова С.Н. – Обуховым Д.Н. на данное постановление подана жалоба, в которой он просит постановление заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГотменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы представитель Комарова С.Н. – Обухов Д.Н. указывает, что постановление является незаконным и необоснованным, противоречащим нормам материального и процессуального права, а также фактическим обстоятельствам дела. В соответствии с п. 12.1 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Программа изучения клиента предусматривает проведение мероприятий, направленных на получение информации о клиенте, указанной в п.п. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту ФЗ-115).В пункт 1.7. "Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" утвержденного Банком России 15 декабря 2014 года № 445-П (далее по тексту Положение-445-П) установлен исчерпывающий перечень программ, которые обязательно должны содержаться в Правилах Внутреннего Контроля (далее по тексту ПВК) не кредитных финансовых организаций. Программа изучения клиента не входит в указанный перечень. В силу п. 1.6. положения № 445 процедуры, необходимые для реализации ПВК по ПОД/ФТ, не предусмотренные Положением №445, могут содержаться в иных внутренних документах некредитной финансовой организации, не входящих в состав Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.Согласно письму Центрального Банка Российской Федерации (далее по тексту ЦБ РФ) от 4 августа 2015 года № 12-1- 5/1818 правовая норма п.п. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ является нормой прямого действия. При этом Федеральный закон № 115-ФЗ не определяет, какие меры, принятые организацией, осуществляющей" операции с денежными средствами или иным имуществом, по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов, являются обоснованными и доступными в сложившихся обстоятельствах.В <данные изъяты> алгоритм реализации положений п.п.1. п.1. ст.7 ФЗ-115, установлен в отдельном локальном нормативном акте общества «Программе изучения клиента в целях ПОД/ФТ», являющегося частью комплекса мер по реализации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.Вкачестве подтверждения наличия состава административного правонарушения должностное лицо ЦБ РФ указывает на отсутствие в ПВК в целях ПОД/ФТ обязанности общества по установлению при идентификации клиентов-физических лиц, сведений о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с обществом, а также на регулярной основе принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также права принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.Правила внутреннего контроля (ПВК) - являются внутренним локальным нормативным актом общества, в котором закреплен основной механизм реализации положений ФЗ-115. Данный документ в силу своей правовой природы, не может содержать какие-либо обязанности Общества по совершению любых действий, поскольку права и обязанности некредитных финансовых организаций устанавливаются законодательством Российской Федерации по ПОД/ФТ. Считает, что действия общества носят исключительно формальный и спорный характер, без причинения ущерба охраняемым общественным правоотношениям, в связи с чем должны быть признанымалозначительными. Кроме того, из материалов дела следует, что имеются обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении о привлечении Комарова С.Н. к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении –Комаров С.Н., а также его представители Обухов Д.Н. и Игнатьева О.Б. о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу Обухова Д.Н. в интересах Комарова С.Н. в отсутствии указанных лиц, извещенных надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.

Представитель Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации Долгополова М.М. в удовлетворении жалобы просила отказать, поддержала в полном объеме представленный Отзыв на жалобу заявителя.

Суд, проверив доводы жалобы, заслушав участников процесса, исследовав и изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Согласно п. 1, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее по тексту Федеральный закон № 151-ФЗ) правовые основы микрофинансовой деятельности определяются Конституцией РФ, ГК РФ,настоящим законом, иными нормативными правовыми актами. Кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица осуществляют микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством РФ, регулирующим деятельность таких юридических лиц.

В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 9 Федерального закона № 151-ФЗ микрофинансовая организация обязана нести иные обязанности в соответствии с Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами Банка России, учредительными документами и условиями заключенных договоров займа.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту - Федеральный закон №115-ФЗ) данный закон регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

По смыслу ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ микрофинансовые организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, <данные изъяты> является субъектом исполнения прав и обязанностей в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ст.4 Федерального закона №115-ФЗ отнесены организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль.

Согласно ст. 3 Федерального закона №115-ФЗ организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.Осуществление внутреннего контроля –это реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Банком России по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Согласно пунктам 1.4, 1.8, 1.10 Положения Банка России от 15.12.2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту Положение №445-П) ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. ПВК по ПОД/ФТ утверждаются единоличным исполнительным органом некредитной финансовой организации. Руководитель некредитной финансовой организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ.

В силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

По смыслу Федерального закона № 115-ФЗ субъекты исполнения данного закона самостоятельно определяют в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ мероприятия, которые будут осуществляться в целях выполнения указанной нормы Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированиятерроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, по результатам оценки представленных <данные изъяты> по запросу Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, утвержденных генеральным директором <данные изъяты> Комаровым С.Н ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что данные Правила не в полной мере соответствуют требованиям Федерального закона №115-ФЗ и нормативным актам Банка России, а именно в ПВК в целях ПОД/ФТ не отражены обязанность общества и мероприятия по выполнению требований нормы п.п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ.

Так, в письме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации представлены документы по вышеуказанному запросу, однако не приведены пояснения относительно Программы изучения клиента общества. Кроме того, в ПВК в целях ПОД/ФТ от ДД.ММ.ГГГГ, представленных <данные изъяты> по запросу, имеется приложение , однако, оно является справочником кодов и видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ.

Таким образом, представленное совместно с ПВК в целях ПОД/ФТ от ДД.ММ.ГГГГ приложение (справочник кодов) и представленная <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Программа изучения клиентов являются разными документами.

По смыслу п. 1.6 Положения № 445-П ПВК по ПОД/ФТ являются комплексным документом некредитной финансовой организации или комплектом документов, определяемым некредитной финансовой организацией, регламентирующим ее деятельность по ПОД/ФТ и содержащим описание совокупности принимаемых некредитной финансовой организацией мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОТ/ФТ.

Процедуры необходимые для реализации ПВК по ПОД/ФТ, не предусмотренные настоящим Положением, могут содержаться в иных внутренних документах некредитной финансовой организации, не входящих в состав ПВК по ПОД /ФТ. В случае, если ПВК по ПОД/ФТ является комплектом документов некредитной финансовой организации, такие ПВК по ПОД/ФТ должны содержать перечень внутренних документов некредитной финансовой организации, входящих в состав данного комплекта.

Вместе с тем, из представленных материалов следует, что в нарушении вышеописанной нормы Положения № 445-П, в содержании ПВК в целях ПОД/ФТ от ДД.ММ.ГГГГ в числе имеющихся в них программ, Программа изучения клиентов не поименована, ссылки на нее в ПВК отсутствуют, мероприятия по реализации требований п.п. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ не определены.

Из п. 5 Общих положений ПВК в целях ПОД/ФТ ООО «<данные изъяты>», ПВК по ПОД/ФТ являются комплексным документом общества, который регламентирует деятельность общества по ПОД/ФТ и содержит описание совокупности принимаемых обществом мер и предпринимаемых процедур, определенных программами осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

На дату утверждения – ДД.ММ.ГГГГ ПВК в целях ПОД/ФТ <данные изъяты>, механизм реализации требований п.п. 1 п.1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ не был отражен в ПВК <данные изъяты> исполнение указанных требований не обеспечено <данные изъяты> Комаровым С.Н.

Факт совершения Комаровым С.Н. данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, запросом документов от ДД.ММ.ГГГГ, правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в <данные изъяты> и приложением к ним, уставом, и другими собранными доказательствами по делу, исследованными в ходе судебного заседания.

В соответствие с п.п.7, 8 ПВК в целях ПОД/ФТ Правила внутреннего контроля утверждаются генеральным директором, являющимся единоличным исполнительным органом общества. Генеральный директор обеспечивает контроль за соответствием применяемых ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ.

Согласно приказу общества от ДД.ММ.ГГГГ Комаров С.Н. назначен <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписки их ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент вынесения должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении в отношении Комарова С.Н., <данные изъяты> являлось действующей организацией, а Комаров С.Н., согласно данным выписки из ЕГРЮЛ до ДД.ММ.ГГГГ являлся <данные изъяты>

Таким образом, осуществляя свою деятельность, Комаров С.Н., являясь <данные изъяты> выполняя организационно-распорядительные функции в некредитной финансовой организации, осуществляющей операции с денежными средствами должен был знать о необходимости соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также обязан был исполнять в полном объеме требования специального законодательства, регламентирующего основы его деятельности, в том числе своевременно приводить в соответствие ПВК в целях ПОД/ФТ в соответствие с Федеральным законом № 115-ФЗ, Положением -П и иными нормативными актами Банка России.

Из материалов дела следует, что у Комарова С.Н. имелась возможность привести в соответствие ПВК в целях ПОД/ФТ, однако, последний не предпринял достаточных действий для выполнения требований п.п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, нарушив тем самым ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Доказательства подтверждающие невозможность выполнения перечисленных требований, которые позволили бы судить об отсутствии вины Комарова С.Н., в материалах дела отсутствуют.

Вышеуказанное административное правонарушение не является длящимся, окончено ДД.ММ.ГГГГ, то есть в момент утверждения ПВК в целях ПОД/ФТ <данные изъяты> Комаровым С.Н.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Указанный срок исчисляется со дня совершения административного правонарушения, следовательно, на момент рассмотрения материалов дела и вынесения должностным лицом постановления от ДД.ММ.ГГГГ, срок давности привлечения к административной ответственности за допущенное Комаровым С.Н. административное правонарушение, не истек.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного Комаровым С.Н.правонарушения малозначительным, не имеется.Оценка совершенного Комаровым С.Н. деяния на предмет наличия оснований для признания его малозначительным, дана должностным лицом при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Выводы о виновности Комарова С.Н.сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости, в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы представителя Комарова С.Н. – Обухова Д.Н. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не установлено.

Наказание Комарову С.Н.назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ.

Суд находит наказание, назначенное Комарову С.Н., справедливым, мотивированным, соразмерным содеянному.

Оснований для отмены либо изменения постановления заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Комарова С.Н. к административной ответственности по ч. 1 ст.15.27 КоАП РФ следует оставить без изменения, а жалобу представителя Комарова С.Н. – Обухова Д.Н. – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.11 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

постановление заместителя управляющего Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГпо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Комарова С. Н. - оставить без изменения, жалобу представителя Комарова С. Н. – Обухова Д.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Центрального районного суда

г. Оренбурга: подпись Т.А. Дегтярева

Копия верна.

Судья Центрального районного суда

г. Оренбурга: Т.А. Дегтярева

Подлинник данного постановления хранится в Центральном районном суде г. Оренбурга в деле об административном правонарушении № 12-226/2016

12-226/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Комаров С.Н.
Суд
Центральный районный суд г. Оренбурга
Судья
Дегтярева Т.А.
Статьи

ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
centralny--orb.sudrf.ru
07.11.2016Материалы переданы в производство судье
19.12.2016Судебное заседание
26.12.2016Судебное заседание
31.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее