по жалобе на постановление об административном правонарушении
424028
г.Йошкар-Ола 25 июля 2019 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием защитника АО «Тандер» - Тетиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Тандер» Роньжина Р.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл ФИО2 № от 28 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, которым
Акционерное общество «Тандер», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшееся,
привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда ФИО2 Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № от 28 мая 2019 года Акционерное общество «Тандер» (далее по тексту – АО «Тандер») привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному взысканию в виде административного штрафа в размере 110000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно постановлению, в действиях АО «Тандер» имеется нарушение статьей 212, 213 Трудового Кодекса РФ.
Не согласившись с данным постановлением, защитник АО «Тандер» Роньжин Р.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить указанное постановление, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указал, что согласно акта расследования тяжелого несчастного случая от 17 апреля 2019 года, комиссия пришла к выводу, что факты, подтверждающие получение травмы ФИО5 в рабочее время, при исполнении трудовых обязанностей, на территории магазина «Магнит» по адресу: <адрес>, отсутствуют. Поэтому комиссия квалифицировала данный несчастный случай, как не связанный с производством, который не подлежит оформлению актом по форме Н-1. Из протокола опроса очевидца, директора магазина «Магнит» ФИО4 установлено, что ФИО5 предоставила медицинскую книжку с указанием на проведение медицинских осмотров. Таким образом, причинно-следственная связь между действиями АО «Тандер» по допуску ФИО5 к выполнению трудовых функций без проведения медицинского осмотра и произошедшим с ФИО5 случаем, не установлена. Следует отметить, что АО «Тандер» - крупнейшая розничная торговая компания, состоящая из более 13 тысяч магазинов «Магнит». Основной целью деятельности является развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров, формирования новых рабочих мест. Таким образом, имеются исключительные обстоятельства для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее половины минимального размера административного штрафа, установленного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Применение административного штрафа в размере 110000 рублей в данном конкретном случае будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого. Считает, что в данном случае имеются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Поскольку в судебное заседание законный представитель АО «Тандер», защитник Роньжин Р.А. и потерпевшая ФИО5, надлежаще извещенные не явились, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Защитник Тетина А.А. доводы и требования жалобы подержала.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно статьи 20 ТК РФ работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Пунктом 11 части 2 статьи 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии с абзацем 12 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы, не допускать работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Согласно статьи 213 ТК РФ, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Республике Марий Эл с 19 марта по 17 апреля 2019 года проведено расследование тяжелого несчастного случая происшедшего 04 февраля 2019 года в 12 часов с ФИО5, продавцом магазина «Магнит» по адресу: <адрес>.
В результате указанного расследования установлено, что АО «Тандер» нарушило нормы трудового законодательства, ФИО5 была допущена к работе без проведения предварительного медицинского осмотра (Акт о расследовании тяжелого несчастного случая).
Так, согласно трудовому договору от 15 января 2019 года № ФИО5 принята на работу в АО «Тандер» в магазин «Магнит» по адресу: <адрес>, на должность продавца с 15 января 2019 года.
В соответствии с соглашением сторон от 29 января 2019 года об изменении определенных сторонами условий трудового договора от 15 января 2019 года №, ФИО5 переведена на должность продавца в магазин «Магнит» по адресу: <адрес>, с 29 января 2019 года.
Согласно пункта 2.2 трудового договора от 15 января 2019 года № работник обязан проходить в предусмотренных законом случаях обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Как следует из пункта 1 инструкции по охране труда №ля продавца магазина «Магнит» от 21 марта 2017 года, вновь поступившие на работу продавцы обязаны пройти предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу.
В соответствии с пунктом 15 Приложения № 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», работники, занятые на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. В нарушение указанных требований продавец ФИО5 29 января 2019 года была допущена к исполнению трудовых обязанностей в магазине «Магнит» по адресу: <адрес>, без прохождения обязательного медицинского осмотра для определения пригодности работника к поручаемой работе.
Установленные должностным лицом в ходе рассмотрения дела обстоятельства, свидетельствующие о нарушении АО «Тандер» законодательства о труде, нашли подтверждение при рассмотрении жалобы.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о наличии в действиях АО «Тандер» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, является обоснованным.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вина АО «Тандер» в совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении, приказом № от 19 марта 2019 года; трудовым договором от 15 января 2019 года № СВ-05/11-19; соглашением сторон от 29 января 2019 года; протоколом осмотра места несчастного случая от 26 февраля 2019 года, фотоматериалом, Актом о расследовании тяжелого несчастного случая, инструкцией по охране труда № для продавца магазина «Магнит» от 21 марта 2017 года; табелем учета рабочего времени ФИО5 за февраль 2019 года, выпиской из ЕГРЮЛ; протоколе № от 29 апреля 2019 года и другими материалами дела, которым дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании имеющихся в деле доказательств должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу о доказанности совершения АО «Тандер» указанного выше административного правонарушения, АО «Тандер» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела административным органом были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что работодатель имел реальную возможность выполнить требования трудового законодательства и не допускать нарушения прав работников.
Доводы заявителя о том, что возможно назначение административного наказания ниже низшего предела, отклоняются, документов о финансовом состоянии к материалам жалобы не приложены и в судебное заседание не представлены.
При этом, согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях АО «Тандер» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица, направлены на переоценку исследованных должностным лицом доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку существенная угроза общественным отношениям выразилась в совершении правонарушения, посягающие не только на трудовые права, в пренебрежительном отношении по созданию безопасных условии труда, и закрепленной в статье 2 Конституции Российской Федерации, права человека и свободы, являющиеся высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
С учетом изложенного, привлечение АО «Тандер» к административной ответственности является законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются трудовые права граждан, фактических обстоятельств дела, в связи с чем, законных оснований для отмены и или изменения постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл № от 28 мая 2019 года о признании АО «Тандер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей, оставить без изменения, жалобу защитника АО «Тандер» Роньжина Р.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов