Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-5/2021 (5-234/2020;) от 04.12.2020

Дело <№>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                                                          15 февраля 2021 года

Судья Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга Шумило М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.1 КоАП РФ в отношении Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы», ОГРН: 1027804179765, ИНН: 7806016866, юридический адрес: г. Санкт-Петербург пр. Екатерининский, д. 10,

УСТАНОВИЛ:

04.12.2020 из Территориального органа Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга поступил протокол об административном правонарушении в отношении Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (далее – СПб ГБУЗ «БСМЭ») для рассмотрения по существу.

При проведении проверки, в период с 29.09.2020 по 07.10.2020 года, проведенной на основании запроса прокуратуры Санкт-Петербурга от 25.09.2020 № 07-57-2020, от 28.09.2020 № В78-7309/20, установлено, что СПб ГБУЗ « БСМЭ » имеет лицензию № ЛО-78-01-010017 от 22.07.2019, выданную Комитетом по здравоохранению г. Санкт-Петербурга на осуществление медицинской деятельности по адресу: 195067, г. Санкт-Петербург, Екатерининский пр., дом 10.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 140 от 25.11.2020, составленного главным государственным инспектором отдела лицензирования и лицензионного контроля Территориального органа Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Гелогаевой Е.Х., 25.11.2020 года 12 час. 10 мин. по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Газовый завод, д. 3, лит. В, комната 38 и МОП, в ходе проведения проверки лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности установлено, что в отделении патологической анатомии (морг) СПб БУЗ «Городская больница Святого Праведного Иоанна Кронштадтского» осуществляют деятельность врачи судебно-медицинские эксперты, в порядке выездной работы, проводится судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа, по указанному адресу без специального разрешения (лицензии), обязательное наличие которого установлено п. 46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных норм и правил:

- Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждает «Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее – Положение):

- п.3 Положения - медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Согласно приложению, к Положению судебно-медицинская экспертиза и исследованию трупа входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность;

- Приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологической), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

- пункта 46 ст.12 Федерального закона № 99-ФЗ - перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии: медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

- пункта 1 ст.18 Федерального закона № 99-ФЗ - Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

В связи с чем, действия СПб ГБУЗ «БСМЭ» квалифицированы по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

        В судебное заседание, назначенное на 15.02.2021 защитник СПб ГБУЗ «БСМЭ» Федорова А.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела, не заявляла.

Согласно ранее представленным возражениям, вину юридического лица в совершении вменяемого правонарушения не признала. Указала, что судебно-медицинская экспертиза, как медицинская деятельность СПб ГБУЗ «БСМЭ», осуществляется на основании лицензии, выданной Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга № ЛО-78-01-010017 от 22.07.2019 на выполнение работ (услуг) по следующим адресам: 195067, Санкт-Петербург, пр. Екатерининский, д. 10; 196653, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Павловская, д. 12, лит. А, пом. 2-Н; 197762, Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Газовый завод, д. 3, лит. В, комната № 38 и МОП; 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Госпитальная, д. 15, лит. А, пом. 2-Н и МОП; 198510, Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Царицынская, д. 1, лит. А, пом. 1-Н; 195067, Санкт-Петербург, пр. Шафировский, д. 12, лит. А, пом. 1-Н; 198261, Санкт-Петербург, пр. Танкиста Хрустицкого, д. 5, лит. В. Кроме того, нормативными правовыми актами не устанавливается обязательное требование наличия лицензии на проведение судебно-медицинской экспертизы в месте проведения вскрытия (исследования, экспертизы) мертвых тел и проведения других видов экспертиз. Если экспертное учреждение имеет лицензию на проведение судебно-медицинской экспертизы в целом, то оно имеет право и все юридические основания для проведения всех ее видов. Запрет на проведение государственными судебно-экспертными учреждениями судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов, а также других видов экспертиз вне юридического и фактического адреса нахождения учреждения, отсутствует. Каждое из указанных действий (этапов) судебно-медицинской экспертизы (исследованы трупа и живого лица само по себе не является самостоятельным видом работ (услуг) в составе лицензируемого вида медицинской деятельности СПб ГБУЗ «БСМЭ», т.е. не подлежат отдельному лицензированию, а, следовательно, их осуществление не находится в связи с конкретным адресом, указанным в лицензии. В соответствии с п. 13 Порядка организации и производства судебно-медицинской экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации (утв. приказом Минздравсоцразвития России № 346н от 12.05.2010) в случае, если транспортировка объектов исследования в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившее экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ объектам непосредственно на месте и возможность их максимально полноценного исследования. Таким образом, Бюро вправе осуществлять уставную деятельность по исследованию объектов по любому адресу (месту нахождения объектов исследования), в том числе при отсутствии у учреждения лицензии на деятельность по конкретному адресу. Следовательно, законодательством в сфере судопроизводства Российской Федерации установлена возможность проведения судебной экспертизы, в том числе экспертного обследования человека и исследования других объектов по месту нахождения подэкспертного лица или иных объектов вне зависимости от наличия или отсутствия судебно-экспертного учреждения лицензии на производство экспертизы в данной медицинском учреждении, в суде или в ином месте. По адресам, куда выезжает эксперт по указанию дознавателя или следователя, выполняется наружный осмотр трупа (на месте его обнаружения), наружный и внутренний осмотр, секционное исследование (вскрытие) трупа с забором объектов на лабораторные исследования как этап судебно-медицинской экспертизы (исследование) трупа, экспертное обследование живых лиц с изучением медицинских документов, т.е. отдельные этапы судебно-медицинского исследования в порядке выездной работы. Эти этапы не включены в Перечень в качестве самостоятельных работ (услуг), подлежащих лицензированию, и не указываются в лицензии на медицинскую деятельность. Выездной характер работы сотрудников отдела судебно-медицинских экспертиз трупов отдела экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, закреплен трудовыми договорам (эффективными контрактами) с работниками Бюро, основным местом работы которых является соответствующее подразделение СПб ГБУЗ «БСМЭ». Выездная работа штатных сотрудников Бюро не имеет каких-либо признаков обособленности, не включает самостоятельную административно-хозяйственную и финансовую деятельность. Судебно-медицинская экспертиза, ее материально-техническое кадровое, финансовое, организационно-методическое, учётно-информационное обеспечение комплекс лабораторных исследований (токсико-химические, генетические, биологические гистологические, криминалистические и др.) осуществляются только по адресу: СПб, Екатерининский пр., д. 10, в соответствии с действующей лицензией. Результаты всех экспертиз (исследований) оформляются и выдаются на бланках Бюро с указанием его полных реквизитов и юридического адреса Бюро (СПб, Екатерининский пр., д 10). Действие лицензии на медицинскую деятельность распространяется на учреждение в целом, на все его структурные подразделения, а выполнение отдельных этапов экспертного исследования (не являющихся самостоятельными видами медицинской деятельности и подлежащих лицензированию) вне места осуществления медицинской деятельности указанного в лицензии, не свидетельствует об отсутствии у учреждения лицензии и не отменяет разрешение на медицинскую и судебно-экспертную деятельность. Более того, ряд этапов медицинской деятельности Бюро осуществляется только вне адреса, указанного в лицензии, и не могут быть выполнены по адрес указанному в лицензии (участие эксперта или специалиста в осмотре места обнаружения труп или иного пострадавшего, осмотр места происшествия, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, эксгумации и пр.). Эксперты осуществляют эти этапы медицинской (судебно-экспертной) деятельности в медицинских организациях и в других местах в порядке выездной работы без образования постоянных рабочих мест. Деятельность сотрудников СПб ГБУЗ «БСМЭ» по адресу СПб, Екатерининский пр., д. 10 при выездной работе осуществляется на основании Устава, лицензии, Федеральных Законов и ведомственных нормативных актов. Кроме того, производство судебно-медицинской экспертизы, лабораторные исследования изъятия биологических объектов, как лицензируемый вид медицинской деятельности, а так же регистрация, учёт и контроль, выполняемой работы осуществляются только по адресу: Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д. 10, где имеется соответствующая лицензия. Регистрация, учёт и контроль, а также виды и объёмы работ по судебно-медицинскому исследованию и экспертизе биологических объектов, изымаемых от трупов, выполняются также СПб ГБУЗ «БСМЭ» по адресу: Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д. 10. В целях эффективного планирования и организации выездной работы в Бюро создаются функциональные бригады работников, разрабатываются графики планируемых выездов и/или даются поручения о выезде руководителем соответствующего подразделения. Это является одним из обязательных условий решения основной задачи государственной судебно-медицинской экспертной деятельности по оказанию содействия судам, судьям, органам дознания, лицам осуществляющим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (ст. 2 Федерального Закона «О государственной судебной экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 31.05.2001 года. Таким образом, СПб ГБУЗ «БСМЭ» при организации и осуществлении судебной медицинской деятельности действовало в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании изложенного, защитник Федорова А.В. просила производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случаях, когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица, не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела.

В соответствии с положениями ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, указанных ст.ст.25.1-25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

Кроме того, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Изучив при подготовке к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении СПб ГБУЗ «БСМЭ» суд приходит к выводу о том, что производство по вышеуказанному административному делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно ст.3 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Как усматривается из материалов дела, СПб ГБУЗ «БСМЭ» выдана лицензия № ЛО-78-01-010017 от 22.07.2019 года на осуществление медицинской деятельности по адресу: Санкт-Петербург, Екатерининский пр., д. 10.

Согласно справке, составленной главным государственным инспектором отдела лицензирования и лицензионного контроля Территориального органа Росздравнадзора по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Гелогаевой Е.Х., в ходе проведения совместной проверки на основании запроса прокуратуры Санкт-Петербурга в отношении СПб ГБУЗ «БСМЭ» установлено, что в отделениях патологической анатомии (морг) городских больниц осуществляют деятельность врачи судебно-медицинские эксперты, в порядке выездной работы проводится судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа, при этом в лицензии отсутствуют работы (услуги) по судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадт, ул. Газовый завод, д. 3, лит. В, комната 38 и МОП.

В обоснование составленного протокола об административном правонарушении должностным лицом органа Росздравнадзора представлены:

- протокол об административном правонарушении № 140 от 25.11.2020;

- сообщения прокуратуры Санкт-Петербурга о проведении проверочных мероприятий в отношении СПб ГБУЗ «БСМЭ»;

- справка по результатам проверки в отношении СПб ГБУЗ «БСМЭ»;

- документы, полученные в ходе проведения проверки: акты судебно-медицинского исследования трупов № 357/496/36, № 383/519/36, журнал регистрации трупов в судебно-медицинском морге, учредительные документы СПб ГБУЗ «БСМЭ», и иные материалы дела.

Медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина (ст. 58 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Одним из видов медицинской экспертизы является судебно-медицинская экспертиза (п. п. 1, 2 ст. 58 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 62 Федерального закона № 323-ФЗ судебно-медицинская экспертиза проводится в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, в медицинских организациях экспертами в соответствии с законодательством РФ о государственной судебно-экспертной деятельности.

Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в РФ в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве определяет Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» утверждает «Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (далее - Положение):

Согласно п. 3 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. Согласно приложению, к Положению судебно-медицинская экспертиза и исследованию трупа входит в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Приказ Минздрава России от 11.03.2013 №121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» содержит требования к проведению судебно-медицинской экспертизе, а не к вскрытию трупа вне рамок экспертизы.

Пунктом 46 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии: медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Основным нормативным документом, регламентирующим судебно-медицинскую деятельность, является Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2010 № 346н, которым утвержден Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации.

Порядок № 346н регулирует вопросы организации и проведения судебно-медицинской экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам), включая: судебно-медицинскую экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, судебно-цитологическую, химико-токсикологическую экспертизу); судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа; судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц.

Судебно-медицинская экспертиза вне зависимости от ее объекта включает комплекс действий или этапов (п. 39 раздела IV Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России №346н от 12.05.2010, далее - Порядок).

В соответствии с п. 13 Порядка осуществляются отдельные этапы судебно-медицинской деятельности в любых медицинских организациях (куда доставляется объекты исследования органами дознания и следствия), а также в помещениях следственных изоляторов территориальных подразделений Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, проводится осмотр объектов (в том числе, трупов) специалистами учреждения на месте происшествия или на месте их обнаружена в помещениях судов, на территории мест захоронения трупов (кладбища и др.), например, при производстве эксгумаций, в полевых условиях в местах массовой гибели людей при террористических актах, техногенных катастрофах и др.

Судебно-медицинская экспертиза трупа как вид медицинской деятельности включает следующие основные действия или этапы (раздел IV Порядка):

- осмотр трупа на месте его обнаружения;

- изучение постановления (определения, направления органа дознания или следствия);

- изучение медицинской документации (медицинской карты стационарного больной медицинской карты амбулаторного больного и пр.);

- наружное исследование трупа и его частей;

- внутреннее исследование трупа и его частей;

- фотографирование повреждений на теле и одежде;

- изъятие объектов для дополнительного инструментального и (или) лабораторного исследования;

- заполнение медицинского свидетельства о смерти;

- направление на инструментальное и (или) лабораторное исследование изъятых из трупа его частей объектов;

- приобщение к материалам экспертизы результатов дополнительных инструментальных (или) лабораторных исследований биологических объектов, а также поступивши дополнительных материалов;

- изучение материалов уголовного дела (материала проверки по факту смерти человека);

- участие эксперта (специалиста) в процессуальных действиях (осмотр, опознание, изъята образцов для сравнительного исследования, следственный эксперимент, проверка показаний освидетельствование, эксгумация и пр.);

- оформление и выдача медицинского свидетельства о смерти;

- оформление экспертного документа (заключения, акта) и его направление органу ил: лицу, назначившему экспертизу (исследование).

Судебно-медицинская экспертиза живого лица как лицензируемый вид медицинской деятельности (работы) включает (раздел V Порядка):

- опрос человека;

- изучение постановления (определения, направления органа дознания или следствия);

- изучение медицинских документов;

- изучение материалов дела (проверки);

- экспертное обследование человека (в том числе в медицинском стационаре и ином месте);

- взятия и направление материала для инструментального и лабораторного исследования;

- приобщение к материалам экспертизы результатов дополнительных инструментальных (или) лабораторных исследований биологических объектов, а также поступивших дополнительных материалов;

- участие эксперта (специалиста) в процессуальных действиях (осмотр, опознание, изъята образцов для сравнительного исследования, следственный эксперимент, проверка показаний освидетельствование и пр.);

- оформление экспертного документа (заключения, акта) и его направление органу ил лицу, назначившему экспертизу (исследование).

В соответствии с абз. 5 ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания возложено на орган, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, однако бесспорных доказательств, однозначно свидетельствующих о совершении СПБ ГБУЗ «БСМЭ» вменяемого в вину правонарушения, должностным лицом органа Росздравнадзора в материалы дела не представлено.

Исследованными в судебном заседании доказательствами вина СПБ ГБУЗ «БСМЭ» в проведении судебно-медицинской экспертизы трупа не по месту выдачи лицензии не подтверждается, поскольку из материалов дела не усматривается, что экспертизы как таковые были проведены вне места, указанного в лицензии, из акта проверки усматривается, что постановление (определение) о назначении судебно-медицинской экспертизы не выносилось.

Оказание методической помощи, помощи в сборе и сохранении доказательств (биоматериалов и т.д.) не является деятельностью, на которую требуется лицензия.

Таким образом, СПБ ГБУЗ «БСМЭ» вправе осуществлять уставную деятельность по исследованию объектов по любому адресу (месту нахождения объектов исследования), в том числе при отсутствии у учреждения лицензии на деятельность по конкретному адресу.

Учитывая вышеизложенное, в действиях СПб ГБУЗ «БСМЭ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению при отсутствии состава правонарушения.

Таким образом, исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств совершения СПб ГБУЗ «БСМЭ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.4 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ - прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                                                             М.С. Шумило

5-5/2021 (5-234/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
СПб ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы"
Суд
Кронштадтский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Шумило Марина Сергеевна
Статьи

ст.19.20 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
krn--spb.sudrf.ru
04.12.2020Передача дела судье
07.12.2020Подготовка дела к рассмотрению
19.01.2021Рассмотрение дела по существу
08.02.2021Рассмотрение дела по существу
15.02.2021Рассмотрение дела по существу
30.03.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
30.03.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
05.04.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
16.04.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
30.04.2021Обращено к исполнению
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее