Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-496/2024 ~ М-445/2024 от 11.04.2024

№ 2-496/2024

11RS0020-01-2024-000799-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с участием: истца Бадовской М.В., представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Хоменко М.Э., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 13 мая 2024 года дело по иску Бадовской М. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решения <Номер> от 07.03.2024 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; - об обязании Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми назначить страховую пенсию по старости досрочно, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Бадовская М.В. обратилась в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконным решения <Номер> от 07.03.2024 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; - об обязании Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми назначить страховую пенсию по старости досрочно, взыскании судебных расходов.

В судебном заседании истец Бадовская М.В. доводы и основания, изложенные в иске поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Хоменко М.Э. с иском не согласилась, поддержав доводы и основания, изложенные в письменном отзыве на иск.

Заслушав истца, представителя ответчика, оценив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 марта 2024 г. Бадовская М.В.обратилась в ОПФР по Республике Комис заявлением о назначении ей пенсии на льготных условиях.

Решением ОПФР по Республике Коми за <Номер> от 07.03.2024 г. истцу Бадовской М.В.в назначении пенсии отказано, в связи с тем, что ребенок Бадовской М.В., рожденный ............. в ............. Украина не может быть учтен при определении права на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, поскольку, при определении права на установление досрочной страховой пенсии по старости учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Российской Федерации и бывшей РСФСР.

Обращаясь в суд с иском, истец ссылается на то, что оснований для отказа в назначении ей пенсии у ответчика не имелось, поскольку Соглашением от 13 марта 1992 г. были урегулированы лишь вопросы учета трудового стажа граждан государств -участников данного Соглашения и не охватывались другие элементы статуса лиц, претендующих на назначение пенсии, в связи с чем прекращение действия данного Соглашения в отношении Российской Федерации с 1 января 2023 г. не могло повлиять на право Бадовской М.В., родившей двух детей, на назначение пенсии.

Суд, проанализировав нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2002 г., Соглашения от 13 марта 1992 г., Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р, Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств бывших республик Союза ССР», приходит к выводу о том, что принцип территориальности в области пенсионного обеспечения применяется только к вопросам учета стажа и не охватывает никакие другие элементы социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии; Бадовской М.В. на момент обращения в пенсионный орган были соблюдены все условия, необходимые для назначения ей страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. с 01 марта 2024 г.

Истец Бадовская М.В. и ее дети, Х., ............. года рождения и Н., ............. года рождения, на момент обращения Бадовской М.В. к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии являются гражданами Российской Федерации; дочь истца Х., ............. года рождения, которая не учтена как ребенок Бадовской М.В. пенсионным органом при определении права истца на досрочно назначаемую страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лишь по причине рождения на Украине, после 1993 г. проживала и была зарегистрирована вместе с истцом (матерью) по месту жительства в Республике Коми ..............

Соответственно, суд отклоняет доводы представителя ответчика о прекращении действия для Российской Федерации Соглашения от 13 марта 1992 г., которым были урегулированы вопросы учета трудового стажа граждан государств - участников данного Соглашения от 13 марта 1992 г., и исходит из права Бадовской М.В. на назначение указанной пенсии.

Поскольку, Статьей 39 Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (ч. 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента с 1 января 2021 г. в размере не менее 21 (с учетом переходных положений) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Соглашение от 13 марта 1992 г. подписано между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова.

Согласно ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения (ст. 5).

В соответствии с п. 2 ст. 6 названного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Статьей 13 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками с 1 января 2023 года.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение международного договора Российской Федерации, если договором не предусматривается иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.

Суд, проанализировав действующее законодательство РФ и нормы Соглашения от 13 марта 1992 г., приходит к выводу о том, что не ставится в зависимость право женщины на назначение страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от того, на территории какого государства рожден и воспитан ребенок.

Соглашением от 13 марта 1992 г., были урегулированы лишь вопросы учета трудового стажа граждан государств - участников данного Соглашения и не охватывались другие элементы статуса лиц, претендующих на назначение пенсии. Прекращение действия указанного Соглашения не может повлиять на право Бадовской М.В., родившей двух детей, на досрочное назначение страховой пенсии, при наличии у неё совокупности условий, предусмотренных для назначения пенсии по указанному основанию. Доводы представителя ответчика о том, что Соглашение от 13 марта 1992 г. было денонсировано Российской Федерацией с 1 января 2023 г., на право истца Бадовской М.В. на пенсионное обеспечение не влияют.

На основании вышеизложенного, исковые требования Бадовской М.В. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Соответственно, решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми <Номер> от 07.03.2024 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Бадовской М.В., надлежит признать незаконным.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми назначить Бадовской М.В. страховую пенсию по старости досрочно, с - 01 марта 2024 г.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу истца Бадовской М.В. надлежит взыскать судебные расходы в виде оплаты госпошлины в сумме 300 рублей.

руководствуясь ст.ст. 12, 56, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Бадовской М. В., удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми <Номер> от 07.03.2024 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Бадовской М. В..

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми назначить Бадовской М. В. страховую пенсию по старости досрочно, с - 01 марта 2024 г.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в пользу Бадовской М. В. судебные расходы в виде оплаты госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

............

.............. судья - А.Ю. Лисиенко

..............

..............

2-496/2024 ~ М-445/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бадовская Мария Викторовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Лисиенко Андрей Юрьевич
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
11.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2024Передача материалов судье
15.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024Дело оформлено
21.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее