Решение по делу № 2-304/2022 ~ М-259/2022 от 22.03.2022

УИД 28RS0008-01-2022-000404-90

Дело № 2-304/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2022 года                            г.Зея Амурской области

    Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Щербаковой А.И.,

с участием истца, представителя ответчика Степанова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чугреевой В. А. к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Сосновоборская средняя общеобразовательная школа Зейского района о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

    Стороны состоят в трудовых отношениях. На основании трудового договора, заключенного 01 сентября 2009 года, истец Чугреева В.А. осуществляет трудовую функцию уборщика производственных помещений Заречнослободского филиала МАОУ Сосновоборская СОШ.

    Приказом <Номер обезличен> от 02 марта 2022 года Чугреева В.А. отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации от коронавирусной инфекции.

Истец Чугреева В.А. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным и отменить приказ <Номер обезличен> от 02 марта 2022 года и взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула за период с 03 марта 2022 года по день вынесения решения суда по делу.

В обоснование иска указано, что в ее обязанности уборщика производственных помещений входит уборка помещений во внеучебное рабочее время, ее трудовая деятельность не связана с работой с детьми, время работы с 17-15 до 20-45 часов. Согласно санитарной книжки аттестация пройдена 28 марта 2021 года и является действительной до 28 марта 2023 года. 26 февраля 2022 года она сдала анализы на антитела к вирусу SARS-CoV-2, результаты исследования показали, что количество антител составляет 2480.00. Справку о наличии антител ответчик не принял во внимание. Заявление об отказе о вакцинации она не писала. Федеральной Службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) издан приказ от 25 марта 2020 года «О приостановлении вакцинации в субъектах», на основании которого было приостановлено вакцинирование.

В судебном заседании истец Чугреева В.А. на удовлетворении иска настаивала по основаниям, указанным в иске, из ее объяснений следует, что она переболела короновирусной инфекцией, поэтому вакцинироваться не должна, медицинскую справку о наличии противопоказаний к вакцинации она работодателю не предоставляла.

Представитель ответчика МАОУ Сосновоборская СОШ Степанов А.Г. с иском не согласен, из ее объяснений следует, что действия МАОУ Сосновоборская СОШ по отстранению Чугреевой В.А. от работы без сохранения заработной платы являются законными и обоснованными, т.к. Чугреева В.А. является работником образовательного учреждения, поэтому в соответствии с правовыми актами службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии правовыми актами Минздрава России подлежит обязательной вакцинации. Справка о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, по форме утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2021 г. № 1053н «Об утверждении формы медицинской документации «Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации», работодателю предоставлена не была.

Перед отстранением Чугреевой В.А. от работы работодатель письменно уведомил работника об обязательной вакцинации, установил сроки вакцинации, уведомил о необходимости предоставления копии сертификата о вакцинации либо документа медицинской организации о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации. При отстранении Чугреевой В.А. от работы работодатель ознакомил работника с приказом об отстранении от работы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Отдел образования администрации Зейского района» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, считает действия МАОУ Сосновоборская СОШ по отстранению Чугреевой В.А. от работы без сохранения заработной платы законными и обоснованными.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ ст. 2 ТК РФ относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Исходя из положений ст.21 ТК РФ, работник при приёме на работу принимает на себя обязательства, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.

В соответствии со ст.76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;

в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;

по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как предусмотрено ч.ч.2 и 3 ст. 76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации принят Указ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.29 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.

В соответствии с подп.в, г п.4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 год №417, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

На основании ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года №15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила «СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Согласно п. 1.1 СП 3.1.3597-20 указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Из положений п.4.2 СП 3.1.3597-20 следует, что эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В соответствии с требованиями ст.10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года №1307н).

На основе анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой короновирусной инфекцией (COVID-19), 14 октября 2021 года временно исполняющим обязанности главного государственного санитарного врача по Амурской области принято постановление № 11 "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям", в соответствии с которым руководителям организаций, осуществляющим свою деятельность на территории Амурской области, в срок до 15 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года вторым компонентом вакцины от новой короновирусной инфекции.

Согласно приложению к постановлению № 11 от 14 октября 2021 года, контингентами, подлежащим вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, являются. в том числе, работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере образования.

С 01.02.2022 медицинские противопоказания к вакцинации против COVID-19 (при их наличии) указываются в медицинском сертификате (п. 4 Приказа Минздрава России от 12.11.2021 N 1053н; пп. 4 п. 3 Приложения N 4 к Приказу Минздрава России N 1053н).

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора, заключенного 01 сентября 2009 года, истец Чугреева В.А. осуществляет трудовую функцию уборщика производственных помещений Заречнослободского филиала МАОУ Сосновоборская СОШ.

Приказом МКУ «Отдел образования администрации Зейского района» <Номер обезличен>-Д от 08 октября 2021 года «Об организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции» на основании протокола <Номер обезличен> от 06 октября 2021 года заседания оперативного штаба по проведению мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения на территории Зейского района новой коронавирусной инфекции, на руководителей подведомственных учреждений возложена обязанность личного контроля за вакцинацией работников учреждений, в случае отказа работников от вакцинации, при отсутствии официально оформленного медицинского отвода, постановлено отстранять работников от работы без сохранения заработной платы.

Уведомлением <Номер обезличен> о вакцинации от коронавируса от 07 февраля 2022 года истец Чугреева В.А. – работник детского образовательного учреждения письменно уведомлена об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в срок до 28 февраля 2022 года. На работника возложена обязанность предоставить копию сертификата о вакцинации, а при наличии противопоказаний для вакцинации – предоставить письменный отказ от вакцинации с приложением подтверждающего документа медицинской организации. Разъяснено, что в случае отказа от вакцинации и отсутствия противопоказаний работник может быть отстранен от работы на основании ст. 76 ТК РФ.

Приказом <Номер обезличен> от 02 марта 2022 года с 03 марта 2022 года Чугреева В.А. отстранена от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации от коронавирусной инфекции на срок до прохождения вакцинации против COVID-19 или предоставления подтверждающего документа медицинской организации о противопоказаниях для вакцинации.

Поскольку Чугреева В.А. является работником образовательного учреждения, она подлежит подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). При этом тот факт, что согласно п. 6.4 должностной инструкции Чугреева В.А. осуществляет трудовую функцию уборщика производственных помещений Заречнослободского филиала МАОУ Сосновоборская СОШ с 17-00 до 20-30 часов не освобождает ее от обязанности вакцинирования, как работника образовательного учреждения.

Доводы истца о наличии нее противопоказаний для вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) со ссылкой на результат исследования МЦ «Абсолют» о количестве антител от 24 февраля 2022 года суд признает несостоятельными, т.к. указанный результат исследования не является диагнозом, о чем прямо указано в данном документе, медицинская справка о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации надлежащей формы работодателю предоставлена не была.

Вопреки доводам истца приказ Роспотребнадзора от 25 марта 2020 года «О приостановлении вакцинации в субъектах» не приостанавливает вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

С учетом изложенного, суд находит, что порядок уведомления работника Чугреевой В.А. об обязательной вакцинации, о сроках вакцинации, о необходимости предоставления копии сертификата о вакцинации либо документа медицинской организации о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, о последствиях отказа от вакцинации в виде отстранения от работы работодателем соблюдён.

При таких обстоятельствах, правовые и фактические основания для признания незаконным оспариваемого приказа об отстранении от работы, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула отсутствуют.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Чугреевой В. А. к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Сосновоборская средняя общеобразовательная школа Зейского района о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                           О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 13 апреля 2022 года

Судья

1версия для печати

2-304/2022 ~ М-259/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чугреева Валентина Анатольевна
Ответчики
МАОУ Сосновоборская СОШ
Другие
отдел образования Зейского района
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Ворсина Оксана Борисовна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
22.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2022Передача материалов судье
22.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2022Судебное заседание
13.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2022Дело оформлено
30.09.2022Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее